Налог на игорный бизнес: практика судов

Налог на игорный бизнес: практика судов

09.10.2006

Глава 29 Налогового кодекса «Налог на игорный бизнес» существует уже более двух лет. За это время у игорного бизнеса в практике накопилось немало спорных вопросов, связанных с «игорным» налогом. Избежать ошибок при расчете этого налога, а также отстоять свою позицию перед налоговой инспекцией, помогут примеры из арбитражной практики.

Игрушки – тоже выигрыш

Во многих магазинах и других общественных местах можно встретить игровые автоматы, которые в качестве призов выдают не деньги, а игрушки или другие вещи. Некоторые представители игорного бизнеса считают, что такие автоматы не попадают под налог на игорный бизнес. Однако это мнение ошибочно. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа объяснил это в постановлении от 14 декабря 2005 г. № Ф03-А24/05-2/3962. Обосновывая свою точку зрения, судьи обратились к статье 364 Налогового кодекса. В ней дано определение понятия «игровой автомат»: это оборудование для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. При этом под азартной игрой Налоговый кодекс предлагает понимать «основанное на риске соглашение о выигрыше по правилам, установленным организатором игорного заведения».

Прежде чем принять окончательное решение, судьи исследовали инструкцию на игровой автомат. Они установили, что выигрыш на игровых автоматах, которые выдают игрушки в качестве приза, является случайным и зависит от настроек самого автомата. А значит, сделали вывод судьи, данный «… игровой автомат подпадает под понятие «игровой автомат», данное в Налоговом кодексе, и является объектом обложения налогом на игорный бизнес».

Недействующий автомат

Прежде чем «запустить» игорный бизнес, компания должна зарегистрировать каждый объект обложения налогом (игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы) в налоговой инспекции. Подавать заявление в инспекцию Налоговый кодекс требует не позднее, чем за два для до даты, когда игровой автомат будет установлен (ст. 366 НК).

А что делать, если фирма уже установила игровой автомат, но эксплуатировать его еще не начала? Некоторые компании считают, что в этом случае платить налог на игорный бизнес они не должны. К сожалению, эта позиция может привести фирму к штрафам. Дело в том, что арбитражная практика по этому вопросу сложилась неутешительная. Так Высший Aрбитражный суд в своем постановлении обратил внимание компаний на то, что «Налоговым кодексом не предусмотрена регистрация у налоговиков «момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения». При этом судьи подчеркнули, что в данной ситуации «налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий, осуществлять оперативный налоговый контроль». Поэтому, сделали вывод судьи, фирма обязана считать и платить налог с той даты, когда она подала в инспекцию заявление о регистрации объекта налогообложения (постановление Президиума ВАС от 22 марта 2006 г. № 11390/05).

Правда, некоторые областные суды высказывают противоположную точку зрения, противоречащую мнению своего высшего начальства. Так Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 26 июня 2006 г. № Ф09-5561/06-С1 решил, что «игровой автомат становится объектом обложения налогом на игорный бизнес, когда он установлен и используется для проведения азартных игр с денежным выигрышем». В ходе этого судебного разбирательства фирма объяснила, что не использовала игровой автомат, потому что он был сломан.

Правила подсчета

Некоторые игровые автоматы устроены так, что имеют несколько игровых мест (например, автоматы типа «Столбик»). Инспекторы упорно пытаются облагать их налогом как несколько объектов налогообложения. В письме от 11 мая 2005 г. № 22-1-12/759 «О налоге на игорный бизнес» федеральная налоговая служба пояснила свою позицию так: «игровые автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. И если в процессе игры на автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен. В связи с этим регистрации в установленном порядке в налоговых органах подлежит каждый игровой автомат, входящий в состав игрового развлекательного комплекса».

Однако судьи высказывают другое мнение по этому поводу. При этом они приводят такие аргументы. В пункте 1 статьи 366 Налогового кодекса перечислены объекты обложения налогом. К ним, в том числе, относятся игровые автоматы. Под игровыми автоматами понимается специальное оборудование, которое установлено в игорном заведении и которое используют для азартных игр с денежным выигрышем без участия в играх представителей игорного заведения (ст. 364 НК). Налоговый кодекс не установил ограничений по числу лиц, которые одновременно играют на одном игровом автомате. Это и является главным доказательством того, что автомат с несколькими игровыми местами они нужно считать одним объектом обложения налогом (постановления ФАС Центрального округа от 29 мая 2006 г. № А09-17031/05-13, Московского округа от 27 марта 2006 г. № КА-А40/ 1996-06-П, Центрального округа от 15 марта 2006 г. № А09-5795/05-21).

Таким образом, несмотря на то, что практика судов складывается в пользу налогоплательщиков, скорее всего, свою правоту представителям игорного бизнеса придется доказывать в суде.

Границы проверок

Компании не перестают спорить с инспекторами и по поводу проверок, с помощью которых ревизоры контролируют, полностью ли игорные заведения уплачивают налоги. Федеральный арбитражный суд Центрального округа от 5 июня 2006 г. № А54-8117/2005-С18 считает, что налоговики имеют право выходить «на места» и проверять все ли игровые автоматы, которые стоят в помещении фирмы, зарегистрированы в инспекции. Обосновывая свою точку зрения, судьи ссылаются на статью 88 и пункт 2 статьи 91 Налогового кодекса. Статья 88 разрешает инспекторам проводить камеральные проверки. А пункт 1 статьи 91 дает проверяющим полномочия «производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения». Из этого судьи делают вывод, что Кодекс не запрещает инспекторам осматривать помещения фирмы в рамках камеральной проверки.

Но есть и другие решения судов. В них судьи соглашаются с тем, что инспекторы имеют право проводить осмотр в игорных заведениях. Однако судьи напоминают, что при этом налоговики обязаны строго выполнять статью 92 Налогового кодекса. В этой статье такая процедура, как осмотр, упоминается в контексте выездной проверки. Осматривать же документы и предметы вне рамок выездной проверки статья 92 Налогового кодекса разрешает только в одном случае: если они были получены налоговиками в результате «ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра».

Получается, что осматривать игровые автоматы можно только с согласия фирмы (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. № А56-19294/2005, Западно-Сибирского округа от 16 марта 2006 г. № Ф04-2374/2006(20768-А46-23).

Кроме того, суды требуют, чтобы при осмотре инспекторы соблюдали и другие формальности, предусмотренные статьей 92 Налогового кодекса. В частности, эта статья требует, чтобы при проверке присутствовали понятые.

Так, рассматривая один из споров, Федеральный арбитражный суд Уральского округа выяснил, что инспекторы допустили «существенные процедурные нарушения при обследовании зала игральных автоматов».

В результате судьи отменили решение ИФНС, объяснив это тем, что «…инспекцией в материалы дела не представлено доказательств соблюдения норм, содержащихся в статье 92 Налогового кодекса при производстве осмотра». (постановление от 19 октября 2005 г. № Ф09-4734/05-С1).

Бухгалтерские недочеты

Фирма подала декларацию по налогу на игорный бизнес, заполнив ее по старой форме. Налоговики приравняли такой поступок к неподаче декларации и оштрафовали компанию по статье 119 Налогового кодекса. Судьи в такой ситуации поддержали налогоплательщика. В своем решении они указали, что компанию можно оштрафовать только в том случае, если в Налоговом кодексе прописаны основания для штрафа (п. 1 ст. 108 НК). Затем они обратили внимание инспекторов на пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса.

В нем установлена ответственность именно за неподачу декларации, а не за оформление декларации по неправильной форме. Учли судьи и то, что старая форма декларации позволяла указать все те же сведения, что и новая. А значит, старая декларация «…соответствует понятию налоговой декларации, установленному статьей 80 Налогового кодекса» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2006 г. № А33-21765/05-Ф02-461/06-С1).

Бухгалтер фирмы может ошибиться, и неправильно написав в платежном поручении реквизит ОКАТО. Однако это еще не повод штрафовать фирму за неуплату налога на игорный бизнес. Позиция фирмы для защиты может выглядеть примерно так. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога. Естественно, при условии, что на счете фирмы хватает денег для уплаты налога (п. 2. ст. 45 НК). В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса налог на игорный бизнес является региональным налогом. Поэтому, если код ОКАТО указан неправильный, но в целом деньги поступили в тот же бюджет – инспектор не может оштрафовать компанию за неуплату налога (постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2006 г. № Ф03-А04/06-2/366).

А что делать, если фирма уже не использует игровой автомат? Как перестать платить налог с этого объекта обложения? Ответ на этот вопрос прост: достаточно подать в инспекцию заявление о регистрации изменений количества игровых автоматов (ст. 366 НК). Фирма обязана зарегистрировать изменение в количестве объектов не позднее, чем за два рабочих дня до даты выбытия игрового автомата или другого объекта обложения налогом. Объект выбывает с даты подачи компанией заявления в инспекцию о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 2 ст. 366 НК). Судьи пояснили: «законодатель не связывает исчисление и уплату налога на игорный бизнес с наличием или отсутствием акта приема-передачи игровых автоматов и (или) отражением плательщиком операций по выбытию или установке игровых автоматов в бухгалтерском учете» (постановление ФАС Центрального округа от 27 января 2006 г. № 48-3352/05-2).

Судьи считают, что инспекторы имеют право осматривать игровые автоматы и помещения, в которых они установлены, только с согласия фирмы

Правила осмотра

«Осмотры предметов и помещений инспекторы должны проводить в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса», – считает юрист консалтинговой компании «Аудит МСК» Левашенко Антонина. – Во-первых, осмотр игровых автоматов возможен только с участием понятых. Понятых должно быть не меньше двух человек, они не должны быть заинтересованы в исходе осмотра. И главное, понятым не может быть сотрудник налоговой инспекции (ст. 98 НК. – прим. ред.). Во-вторых, инспектор, который осматривает игровые автоматы должен предъявить компании распоряжение о проведении осмотра объектов игорного бизнеса. Сам же осмотр должен быть оформлен протоколом. Кроме того, фирма должна помнить, что она тоже имеет право присутствовать при осмотре (п. 3 ст. 92 НК. – прим. ред.)».

Инспекторы облагают налогом установленные фирмой игровые автоматы, даже если фактически они не работают. Мнения судов пор этой проблеме расходятся

Перерегистрировать не надо

2005 года фирмы обязаны были регистрировать игровые автоматы в инспекции по месту постановки на учет. Законодатель изменил пункт 2 статьи 366 Налогового кодекса, и с 1 января 2005 года представителей игорного бизнеса обязали регистрировать игровые автоматы по месту их нахождения. Практика инспекторов, которые пытались штрафовать фирмы за то, что они с 2005 года не перерегистрировали игровые автоматы по новым правилам, успехом не увенчалась. Если по итогам проверки налоговики предъявят вам аналогичные претензии, отвечайте им так. Согласно новой редакции пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в инспекции по месту установки этого объекта. Названной статьей «не предусмотрена обязанность фирм по перерегистрации объектов налогообложения, ранее зарегистрированных в установленном порядке по месту регистрации налогоплательщика» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2006 г. № А13-13379/2005-21).

Алина ДОМКИНА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное