Предпринимателям подарили новые обязанности

Предпринимателям подарили новые обязанности

31.08.2006

Одним из наиболее важных событий 2006 года несомненно станет то, что предпринимателям даровали почетное право вносить запись в трудовую книжку своих сотрудников. Тем не менее любое право сопровождается дополнительными обязанностями.

За наемных работников теперь можно порадоваться. Их всех практически уравняли в правах, разрешив индивидуальным предпринимателям вносить запись в их трудовые книжки (ст. 309 ТК).

Между тем, как и любые изменения, внесенные в законодательство, поправки в Трудовой кодекс породили сразу же массу вопросов. Причем большая их часть касается уже существующих отношений между сотрудником и работодателем. В частности, перед тем или иным предпринимателем нередко встает вопрос, можно ли сделать запись в книжку сотруднику, который уже трудится у него?

С одной стороны, новая редакция Трудового кодекса вступает в силу 6 октября 2006 г., то есть фактически с этой даты любой предприниматель вправе оформить трудовую книжку своему сотруднику. Но не все так просто. Согласно общим принципам применения законодательства, новые правовые нормы распространяются только на те отношения (в нашем случае трудовые), которые возникают после того, как закон вступит в силу. Это предусмотрено и статьей 12 Трудового кодекса. Причем в четвертом абзаце названной статьи сказано, что закон все же может действовать «задним числом», но только если об этом в нем прямо сказано. В Законе от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, который вносит основные изменения в Трудовой кодекс, такого положения нет. Выходит, что только новым сотрудникам можно делать запись в трудовую книжку.

Однако в пятом абзаце все той же статьи 12 Трудового кодекса сказано, что «в отношениях, возникших до введения в действие закона, он применяется к правам и обязанностям, которые появились после его вступления в действие». Другими словами, 6 октября у сотрудника, работающего у предпринимателя, возникает право на запись в трудовой книжке. Реализовать его – законная обязанность работодателя, в данном случае предпринимателя, который должен внести запись в имеющуюся у подчиненного «трудовую» или завести новую при необходимости. Причем отказать сотруднику, сославшись на специфические правила оформления трудовых отношений с предпринимателем, вряд ли удастся.

Поправки в кодексе практически уравняли в правах организации и предпринимателей, объединив их в категорию «работодатели» (ст. 66 ТК). А фирмы, как известно, при приеме на работу одновременно заключают с сотрудником договор и ведут трудовую книжку. Следовательно, и предпринимателям никто не запрещает так поступать, тем более что теперь им не надо регистрировать трудовой договор в местных органах власти. Данная «привилегия» осталась лишь у работодателей – физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве ИП (новая редакция ст. 303 ТК).

Вопрос о том, каким числом будет датирована запись в «трудовой», пока остается открытым. По информации отдела трудовых отношений и оплаты труда Минздравсоцразвития, вполне возможно, что запись надо будет вносить на ту же дату, которая указана в трудовом договоре. Между тем есть мнение, что единственно законной датой является 6 октября и более ранним числом этого делать нельзя. В любом случае лучше подождать разъяснений министерства и уже на их основании делать выводы.

«Индивидуальная» трудовая книжка

Тем не менее рано или поздно всем предпринимателям придется завести своим сотрудникам «трудовые». А значит, уже сейчас стоит обратить внимание на основные правила ведения и хранения трудовых книжек, дабы впоследствии не попасть впросак. Тем более что нанимать еще и «отдел кадров» вряд ли будет целесообразно.

Наиболее сложной является ситуация, когда у сотрудника нет трудовой книжки. Ведь в обязанности работодателя входит не только правильно и своевременно оформлять книжку, но и завести новую, если сотрудник нигде раньше не работал или попросту потерял ее. Правда, работник, в свою очередь, должен компенсировать расходы на приобретение книжки, внеся деньги в кассу (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением правительства от 16 апреля 2003 г. № 225). С согласия работника необходимую сумму можно удержать из его зарплаты.

Тем предпринимателям, чьи сотрудники уже имеют на руках трудовые книжки, повезло больше: у них есть образец для заполнения.

Если работа у индивидуального предпринимателя является основной деятельностью, то запись в «трудовую» вносится только в том случае, если он проработал более пяти дней. Оформляя страницы книжки, имейте в виду, что сокращений не может быть даже в наименовании работодателя, например, «ИП Петров А.С.» должно выглядеть не иначе как «Индивидуальный предприниматель Петров Антон Сергеевич».

Даты во всех разделах трудовых книжек производятся арабскими цифрами. Например, если работник принят на работу 1 сентября 2006 г. в трудовой книжке делается запись: «01.09.2006».

Фамилия, имя и отчество работника указываются полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами. Дата рождения (число, месяц, год) вписываются в книжку на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (например, военного билета, заграничного паспорта, водительских прав и др.);

Запись об образовании делается только на основании аттестата, диплома и т. п., а если образование неоконченное – то по студенческому билету, зачетной книжке, справке образовательного учреждения и т. п. (Инструкция по заполнению трудовых книжек, утверждена постановлением Минтруда и соцразвития от 10 октября 2003 г. № 69). Каждой записи присваивается свой порядковый номер.

Кроме того, в трудовую книжку обязательно вносят сведения о той работе, которую выполняет сотрудник, о переводе на другую постоянную должность и о его увольнении. В последнем случае надо указать и основание прекращения трудового договора.

Обратите внимание, что информацию о награждении за успехи в работе заносится в трудовую книжку, а вот о взысканиях – нет. Исключение составляют случаи, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Если ваш сотрудник состоял на военной службе или в органах внутренних дел, это необходимо указать в его «трудовой». Как, впрочем, и время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров.

Ошибки в «трудовой»

Все мы люди и от ошибок никто не застрахован, поэтому если в трудовую книжку закралась ошибка – ее надо исправить. Лучше всего попросить это сделать того, кто допустил неточность, то есть предыдущего работодателя. Может случиться и так, что виновника найти не удастся – фирму ликвидировали, а предприниматель переехал. Тогда корректировку вправе сделать тот работодатель, который ее обнаружил. Только для этого необходим официальный документ с того места работы, где была допущена ошибка.

На титульном листе трудовой книжки правку вносят на основании определенного документа. Например, изменение записи о фамилии – исходя из данных паспорта, свидетельства о рождении, о браке или о расторжении брака со ссылкой на их номер и дату. На основании этих же документов меняют имя, отчество и даты рождения, вписанные в трудовую неверно. Прежнюю запись зачеркивают одной чертой и делают новую запись. На внутренней стороне обложки трудовой книжки делают ссылки на документы, на основании которых были внесены изменения.

При этом не допускается зачеркивание неправильных записей в тех разделах трудовой книжки, в которых указаны сведения о работе или награждениях сотрудника. Такие записи сперва надо «признать недействительными», а потом вписать верные (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 23 июня 2006 г. № 948-6).

Если предприниматель, перерегистрировавшись, сменил название, то и в книжку нужно внести изменения.

Хранить как зеницу ока

Потерять трудовую книжку может как сотрудник, так и работодатель. Какой вариант хуже – сказать сложно. В каждом случае свои последствия.

Если работник стал «виновником торжества», то для предпринимателя главное – выдать ему дубликат трудовой книжки. Сделать это надо не позднее 15 дней начиная с того момента, как нерадивый сотрудник подал заявление об утере.

Работодатель же, как правило, узнает о потере, когда сотрудник увольняется, или в результате чрезвычайных обстоятельств (пожара). В таком случае тоже необходимо выдать ему дубликат.

Обратите внимание, что при оформлении дубликата в нем надо указать:

  • сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к вам на работу, которые должны быть подтверждены соответствующими документами;
  • сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения организации, периодов работы и должностей работника (Правила ведения и хранения трудовых книжек, утверждены постановлением правительства от 16 апреля 2003 г. № 225).

Если в документах, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, нет полных сведений о работе в прошлом, то в дубликат вносятся только имеющиеся в них данные. Исправленные записи указывать не надо.

Отметим, что за нарушение порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек предприниматели, наравне с должностными лицами фирм, несут ответственность в соответствии с законодательством России.

Н. Горшенина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное