Готовим продажу бизнеса

Готовим продажу бизнеса

21.09.2006

В нашем законодательстве официального понятия «бизнес» нет. Можно ли продать то, что не имеет нормативного определения? На практике оказывается, можно. Важно только правильно к этому подготовиться.

Покупатели и продавцы готового бизнеса сталкиваются с тем, что объект купли-продажи трудно оценить. На рынке действующих предприятий отсутствуют такие, к примеру, стандарты, как на биржевом при котировке акций. Но определить параметры оценки все же необходимо.

Что интересует покупателя

Потенциальный владелец может попытаться самостоятельно определить ценность приобретаемой компании по нескольким критериям. Логично предположить, что в первую очередь его заинтересует рентабельность предприятия, уровень его текущих доходов, перспективы капиталовложений, фондоотдача (то есть прибыль на каждый вложенный рубль).

Допустим, что по этим показателям предложенный бизнес соответствует запросам покупателя. Значит, следующим шагом станет экспертиза правоустанавливающей документации фирмы. При этом важно:

  • установить правовой статус предприятия;
  • выяснить порядок принятия решений учредителями, порядок совершения крупных сделок;
  • подтвердить полномочия руководства.

При наличии «достойного» пакета учредительных документов покупатель не преминет углубиться в историю развития бизнеса. Ведь у любой фирмы в прошлом могли быть отклонения от норм закона. Например, нарушения в процессе приватизации акций предприятия или ущемление прав некоторых участников при их смене. Покупателю полезно узнать о происхождении активов компании, об обременениях имущества.

Если прошлое компании «чисто», то надо изучить настоящее. Для начала нужно проанализировать всю нормативную базу, которая регламентирует деятельность фирмы. Затем проверить наличие разрешительной и другой аналогичной документации (лицензий, заключений государственных органов, сертификатов, аттестатов, страховых полисов и т. д.). И при этом обратить внимание на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, ноу-хау, изобретения). Права на них должны быть надлежащим образом оформлены и защищены.

Кадровый вопрос

При смене владельца бизнеса известное правило «Новая метла по-новому метет» работает лишь отчасти. Конечно, в отношении руководителей верхнего звена оно исполняется на все сто процентов, но в отношении ведущих специалистов есть множество ограничений. Их тоже должен выяснить покупатель до момента заключения сделки.

Например, компания осуществляет свою деятельность на основе лицензии. Одним из условий ее получения является наличие установленного законом числа работающих на предприятии специалистов с соответствующим образованием и аттестацией. В случае увольнения таких сотрудников придется незамедлительно найти им замену и сообщить об этом органу, выдавшему лицензию. В противном случае ее действие может быть приостановлено.

Подготовьте информацию

Очевидно, что продавец должен быть готов к ответу на каждый вопрос, интересующий потенциального владельца.

Чтобы покупатель мог составить должное представление о доходности компании, следует составить подробную аналитическую записку с информацией по следующим пунктам:

  • номенклатура выпускаемой продукции;
  • цены;
  • объем выпуска и объем продаж по каждой позиции;
  • состав и структура затрат;
  • себестоимость товарной единицы.

Эти сведения дают нарастающим итогом за год и в динамике за несколько предыдущих лет.

Представление об имуществе предприятия, о недвижимости и оборудовании, о ценных бумагах и других активах поможет составить балансовая справка. Стоимость активов лучше показать в нескольких оценках. По минимуму хотя бы в двух: по балансовой стоимости и в рыночных ценах аналогов. Также следует подготовить сводку о долгосрочных контрактах, договорах аренды, о правах на торговые марки и т. п.

Продавец проверит сам

Надеясь продать бизнес, его нынешний владелец вынужден дать возможность покупателю провести экспертизу учредительных и прочих правоустанавливающих документов. Но до этого лучше провести их внутреннюю ревизию, выявить и устранить некоторые юридические изъяны.

В первую очередь необходимо проверить и в случае необходимости скорректировать учредительные и регистрационные документы предприятия. Кроме того, нужно получить письменное согласие на продажу предприятия от всех его участников.

Протоколы собраний учредителей и другие документы необходимо подобрать в хронологическом порядке.

Следующий этап подготовки – анализ содержания основных договоров (ссуды, аренды, поставки и т. п.). Нужно проверить, не содержат ли они положения, которые препятствуют продаже предприятия. Если такие положения есть, то необходимо внести соответствующие изменения в текст «неудобных» договоров.

Теперь о кадрах. Со всеми сотрудниками предприятия (особенно с ключевыми) должны быть заключены трудовые договоры, которые обеспечат потенциальному покупателю гарантии сохранения штата. Возможно, что в некоторых случаях преимуществом будет минимальная численность основных сотрудников. Значит, об этом нужно позаботиться заранее и вывести «балластные» кадры за штат. Например, в аутсорсинговую фирму или на договоры гражданско-правового характера.

Оформляем документы по сделке

Для успешного проведения сделки купли-продажи фирмы необходимо подготовить ряд документов (ст. 561 ГК РФ):

  • акт инвентаризации (состав и стоимость продаваемого предприятия);
  • аудиторское заключение о составе и стоимости компании;
  • реестр всех обязательств, включаемых в состав предприятия. В нем указывают всех кредиторов, характер, размер и сроки исполнения их требований;
  • бухгалтерский баланс. Перед продажей должен быть составлен отдельный баланс имущественного комплекса. При этом до продажи его данные включаются в состав официальной бухгалтерской отчетности собственника предприятия.

обратимся к закону

Статья 75 Трудового кодекса
Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации…

это важно

Надо иметь в виду, что покупатель может выразить желание перепроверить полученные сведения. Будьте готовы представить копии подтверждающих документов. Проведите инструктаж сотрудников, к которым будущий владелец, возможно, захочет обратиться за разъяснениями.

Н. Сивцова, генеральный директор ООО «ГенКонсалтинг»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное