Бухгалтерия Кольского залива

Бухгалтерия Кольского залива

05.10.2006 распечатать

Мурманским бухгалтерам приходится прикладывать массу усилий, чтобы разобраться в поправках в налоговое законодательство. Их положение усугубляется тем, что налоговые инспекторы очень неохотно идут с ними на контакт.

Северный город

Мурманск расположен на восточном берегу Кольского залива и является крупным морским портом на Севере России. Здесь базируется единственный в мире атомный ледокольный флот. Знаменит этот город и тем, что отсюда в 1977 г. уходил и сюда возвращался атомный ледокол «Арктика», впервые в истории человечества достигший географической точки Северного полюса.

Сегодня здесь расположены важнейшие для страны предприятия. Среди них такие, как рыбодобывающие и горнодобывающие компании. А поскольку в Мурманске единственный в России незамерзающий порт, торговля по морю и грузоперевозки осуществляются круглый год.

Правда, вот климат совсем не радует местных жителей. Иногда мурманским бухгалтерам приходится работать только по ночам, причем в буквальном смысле – зимой здесь полярная ночь. А вот несколько летних месяцев солнце не заходит круглые сутки, но температура при этом редко поднимается выше 15 градусов. Но такие погодные условия никак не отражаются на характере финансистов – они приветливые и открытые люди. Но вот с налоговиками ведут себя достаточно сдержанно и зачастую по проблемным вопросам идут на принцип.

В поисках справедливости

На встречу с Валентиной Штыковой, главным бухгалтером ОАО «Мурманский морской торговый порт» я отправилась рано утром, поскольку этот день у Валентины был очень напряженным.

Я попросила Валентину рассказать о том, приходится ли, а если да, то насколько часто искать правду в суде по вопросам налогообложения. Надо сказать, что этот вопрос вызвал у моей собеседницы живой интерес.

– Часто ли нам приходится судиться? К сожалению, приходится. Как минимум, после каждой выездной проверки. По правде сказать, пока законодательные документы будут вступать в действие недоработанными, не дающими возможности трактовать их одинаково как налоговым органам, так и налогоплательщикам, другого выхода для доказательства правоты нет. А поводов для таких действий у нас достаточно.

Валентина рассказала, что жизнь торгового порта, существующего уже 90 лет, тесно связана с экспортом. Примерно 80 процентов деятельности предприятия – это услуги по выгрузке, хранению, погрузке экспортных грузов. За год портом перечисляются суммы налогов и сборов в бюджеты всех уровней в пределах 330–350 миллионов рублей. Однако нормальной работе предприятия мешают постоянно вносимые поправки в законодательство, которые затрагивают порядок учета и формирования отчетности предприятия.

– К примеру, вопрос возмещения НДС, который является болью для всех экспортеров. Мы, как законопослушные налогоплательщики, ждали обещанного упрощения процедуры доказывания реальности экспорта. А в результате такого «упрощения» из оборота предприятия изымаются суммы в размере четверти и более годового бюджета предприятия. Связано это с тем, что с 2006 года предприятие утратило право подтверждать обоснованность применения нулевой ставки в течение 180 дней.

– То есть отношения с налоговиками у вас не самые теплые? – подытожила я.

– Они у нас рабочие. Им, как и нам, достаточно сложно разбираться в постоянных нововведениях и перестраиваться на новый лад. Так что претензий к ним у меня нет. А вот вопросов к законодателям – масса.

Глобальный переезд

Одним из таких, по словам Валентины, является вопрос создания межрегиональных налоговых инспекций, расположившихся в Москве.

– Отчетность с каждым годом усложняется, несмотря на все разговоры об ее упрощении. После перевода Общества в Москву все чаще по итогам камеральных проверок приходят решения об отказе в возмещении каких-либо сумм.

– А как вы отчитываетесь перед столичными ревизорами и как вообще общаетесь?– обратилась я к своей собеседнице.

– Вы знаете, общаемся мы с ними достаточно активно. Сравнивая количество документов «переписки с ФНС» 2006 года с аналогичными документами 2005 года, когда мы находились на учете в Мурманске, их количество увеличилось раз в пять. Вот и ответ на ваш вопрос.

Что касается передачи отчетности в электронном виде, то мы одни из первых поддержали этот эксперимент. Но, как показывает мой опыт, для налогоплательщика облегчения труда нет. Ощущается это по количеству поступающих запросов с просьбой расшифровать, представить в виде таблиц, отраженные в наших декларациях суммы и запрашиваемых копий первичных документов. Получается, что у налогоплательщика бывает «передышка», а лучше сказать – появляется время для более внимательного занятия текущей деятельностью только в период прохождения почтовых отправлений.

На этой оптимистичной ноте мы закончили наше общение. Пожелав ей удачи, я отправилась в Управление федеральной налоговой службы по Мурманской области, где у меня была назначена встреча с руководителем ведомства Владимиром Москвиным.

Равнение на Европу

После встречи с Валентиной, к уже имеющимся вопросам добавился еще один – в связи с чем крупнейшие предприятия Мурманска были отданы на откуп московской инспекции? Ведь это приносит руководству местных организаций массу неудобств.

– Эта такая общеевропейская тенденция, – начал Владимир Москвин. – В Европе и на Западе такая система является нормой.

– А почему? – поинтересовалась я. – Неужели мурманские инспекции не справляются с проверкой местных предприятий?

– Дело в том, что эта мера направлена на улучшение администрирования крупнейших и ключевых российских предприятий. Принято считать, что столичные специалисты более компетентные, чем областные. Хотя, что касается Мурманска, нельзя сказать, что наши сотрудники уступают в профессиональной подготовке. Конечно, у нас есть проблемы в подборке кадров. Но это проблемы не только наши. Насколько я знаю, в московских инспекциях ситуация аналогичная. Но решение высшего руководства для нас – закон, и поэтому часть предприятий было уже переведено в Москву, а часть только планируется.

Нет зарплатам в конвертах

Далее Владимир Москвин рассказал о приоритетных задачах ведомства. Особое внимание, равно как и многие регионы страны, в Мурманске уделяется работе по легализации зарплат на предприятиях.

– Мы постоянно проводим мониторинг предприятий, где, по нашим данным выплачиваются зарплаты в конвертах. Затем мы отправляем на адреса таких организаций письма, в которых предлагаем руководителей в добровольном порядке заплатить сотрудникам зарплату не ниже прожиточного минимума, а тем, кто грешит подобными нарушениями, отказаться от подобной схемы. Чтобы директора могли принести соответствующие документы в удобное для них время, специально выделенные окна в инспекциях в отчетный период работают с 9 часов утра до 9 вечера. С этой же целью такие организации могут и в субботу принести документы. Если же предприятия продолжают выплачивать своим сотрудникам зарплату в конвертах, мы вызываем руководителей на беседу в управление. Для этого созданы в области специальные комиссии. И сначала в доверительной форме пытаемся им объяснить, что они должны уважать права своих работников. Если же и это не приводит к положительному эффекту, тогда в работу по легализации ежемесячных выплат подключаются правоохранительные органы. И тогда уж точно нарушителям несдобровать.

Обслуживание на высшем уровне

Я поинтересовалась у своего собеседника, как в Мурманске обстоят дела с качеством обслуживания в инспекциях. Приходится ли бухгалтерам выстаивать в изнурительных очередях, чтобы сдать декларации? И надо сказать, что полученный ответ меня удивил.

– В наших инспекциях практически нет очередей. Они бывают в основном в декларационную компанию, и совсем небольшие. А все дело в том, что порядка 18 процентов наших компаний сдают отчетность сегодня в электронном виде. Помогают в этом пять специализированных операторов связи, которые работают в области. Причем три из них сейчас проводят акцию «бесплатное подключение». Так что наши бухгалтеры могут позволить себе не стоять в очередях.

Гоголевские страсти

Не секрет, что, пожалуй, самым сложным в своей работе бухгалтеры называют несовершенство действующего законодательства. Жалуются они и на разночтения в официальных письмах Минфина и ФНС. «Как вы решаете эту проблему?» – обратилась я к своему собеседнику.

– Если быть откровенным, назвать налоговое законодательство совершенным достаточно сложно. Но я не сторонник его ругать. К примеру, немецкие аудиторы, проанализировав налоговые законы России, поставили им далеко не самую плохую оценку. Не отрицаю я и того, что бухгалтерам и предпринимателям сложно. Но у меня на эту проблему двоякий взгляд. Иногда мне кажется, что некоторые из бизнесменов и вовсе ни разу Кодекс не открывали, хотя активно его ругают. Ну вот как вы оцените случай, произошедший с одним из наших предпринимателей: ему позвонили неизвестные и пригрозили тем, что к нему «едет ревизор». И для того, чтобы избежать ненавистной проверки, предложили заплатить 20 тысяч рублей. Причем сделать это он должен был достаточно экзотическим способом – купить на указанную сумму карточек экспресс-оплаты, которые используются для мобильной связи, и продиктовать таинственным спасителям пин-коды. Он так и сделал, чем и лишился достаточно круглой суммы. И что тут скажешь? Прямо как у Гоголя! Так что могу сказать со всей ответственностью, зачастую сами предприниматели и бухгалтеры страдают от незнания законов.

Что же касается разночтений в трактовках тех или иных спорных вопросов, то мы решаем эту проблему следующим образом – регулярно устраиваем семинары в инспекциях, куда приглашаем наших бухгалтеров и отвечаем на интересующие их вопросы, разъясняем поправки, а также смысл писем, которые им не совсем понятны. Причем ни разу я не слышал жалоб со стороны налогоплательщиков на качество такого общения. Помимо этого, мы стараемся предельно объективно разбирать все жалобы бухгалтеров и предпринимателей на наших сотрудников. С этой целью внутри ведомства создали аудиторский отдел, сотрудники которого досконально изучают каждую жалобу на результаты проверок. Так что, одним словом, работа у нас кипит, и достаточно успешная.

Читайте Налоговый кодекс…

Однако главный бухгалтер частной охранной фирмы «Омега Север» Татьяна Кугарева не совсем согласна со словами Валерия Москвина. По ее утверждению, не все так хорошо, как это пытался представить начальник налогового управления.

Одним из самых проблемных моментов в своей работы Татьяна считает то, что налоговые инспекторы очень плохо идут на контакт, когда нужна их помощь в понимании той или иной законодательной нормы.

– Очень плохо то, что никак нельзя дозвониться до своих инспекторов, если хочется выяснить тот или иной вопрос. Или же они не берут трубку, или переадресовывают на начальника отдела, который тоже не отвечает на звонки. Поэтому нам крайне сложно добиться от них внимания. А если и удается с ними связаться и задать заветный вопрос, в ответ мы как правило слышим – «читайте Налоговый кодекс, там все черным по белому написано…».

– Но я слышала, – обратилась я к Татьяне, – что в управлении регулярно устраиваются семинары, на которые приглашаются бухгалтеры. И там сами инспекторы разъясняют, каким образом поступить в той или иной ситуации. К примеру, разъясняют сложные вопросы в законодательстве.

– Это вообще для нас очень больной вопрос. Семинары-то эти и устраиваются, но мы о них узнаем либо уже когда они прошли, либо вообще не знаем, что да как. Все дело в том, что очень слабо информируются наши коллеги о таких мероприятиях.

– Но мне Валерий говорил, что такую информацию всегда можно найти на сайте управления, – возразила я своей собеседнице.

– С этим я не спорю. Но проблема в том, что не всем доступен Интернет, а значит и информировать бухгалтеров нужно больше либо в печатных изданиях, либо посредством рекламы на телевидении. А выйти из положения, когда чего-то не понимаем, нам помогают наши коллеги. К примеру, в очередях в инспекции, которые, кстати сказать, у нас тоже далеко не редкость. Вот так с миру по нитке и находим нужное решение.

Скорая помощь

Следующим пунктом моей командировки была аудиторская фирма «Аудит Сервис». Мне довелось пообщаться с директором по развитию организации Валерием Кодряну. Так совпало, что аудиторская компания расположилась в соседнем здании с арбитражным судом, что во многом предопределило, в каком ключе будет проходить наша беседа.

– Часто ли фирмы, с которыми вы сотрудничаете обращаются в суд? И с какими проблемами больше всего сталкивают ваши клиенты?– спросила я у Валерия.

– Да, такое происходит часто. И причина, по которой это происходит, не будет ни для кого новостью – это несовершенство налоговых и иных норм в законодательстве. Контролирующие органы добавляют нам и нашим бухгалтерам немало головной боли. Приведу такой пример. Одна из фирм, заключившая с нами договор, столкнулась со следующей проблемой: компания ведет оптово-розничную торговлю. На руках у руководства есть разрешение до 2007 года на оптовую и розничную продажу. Работала фирма на спецрежиме и платила единый налог на вмененный доход. Однако в один из дней пришли представители контролирующих органов, выдавшие это разрешение, и изменили статус предприятия – та же деятельность названа не «оптово-розничная торговля», а «производственная деятельность». А производственные предприятия не могут применять спецрежим. И вот теперь мы сидим и думаем, что делать клиенту – переходить на общий режим налогообложения или идти в суд.

Большие проблемы у наших организаций и с НДС. Это вообще отдельная история. Так сложилось, что налоговики придираются то к методам исчисления, то к форме счетов-фактур. Словом, делают все, что компания не получила вычет по этому налогу. Мы же, в свою очередь, помогаем попавшим в такое положение компаниям. Кроме того, у нас есть отдельный штат юристов, которые занимаются оспариванием актов налоговых проверок. Причем судимся мы достаточно успешно. Поэтому всегда знаем, что если ревизор не прав, это докажет суд.

Промышленные гиганты

Для того, чтобы узнать, как чувствуют себя градообразующие предприятия Мурманской области, я отправилась в региональную Торгово-промышленную палату на встречу с ее президентом Анатолием Глушковым. Первый вопрос, который я задала своему собеседнику, – «Как чувствуют себя ключевые организации области?». И как оказалось, дела у них идут совсем неплохо.

– Финансовое состояние наших знаменитых на всю страну компаний нормальное, и перспективы у большинства из них хорошие. Они развиваются, реконструируют производство, усовершенствуют технологии, и осваивают новые месторождения. К примеру, некоторые из них напрямую зависят от мировых цен на металлы. А они сегодня очень благоприятные. Так что мы не жалуемся.

А проблемы у нас такие же, как и везде. Правда, наша организация всеми силами старается поддерживать местных промышленников.

Я попросила рассказать своего собеседника о программах поддержки, которые разрабатывает региональная ТПП.

– Мы предоставляем нашим предпринимателям массу услуг, в том числе информационных и консультационных. Оказываем содействие в повышении качества товаров и услуг. Помогаем в разрешении экономических и иных спорных ситуаций. Проводим семинары для предпринимателей с участием специалистов налоговых, таможенных и иных организаций. Занимаемся и вопросами совершенствования законодательства: проводим экспертизу законопроектов как местных, так и федеральных. Так же и в преодолении административных барьеров мы чувствуем себя в силах что-то изменить в лучшую сторону.

Малый сектор экономики

Неплохо дела обстоят и у малого бизнеса. Об этом мне рассказала заместитель ди ректора по экономике Государственного фонда развития малого предпринимательства Мурманской области Галина Бабкина. Так же, как и Торгово-промышленная палата, фонд разрабатывает различные программы по поддержке небольших фирм.

– На сегодняшний день в области зарегистрировано около 40 тысяч индивидуальных предпринимателей и три тысячи малых предприятий, работающих в разных областях.

Также Галина рассказала, что фонд занимается продвижением на рынок товаров и услуг. Помимо этого, он оказывает помощь в получении кредитов и сам выдает займы субъектам малого предпринимательства. Также большое внимание организация уделяет выставочной деятельности.

– Подобные мероприятия позволяют бизнесменам не только заявить о себе, но и начать сотрудничество с каким-нибудь другим бизнесменом или фирмой. При этом скандинавские предприниматели здесь частые гости. Они активно интересуются нашими товарами и услугами.

Сотрудники фонда активно занимаются консультационной деятельностью и считают эту работу одной из основных. Ежегодно составляют круг вопросов, наиболее болезненных для бизнесменов, и проводят по ним семинары, с которыми, кстати, выезжают и в другие города.

Словом, жизнь малых фирм в Мурманской области нельзя назвать безуспешной. У них есть все предпосылки для дальнейшего развития. И кажется, что местные власти это понимают, поскольку стараются не мешать им в этом. Осталось только дождаться, чтобы и бухгалтерам в их работе никто не мешал. Ведь ни один из них не мечтает судиться с ревизорами и тратить на это массу полезного времени.

Елена КОВАЛИШИНА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.