Дорогой бензин может загубить малые фирмы

Дорогой бензин может загубить малые фирмы

08.09.2006

Бензин в столице снова начал дорожать. По данным Московской топливной ассоциации, только за первые три недели августа средняя цена за литр топлива выросла более чем на 90 копеек.

ГСМ станут головной болью бухгалтера

От роста цен на бензин в той или иной мере страдают все столичные фирмы. Некоторые виды деятельности по определению связаны с частыми перевозками, в том числе грузовыми. Если у компании много филиалов по Москве, то списание расходов на транспорт — еще одна проблема главбуха. Актуальна она и для малого бизнеса, особенно если речь идет о торговых точках по всей столице. Многие организации тратятся не на транспортировку груза или продукции, а на обычные поездки по городу.

В любом случае бюджет таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет ощутимо «скорректирован». Например, в одной из транспортных компаний, занимающихся различными видами перевозок по Москве, «Московскому бухгалтеру» сообщили, что тарифы в связи с сезонным подорожанием бензина уже выросли на десять процентов.

Фирмы обычно возмещают сотрудникам затраты на служебные разъезды. Представителям некоторых профессий в силу их специфики необходимо постоянно передвигаться по Москве. Это касается не только курьеров, но и мерчендайзеров, торговых представителей, менеджеров по продажам, уже не говоря о водителях и экспедиторах. Кроме того, ездить «по необходимости» хоть изредка приходится и остальным работникам столичных офисов. Так что расходы сотрудников прямо отражаются на бюджете фирм. Это не говоря уже о том, что «соцпакет» в некоторых компаниях включает в себя бесплатные проездные. В этом случае работники не тратятся даже на поездки по личной необходимости.

Так или иначе, выросшие расходы на транспорт отразятся на бюджете и больших, и малых столичных фирм. У главбуха в этом случае есть два варианта. Первый — «закладывать» издержки в цены готовой продукции или услуги. Этот путь сопряжен с определенными трудностями. Бухгалтеру останется лишь уповать на собственную интуицию: топливо может дорожать или дешеветь каждый день, а постоянно пересчитывать цены невозможно. Второй вариант — понадеяться на «сезонность» удорожания.

Аналитик московского филиала консультационной группы A&Mm Consult Андрей Платонов советует бухгалтерам не торопиться:

— Повышение оптовых и розничных цен на нефтепродукты — явление сезонное. Эта тема становится актуальной из года в год примерно в одно и то же время. Появляется паника относительно «грядущего кризиса», чиновники комментируют ситуацию, стараются развеять опасения предпринимателей, да и простых граждан.

Автобусы не подорожают

Рост цен на ГСМ отражается и на кармане самого главбуха. Случаи, когда московский бухгалтер обслуживает не одну, а несколько фирм, встречаются повсеместно. Кроме того, не забывайте про путь от инспекции к инспекции, с обучающего семинара на работу, а в конце рабочего дня — домой. Цены на топливо выросли, и возник обоснованный вопрос — не подорожают ли проездные и маршрутки.

Ситуацию «Московскому бухгалтеру» прояснила пресс-секретарь Департамента транспорта и связи города Москвы Мария Проценко:

— Роста цен на услуги общественного транспорта в ближайшее время не будет. Тарифы повышаются только один раз в год, и это систематический процесс. В этом году удорожания уже было. Причем ежегодный пересмотр цен происходит только по причине общего роста цен.

Проще говоря, стоимость проездного вырастет в следующем году, а вот насколько — пока неясно.

Тенденции осеннего сезона

По мнению заместителя директора аналитического отдела ИК «Антанта-Капитал» Александра Блохина, рост цен на топливо вполне объясним:

— Сначала цена была на уровне 40 центов за литр, потом поднялась до 60. Вскоре она «дорастет» примерно до 75 центов (21 рубль) за литр АИ-92. Затем цифра немного снизится — пройдет сезон отпусков, закончатся уборочные работы. Цены как минимум стабилизируются. Пока же они довольно высокие.

Его коллега, независимый аналитик нефтегазоносного сектора Петр Симаков прогнозирует дальнейшее развитие событий:

— В начале сентября усредненная цена по всем маркам бензина превысит планку в 20 рублей за литр. Это не приведет к ощутимым последствиям и тем более к кризисной ситуации. Организациям не стоит опасаться дальнейшего увеличения расходов. Выросшая за последние недели «цена за литр» в сентябре на некоторое время зафиксируется, а потом чуть-чуть снизится. Может, не до прежнего уровня, но бензин в последние годы дорожает в долгосрочной перспективе — стоит просто сравнить цены по месяцам или даже годам. В ближайшем будущем, скорее всего, ценам на топливо просто не дадут расти чиновники.

Дорого посеешь — недешево пожнешь

От сезонного подорожания топлива, в первую очередь, страдают сельхозпроизводители — их деятельность становится невыгодной. Как следствие, закупочные цены на подмосковные овощи растут. Московские точки общепита вынуждены больше тратить на продукты, а бухгалтеру приходится пересчитывать цены в меню и ломать голову над тем, что же будет дальше.

Как правило, аграрии обращаются за помощью к законодателям. В частности, Совет Федерации принимал постановления о мерах по стабилизации цен уже дважды — 27 октября 2004 года и 21 сентября 2005 года. Однако они не были поддержаны правительством. Не исключено, что этот вопрос будет включен в повестку дня первого после парламентских каникул заседания.

Даже в Кремле были затронуты проблемы осенних уборочных работ. 21 августа президент встретился с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым.

По словам Гордеева, цены на сельхозпродукцию в этом году по сравнению с прошлым не выросли. Топливо же, наоборот, подорожало: дизельное — на 9,7 процентов, низкооктановое и 76-й бензин — на 20. По оценке министра, председатель Совета Федерации Сергей Миронов дал довольно жесткое указание Минпромэнерго и Федеральной антимонопольной службе. Гордеев также отметил, что в ходе весенней сессии Госдума приняла постановление «найти» компенсацию для сельхозпроизводителей в новом бюджете. Пока она оценивается в размере от 10 до 15 млрд рублей.

В пресс-службе Министерства промышленности и энергетики не устают подчеркивать, что экономика рынка не предполагает административного вмешательства. Между тем, эксперты прогнозируют, что на период уборочной компании чиновники все же «зафиксируют» цены. Правы ли они, станет ясно уже этой осенью.

ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Сжиженный газ пропан-бутан — современная альтернатива бензину. Все больше организаций задумываются о переводе машин на этот экономный вид топлива — издержки невысоки, а сам процесс не требует переделки двигателя. Достаточно лишь установить газобаллонное оборудование. Приобретение и монтаж отечественной системы обойдется организации примерно в 300 долларов, а самая дорогая импортная установка — в 600. По некоторым оценкам, при нынешнем соотношении цен на пропан-бутан и бензин все затраты могут окупиться за 20-40 тысяч километров пробега.

Между тем, при всех очевидных преимуществах нового вида топлива есть и недостатки. Вес такого автомобиля увеличивается на 30-40 кг. Могут возникнуть трудности с приобретением запасных деталей, появится необходимость следить за тем, чтобы двигатель не перегрелся. В случае же пребывания, например, в жаркой местности необходимо выработать несколько литров газа, прежде чем ставить машину на стоянку.

Кроме того, при нынешней цене — 3 рубля за литр — в Москве насчитывается всего 18 газовых заправок. 4 из них расположены на кольцевой автодороге. Так что недорогое топливо обернется для бухгалтера потерянным в очередях временем.

Кристина Хуцишвили

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное