Секреты фирм под угрозой

Секреты фирм под угрозой

14.09.2006 распечатать

Из-за ошибки законодателей информацию о налоговых долгах граждан и корпораций теперь может получить любой желающий. Норма, отменившая налоговую тайну, появилась незаметно. Она затерялась в пакете многочисленных технических поправок Налогового кодекса, которые связаны с изменениями правил размещения госзаказов.

Алиса Александрова, корреспондент «Консультанта»

Налоговую тайну составляют любые полученные инспекторами, таможенниками или милиционерами данные о компании. Правда, к ней не относятся сведения, которые фирма разгласила самостоятельно или дала согласие на это. Тайной не считают также ИНН и информацию о привлечении организации к налоговой ответственности. Контролеры имеют право запросить у компании любые сведения и документы – от паспортных данных любого сотрудника до отчета о платежах в казну и контрактах с партнерами.

Тайну защищает статья 102 Налогового кодекса. Если инспекторы, милиционеры или таможенники используют или передадут производственную или коммерческую тайну организации, которая стала им известна при исполнении обязанностей, третьей стороне, то они будут наказаны. Ведь за разглашение законодательством предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа до 120 000 рублей и даже лишения свободы сроком до трех лет. Если же инспектор выдаст тайну за вознаграждение, наказание может увеличиться до пяти, а в особых случаях – до 10 лет. Но те, кто узнал тайну официальным путем, ответственности за это не несут.

Цена ошибки

Прошлым летом депутаты приняли Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении госзаказов). Он обязывает госслужащих распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут лишь кандидаты, которые не имеют задолженности перед бюджетом. Очевидно, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах. В связи с этим законодатели включили в пакет поправок норму, которая обязывает инспекторов предоставлять такую информацию. Это дополнение к статье 32 Налогового кодекса вступило в силу еще в феврале 2006 года.

Теперь контролеры обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или гражданина за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность, и если да – результат рассмотрения жалоб. Обращаться с запросами может кто угодно. Ведь в Налоговом кодексе не говорится, что инспекторы должны предоставлять налоговую информацию исключительно по запросу конкурсной комиссии. Более того, право направить запрос есть у всех структур, обладающих полномочиями по размещению госзаказов. Оно действует, даже если в данный момент такие заказы отсутствуют. В то же время размещать госзаказы могут все федеральные структуры исполнительной власти, региональные и местные администрации, а также «муниципальные заказчики», круг которых не конкретизирован.

В законе также не сказано, что спрашивать можно только о тех компаниях или гражданах, кто подал заявку на участие в конкурсе. Значит, можно требовать информацию о задолженности любой фирмы или гражданина. Между тем Закон о размещении госзаказов не требует, чтобы авторы запроса объясняли причины интереса к организации. В свою очередь, запрос может быть направлен в любую инспекцию, независимо от того где компания стоит на учете. Нет и единой формы запроса. Фактически закон позволяет широкому кругу граждан в любое время получать секретную информацию.

Между тем упомянутая информация представляет собой налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Доступа к ней нет у большинства правоохранительных и контрольных структур. Так, Счетная палата не первый год добивается права на доступ. Но неизменно получает отказ.

Примечательно, что статья 32 Налогового кодекса, фактически отменяющая налоговую тайну, обязывает инспекторов ее соблюдать. Законодатели обещают исправить норму о налоговой тайне не раньше осенней сессии. А пока, если кто-то из организаторов государственных закупок обратится за информацией о налоговой задолженности фирмы или гражданина, инспекция обязана ее предоставить. Таким образом, последствия ошибки законодателей не заставят себя долго ждать.

Мнение бизнес-сообщества

«Поправки в статью 32 Налогового кодекса, действительно, существенно ослабили правовую защиту налоговой тайны, – заметила Ирина Баталова, юрист Коллегии адвокатов г. Москвы “Барщевский и партнеры”. – Однако это не означает, что теперь компании оказались полностью беззащитными».

Во-первых, инспекторы могут предоставить информацию о налоговых долгах фирмы только по запросу государственного и муниципального заказчика, а также федеральных структур исполнительной власти, субъекта и муниципального образования, которые уполномочены размещать госзаказ (п. 8 ст. 32 НК РФ).

На первый взгляд может показаться, что круг претендентов на сведения о задолженности компании достаточно широкий. Однако в действительности это не так. Ведь государственными и муниципальными заказчиками могут выступать только структуры госвласти и местного самоуправления, а также уполномоченные ими получатели бюджетных средств при размещении заказов за счет этих денег (ст. 4 Закона о размещении госзаказов).

В то же время компании, которые могут привлечь на основе договора для размещения госзаказа, не обладают статусом государственных и муниципальных заказчиков. Соответственно они не вправе запрашивать информацию о задолженности фирмы или гражданина по налоговым платежам (ст. 6 Закона о размещении госзаказов).

Во-вторых, контролеры не имеют права передавать информацию обо всей налоговой задолженности фирмы. Сведения о долге могут быть предоставлены лишь за прошедший календарный год. Информацию же о текущей задолженности компании относят к категории налоговой тайны (ст. 102 НК РФ).

В-третьих, всю информацию о налоговых долгах предоставляют с комментарием о мерах, принятых фирмой или гражданином, по их обжалованию. Предполагается, что это позволит объективно отследить правомерность начисления задолженности и создать соответствующее представление о компании.

«Если же инспекция превысит свои полномочия и предоставит большее количество информации, – сообщила г-жа Баталова, – организация вправе подать на нее в суд» (п. 13 ст. 21 НК РФ). В свою очередь, контролеры обязаны соблюдать налоговую тайну (ст. 23 НК РФ). За ее разглашение инспекторы понесут дисциплинарную ответственность (ст. 192, ст. 193 ТК РФ). Кроме того, законодательство не исключает возможность взыскать с инспекции убытки, которые фирма понесла в связи с незаконными решениями или действиями контролеров (подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ). «Однако существующий порядок не гарантирует, что компания реально сможет получить соответствующее возмещение», – посетовала г-жа Баталова.

В свою очередь, Светлана Гаврилова, ведущий консультант по праву отдела консалтинга АКГ «ФинЭкспертиза», заметила, что налоговой тайной являются любые сведения о компании, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса. Следует учитывать, что данная норма должна применяться во взаимосвязи с положениями статьи 32 Налогового кодекса. Так, тайну не составляют сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Следовательно, если у фирмы есть долг по обязательным платежам в бюджет, это само по себе является нарушением законодательства. Как следствие, эта информация не составляет налоговую тайну. Однако в ряде случаев сведения о долгах фирмы все же подпадают под понятие налоговой тайны, которую инспекторы обязаны соблюдать (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В любом случае, по мнению г-жи Гавриловой, изменения, внесенные в пункт 1 статьи 32 Налогового кодекса, не представляют угрозы для компаний. Ведь раскрытие информации о налоговых долгах фирмы не носит произвольный характер (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Инспекторы могут предоставить сведения о задолженности только в рамках размещения государственных или муниципальных заказов.

Между тем понятие «государственный и муниципальный заказчик» Налоговый кодекс не раскрывает. «Чтобы установить содержание этого термина, – отметила Светлана Гаврилова, – следует обратиться к другим отраслям законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ)». Вместе с тем под размещением госзаказов следует понимать заключение уполномоченными структурами с исполнителями и подрядчиками государственных или муниципальных контрактов (ст. 5 Закона о размещении госзаказов).

Запросить информацию о задолженности фирмы или гражданина перед бюджетом может только участник госзаказа, который, в свою очередь, не имеет налогового долга (ст. 11 Закона о размещении госзаказов). Проверить подрядчиков и исполнителей на соответствие этому требованию должен заказчик, который на это уполномочен конкурсной или аукционной комиссией (п. 6 ст. 11 Закона о размещении госзаказов).

«Между тем необходимость запроса сведений о налоговой задолженности фирмы или гражданина связана еще и с тем, – заметила г-жа Гаврилова, – что государственные или муниципальные контракты исполнители и подрядчики реализуют за счет бюджетных средств». Это обстоятельство также объясняет повышенное внимание к участникам размещаемых заказов.

«Таким образом, становится очевидным, что запросить информацию о долгах фирмы или гражданина можно только в рамках размещения государственного или муниципального заказа. Чтобы получить такие сведения, авторы запроса должны ссылаться на то, что информация необходима в связи с размещением госзаказа. В свою очередь, инспекторы могут предоставить ее только при наличии соответствующего обоснования», – резюмировала Светлана Гаврилова.

Алиса Александрова, корреспондент «Консультанта»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...