Суд рассчитался с «оборотнями-орденоносцами»

Суд рассчитался с «оборотнями-орденоносцами»

12.09.2006 распечатать

На прошлой неделе в Московском окружном военном суде завершились слушания по одному из самых громких дел последнего времени, связанных с коррупцией в силовых структурах. Почетные правообладатели бренда «оборотни в погонах» (генерал МЧС и шестеро старших офицеров МУРа, имеющих правительственные награды), обвиняемые в вымогательстве крупных денежных сумм у коммерсантов, незаконном обороте оружия, фальсификации доказательств и прочих «мужских забавах», приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

Итак, обо всем по порядку… Операция по выявлению и задержанию подозреваемых готовилась около двух лет. В оперативных мероприятиях были задействованы около 600 сотрудников ГУСБ МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. В 2003 году костяк группировки был арестован. В следственном изоляторе оказались шестеро офицеров МУРа – замначальника 2-й оперативно-розыскной части (ОРЧ) Евгений Тараторин, замначальника 5-го отдела 2-й ОРЧ Юрий Самолкин и его подчиненные Вадим Владимиров, Игорь Островский, Николай Демин и Александр Брещанов. Возглавлял же преступное сообщество, по версии обвинения, 51-летний генерал-лейтенант Владимир Ганеев, некогда отвечавший чуть ли не за личную безопасность Сергея Шойгу и руководивший отрядом по охране специальных и гуманитарных грузов. Сразу после задержания 23 июня 2003 года тогдашний глава МВД Борис Грызлов назвал их «оборотнями в погонах». С тех пор это словосочетание прочно вошло в обиход.

Тише мыши, МУР на крыше…

По версии следствия, деятельность организованного преступного сообщества развивалась по двум основным направлениям: служебному и «экономическому». С одной стороны, для успешной служебной карьеры оперативники МУРа фальсифицировали уголовные дела, подбрасывая оружие, пластид, гранаты и патроны. «Преступниками» обычно становились бомжи, алкоголики, просто случайные люди, оказавшиеся не в то время не в том месте. Второе направление деятельности «бригады» сводилось к вымогательству денег у коммерсантов. Под «ментовской крышей» в добровольно-принудительном порядке оказались несколько московских казино, пяток ресторанов, пара торговых домов и коммерческий банк. Руководители этих коммерческих структур платили милиционерам за так называемые «охранные услуги». Отмывались выплаты через специально созданный для этой цели благотворительный фонд. Подавляющее большинство «попавших на мушку» бизнесменов, дабы еще больше не осложнять себе жизнь, соглашались платить ежемесячную дань или оформляли на родственников сыщиков часть бизнеса. Особо строптивым подбрасывали оружие, после чего отправляли за решетку.

Типичный пример: двум коммерсантам – партнерам подбросили оружие и наркотики, после чего потребовали сознаться в причастности к ряду громких преступлений или отдать часть бизнеса. Один из бизнесменов, рассудивший, что лучше быть бедным, но свободным, пошел на уступки. Его менее сговорчивый коллега получил четыре года тюрьмы. И таких эпизодов в деле «оборотней» предостаточно.

Если друг оказался вдруг…

А вот не вполне типичный, но от этого еще более отталкивающий образец «дружбы» «оборотня» с частным предпринимателем, чья фирма занималась экспортом цветных металлов и имела очень неплохой доход. По словам самого потерпевшего, в 1998 году на одной из закрытых вечеринок он познакомился с «серьезным» и влиятельным силовиком в звании генерала (кто это был, догадаться нетрудно). Выпили, разговорились… И когда новый знакомый неожиданно предложил оказать поддержку его бизнесу, коммерсант даже обрадовался: обороты компании росли, рано или поздно «крыша» понадобилась бы все равно. А уж от генеральской-то грех отказываться… Ударили по рукам. Поначалу речь шла всего-то о тысяче долларов в месяц. «Ну надо же, – ликовал коммерсант, – такой человек, а меру знает. Чуть позже, однако, покровитель попросил в долг у своего подзащитного свыше 200 тысяч долларов для покупки квартиры. Бизнесмен, понятное дело, был не в силах отказать. Когда же пришло время платить по счетам, заемщик только развел руками: дефолт! Затем предложил свой план возмещения убытков: дескать, он возвращает бизнесмену деньги, но дает их как бы в рост. А набегающие проценты и станут его расплатой. Так бизнесмен, сам того не ведая попал в вечную кабалу к генералу, превратившись из кредитора в пожизненного должника. В общей сложности за 4 года «дружбы» благодетель вытряс из него больше 4 миллионов долларов. Но аппетит приходит во время еды. Очень скоро вымогатель решил заполучить весь бизнес. Терпение коммерсанта лопнуло, он встал на дыбы и попытался расторгнуть договор. Да где там… «Только пикни еще раз, увидишь, что будет!» – так в смягченных выражениях можно перевести ответ генерала. Дальше история развивалась по самому худшему для коммерсанта сценарию со всеми элементами дешевого криминального боевика: «постановка на счетчик» с требованием незамедлительно выплатить 700 тысяч долларов «отступного», избиение, угрозы расправы над родными и близкими и т. д.

«С таким счастьем, и на свободе»

О доходах обвиняемых, по мнению следствия, могут свидетельствовать несколько фактов. Только при задержании из сейфа Ганеева изъяли 50 тысяч долларов, а из арендуемых муровцами банковских ячеек – около трех миллионов долларов (впоследствии сумма изъятого возросла до пяти миллионов). На одной квартире следователи нашли «черную бухгалтерию» задержанных, из которой следовало, что за несколько лет они «заработали» около десяти миллионов долларов. Самые интересные вещицы обнаружились у замначальника муровского отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия полковника Юрия Самолкина: швейцарские часы «Брегет» за 30 тысяч баксов и пистолет Макарова с инкрустацией и золоченым курком. В Подмосковье офицеры построили себе коттеджный комплекс стоимостью более 3,5 миллиона долларов – с бассейнами, теннисным кортом и собачьим питомником. Приобреталась недвижимость и за рубежом. В частности, четыре многокомнатные квартиры, принадлежащие генералу МЧС, были обнаружены Интерполом в Испании. Общая стоимость апартаментов в городке Марбелья, в ста метрах от берега Средиземного моря, в элитном поселке «Персидские сады» достигла миллиона долларов. Если же добавить к этому целый парк лимузинов…

Окончен бал, погасли свечи

Следствие и суд длились более трех лет. Обвинительное заключение занимало 1700 страниц и зачитывалось около четырех часов. Обвиняемые своей вины не признавали, а их адвокаты утверждали, что дело сфабриковано. Так, Ганеев заявлял, что предприниматель сам взял в долг у его родственников 700 тысяч долларов и отказался отдавать. А он, дескать, как «человек не злой, но очень активный», решил его припугнуть. Что касается недвижимости в Испании – так то ж наследство.

Тем не менее прокурор на процессе попросил посадить офицеров на сроки от 19 до 25 лет. Дали меньше. Исключив из обвинения один из вменявшихся «оборотням» эпизодов, суд приговорил Владимира Ганеева и Юрия Самолкина к 20 годам, Николая Демина – к 18, Евгения Тараторина, Игоря Островского и Вадима Владимирова — к 16, а
Александра Брещанова – к 15 годам колонии строгого режима. Все лишены наград и званий. Адвокаты подзащитных все как один намерены оспаривать решение.

Кстати, в ближайшее время будет предъявлено обвинение еще четырем задержанным членам группы, в свое время сумевшим скрыться. Так, в апреле 2005 года в Киеве был задержан один из разыскиваемых – майор из МУРа Александр Евстигнеев. С его слов выходило, что он якобы понятия не имел, что его ищут милиция и Интерпол. Дескать, все это время он мирно путешествовал: сначала отбыл в Турцию, потом уехал в Киев, где и задержался по своим личным делам. Позднее он был этапирован в Москву и с санкции суда арестован. А в июле того же года задержан старший оперуполномоченный МУРа Юрий Козар, также входивший в группу «оборотней». Ему уже предъявлено обвинение. В розыск также были объявлены замначальника отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия Московского уголовного розыска Владимир Лысаков и старший оперуполномоченный этого отдела Валерий Демин.

Личное дело

Генерал-лейтенант Владимир Камильевич Ганеев – экс-начальник службы собственной безопасности МЧС, член президиума Общероссийской общественной политической Организации «Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации». Одной из целей создания общественной организации было участие в парламентских выборах. Но наряду с политической деятельностью Ассоциация занималась и проверкой криминальной биографии автотранспортных средств, проведением различных экспертиз, в том числе выявлением криминального прошлого и др. Дед Владимира Ганеева – Самигулла Ганеев – был одним из первых организаторов
советской власти в Башкирии. Отец Владимира Ганеева – также генерал-лейтенант, в конце войны – замкомандира 101-го гвардейского танкового полка 3-го Белорусского фронта, закончил войну штурмом Кенигсберга. После войны был командующим 5-й армией. Возглавлял факультет в Военной академии Генштаба. Избирался депутатом
Верховного Совета РСФСР.

В. Хвориков, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...