Михаил Киселев: В ожидании национальных стандартов

Михаил Киселев: В ожидании национальных стандартов

13.09.2006

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (далее – Совет) входит в Фонд НСФО. Он обладает исключительными полномочиями в вопросах разработки и утверждения проектов нормативных актов и других документов в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Об основных направлениях работы Совета «Консультанту» рассказал его председатель Михаил Киселев.

– Михаил, Совет подготовил Концепцию стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, каковы цели этого документа?

– Концепция во многом задумывалась как внутренний документ. Придавать ей статус нормативного акта мы не планируем. Концепция представляет собой руководство для ведомства, которое устанавливает стандарты финансовой отчетности. Изначально было много различных мнений по вопросу, какими они должны быть – насколько сильно они могут отличаться от МСФО. Чтобы адаптировать международные нормы к российской специфике, их неизбежно пришлось бы существенно изменить. Поэтому члены Совета решили, что, прежде чем начать работу над национальными стандартами, необходимо подготовить документ, в котором будет изложена общая позиция по основным вопросам отчетности. Таким образом, цель концепции – определить направление развития стандартов финансовой отчетности в России на долгосрочную перспективу и основные требования к их применению различными группами организаций. Отмечу, что при ее разработке члены Совета исходили из того, что стандарты финансовой отчетности и правила бухгалтерского учета в первую очередь должны быть нацелены на интересы пользователей отчетной информации. Ведь она им необходима для принятия экономических решений. Между тем для соблюдения фискальных интересов государства существуют налоговые правила. Они исчерпывающе должны быть прописаны в Налоговом кодексе без ссылок на порядок ведения бухгалтерского учета. Чтобы снизить издержки компаний на ведение учета, в настоящее время эксперты рассматривают возможность приближения налоговых правил к бухгалтерским.

– Можно ли говорить, что стандарты, которые будут разработаны в соответствии с концепцией, привнесут новые требования к ведению учета и подготовке отчетности российскими компаниями?

– Нет, новых требований национальные стандарты устанавливать не будут. Согласно концепции, общественно значимые организации должны готовить финансовую отчетность в соответствии с российскими стандартами.

К общественно значимым компаниям можно отнести эмитентов ценных бумаг, которые допущены к обращению через организаторов их торговли, кредитные и страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, пенсионные фонды, биржи, а также прочие открытые акционерные общества и фирмы, которые привлекают и используют деньги граждан.

Для предприятий среднего бизнеса, которые не относятся к общественно значимым, предполагается создать отдельный комплект упрощенных стандартов. При этом компании будут самостоятельно решать, по какому комплекту правил составлять отчетность. До утверждения упрощенных стандартов для предприятий среднего бизнеса обязательной будет оставаться отчетность по российским стандартам учета – ПБУ.

Между тем малые фирмы планируют вообще освободить от обязанности сдавать отчетность. Они должны будут сдавать только налоговые декларации. В противном случае административная нагрузка на организации малого бизнеса будет достаточно велика.

– В настоящее время большое количество фирм уже готовят отчетность по МСФО или планируют начать делать это в ближайшее время. Не противоречат ли требования концепции международным правилам?

– Концепция предполагает, что российские стандарты финансовой отчетности должны представлять собой перевод английского текста МСФО. Последний будет иметь приоритет для отечественных компаний, которые работают на международных рынках капитала. В то же время желательно получить одобрение перевода со стороны Совета по международным стандартам финансовой отчетности.

Национальные правила будут отклоняться от перевода МСФО или устанавливать дополнительные требования для компаний по раскрытию информации лишь в исключительных случаях. Например, если конкретная международная норма не соответствует общественным интересам или не позволяет достоверно и добросовестно представлять финансовую информацию ее пользователям. При этом количество таких случаев должно стремиться к нулю за счет активного участия Национального совета по стандартам финансовой отчетности в процессе разработки и изменения МСФО.

– Если национальные стандарты будут лишь незначительно отличаться от требований МСФО, насколько они необходимы?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, я расскажу о том, как началась работа над концепцией. Сейчас готовят и обсуждают сразу несколько законопроектов по бухгалтерскому учету. Фонд НСФО разработал проект закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». В соответствии с этим документом, нам необходимы национальные стандарты отчетности. Также два законопроекта подготовил Минфин России. Первый из них – «О консолидированной финансовой отчетности», его уже рассматривает Государственная дума. Второй – «Об официальном бухгалтерском учете». Главное финансовое ведомство полагает, что МСФО нужно применять при составлении консолидированной отчетности, а национальные стандарты – индивидуальной.

Почему же все-таки мы склоняемся к тому, что отечественные компании должны работать по российским стандартам финансовой отчетности? Это вопрос в первую очередь национального суверенитета. Ведь большинство развитых стран работают по собственным стандартам. По пути всеобщего внедрения МСФО пошел только Европейский союз. При этом надо учитывать мотивы европейцев. Они в основном и влияют на развитие международных правил учета и работу СМСФО. Ведь если ЕС отклонит какой-либо стандарт, Совет отзовет его или изменит так, чтобы он подошел европейцам. В остальных странах национальные стандарты принимают на основе международных.

С другой стороны, очень важно сформировать в России институты гражданского общества. К ним относят и уполномоченные национальные структуры, которые способны подготовить отечественные стандарты отчетности. Неизвестно, что будет с международным Советом через 10, 20, 30 лет. Нельзя терять российскую школу и бездумно копировать иностранный опыт. Пусть он хороший сейчас, но нет гарантии, что ничего не изменится в перспективе. Мы должны думать о будущем. Поэтому необходимо постоянно вести кропотливую работу над национальными стандартами. Каждое правило, по которому фирмы и коммерсанты будут готовить отчетность, нужно принимать осознанно. Таким образом, переход на новую систему стандартов – это не однократное решение, а постоянно длящийся процесс.

– Как скоро Совет планирует начать работу над национальными стандартами финансовой отчетности? Станут ли они обязательными для компаний?

– В рабочих планах Совета на ближайшее полугодие подготовка первоначальных проектов десяти национальных стандартов на основе перевода МСФО. Таким образом, предполагается, что на разработку одного правила отчетности, прежде чем оно будет вынесено на публичное обсуждение, потребуется одна-две недели. С учетом того, что в настоящее время существует около 40 международных стандартов, работа при жестком графике запланирована на два года. Однако МСФО не стоят на месте, они развиваются. Поэтому работа предстоит большая.

Между тем я стараюсь осторожно употреблять понятие официального перевода МСФО. Ведь в России официальным считается то, что утверждено государством. В настоящее время в публичном доступе существует только перевод МСФО, который был подготовлен компанией «Аскери – АССА»*. НСФО заключил с ней договор об использовании их перевода в разработке национальных стандартов. Соответственно те правила отчетности, над которыми мы сейчас работаем, основываются на переводе фирмы «Аскери – АССА». Будет ли какой-то другой перевод МСФО? Очевидно, это зависит от исхода судебных споров, которые в настоящее время ведут с компанией ее оппоненты.

В любом случае национальные стандарты финансовой отчетности, которые будут разработаны в соответствии с концепцией, вступят в силу только в том случае, если их одобрит государство. Таким образом, в настоящее время фирмы могут ознакомиться с концепцией для информации. Сделать это, безусловно, крайне полезно, хотя пока и не обязательно.

– Совет активно участвует в разработке МСФО. Какие проекты сейчас обсуждаются? Каковы рабочие планы Совета в этом направлении?

– Действительно, НСФО активно взаимодействует с международным Советом по стандартам. В мире идут процессы глобализации, и мы не можем оставаться от них в стороне. Для того чтобы российские компании могли привлекать инвестирование на глобальных рынках, стандарты отчетности должны быть сопоставимы. Необходимо, чтобы мнение российских организаций тоже учитывалось при разработке МСФО. В частности, недавно мы направили свои предложения по дискуссионной бумаге «Измерение при первоначальном признании» на проект МСФО 8 «Операционные сегменты». В настоящее время специалисты НСФО работают над поправками в МСФО 23 «Затраты, связанные с привлечением заемных средств». Между тем Совет принял решение о необходимости комментировать все изменения в сфере МСФО, которые выносятся на публичное рассмотрение.

– Вернемся к проекту закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». На какой стадии он сейчас находится? Как он соотносится с проектом Минфина?

– С трудом могу представить себе ситуацию, когда их примут одновременно. Согласно концепции НСФО, необходим один закон, который заменит ныне действующий Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Минфин России предлагает два закона. В то же время НСФО уже представил свой проект на рассмотрение Государственной думы. Его пока не обсуждают – в противном случае правительство не смогло бы внести свой законопроект аналогичной тематики. По словам представителей Минфина России, они планируют передать его на обсуждение в конце лета – начале осени. Рассматривать предложения финансового ведомства и НСФО Государственная дума, скорее всего, будет в начале 2007 года. Следовательно, только после того, как законодатели ознакомятся с проектами, они смогут решить, какой из подходов предпочтительней. То есть ждать осталось относительно недолго.

– В законопроекте «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» есть ссылки на Положение по ведению бухгалтерского учета. Расскажите, пожалуйста, что это за документ?

– В настоящее время НСФО обсуждает Положение по ведению бухгалтерского учета. Сложно пока говорить, каким оно будет в итоге. Могу лишь заметить, что первоначально была поставлена цель сосредоточить в одном документе все требования к процессу ведения учета, которые должны быть зафиксированы в нормативных актах, но которых нет в МСФО. В первую очередь имеются в виду требования к составлению первичных документов, ведению их регистров и хранению документов бухгалтерского учета. Мы планируем завершить работу над первоначальным проектом Положения уже осенью.

– Очевидно, что, если законопроект НСФО будет принят, потребуется внести определенные поправки в Налоговый кодекс и другие нормативные акты. Какие изменения, по мнению Совета, будут необходимы?

– Эти изменения также сейчас находятся на стадии обсуждения. Черновые проекты вызывают жаркие споры членов НСФО. Поэтому я пока не возьмусь предположить, что мы получим в итоге. Как только члены Совета придут к внутреннему согласию, проект поправок будет вынесен на публичное обсуждение.


* Перевод МСФО был сделан в 1998 году под авторством В.И. Тарусина и начал распространяться в виде книги. Генеральный директор «Аскери – АССА» Олег Аскери является членом НСФО.

Кто регулирует валютные операции:

  1. учреждения валютного регулирования – Центробанк и структуры исполнительной власти;
  2. учреждение валютного контроля – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Его компетенция ограничена специальными актами структур валютного регулирования. Так, ФСФБН контролирует валютные операции, которые проводят резиденты и проверяет полноту и правильность учета и отчетности по валютным операциям.
  3. агенты валютного контроля – уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Кто регулирует валютные операции:

  1. учреждения валютного регулирования – Центробанк и структуры исполнительной власти;
  2. учреждение валютного контроля – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Его компетенция ограничена специальными актами структур валютного регулирования. Так, ФСФБН контролирует валютные операции, которые проводят резиденты и проверяет полноту и правильность учета и отчетности по валютным операциям.
  3. агенты валютного контроля – уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Беседовала эксперт «Консультанта» Василя Плеханова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное