В борьбе за национальные стандарты

В борьбе за национальные стандарты

04.09.2006

Закон «О бухгалтерском учете» у многих профессионалов вызывает недовольство, и председатель Совета по стандартам Фонда «НСФО» Михаил КИСЕЛЕВ не исключение. Правда, он предпочитает не критиковать норму, а действовать. Недавно Михаил и его коллеги выдвинули на рассмотрение в Госдуму законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

Рабочий кабинет Михаила Киселева в Фонде «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) создан по принципу офисного минимализма. Ему не подвержен только стол бухгалтера, заполненный различными бумагами. В стопках – письменные ответы представителей профессионального сообщества на вопросы о том, каким должен быть закон. Около года Михаил и его коллеги опрашивали бухгалтеров, аудиторов и пользователей отчетности, вели беседы в ходе заседаний круглого стола о том, какими должны быть национальные стандарты и как станут регулироваться.

На основании своих наработок и собранных мнений организация выпустила собственный законопроект, который был внесен на обсуждение в Государственную Думу.

Патриотизм присяжного бухгалтера

Мы встретились с Михаилом Киселевым накануне его отъезда на малую родину – в Кострому. В 1992 году именно в этом городе он решил посвятить себя бухгалтерии и выбрал в местном вузе специальность «Бухгалтерский учет и аудит».

– В профессию меня, как и многих абитуриентов 92 года, привлекли большие перемены. Тогда при переходе от плановой экономики к рыночной отчетность очень сильно трансформировалась. Изменились цели бухучета. Если раньше он обслуживал государство и должен был предотвращать хищения, то в 90-х встал вопрос об эффективности, о принятии экономических решений. Это была совсем другая, новая специальность.

Переосмысливая свои решения много лет спустя, некоторые люди склонны предаваться рассуждениям, а порой и сожалениям. Но Михаил не из их числа и считает, что жалеть о совершенных поступках – дело неблагодарное. Избрав эту профессию, он пошел до конца, и за короткий срок выпускник костромского вуза успел сделать карьеру в компании «большой четверки», получить степень дипломированного присяжного бухгалтера в США, поработать финансовым директором в лизинговом бизнесе. Все это свидетельствует о целеустремленности, уверенности нашего героя в собственных силах. Однако сильнее всех вышеперечисленных качеств у Михаила развито чувство патриотизма. Потому что, несмотря на желание сделать карьеру в этой сфере, выбрал служение национальному бухгалтерскому учету, свои стремления объясняя просто. Ведь все дискуссии о национальном суверенитете, об экономике суверенного демократического государства сводятся, помимо прочего, и к вопросу о том, как будет регулироваться бухгалтерский учет.

– А кроме того, это ведь еще и вопрос о построении гражданского общества: на финансовой отчетности строятся финансовые рынки, которые обязательно нужны России. Если мы хотим добиться прогресса и экономического роста, увеличения занятости населения в стране, то должны уделять особое внимание развитию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Законопроекты – к барьеру!

– Впервые бизнес-сообщество обратилось к теме финансовой отчетности в Комитете по налогам и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который в ту пору возглавлял Каха Бендукидзе. И эта тема меня очень заинтересовала, – вспоминает Михаил. – Тогда, в 2002 году, с появлением 25-й главы НК, много говорили об увеличении административной нагрузки на организации – для большинства специалистов было сюрпризом появление налогового учета в дополнение к бухгалтерскому и международному. Три учета казалось слишком много для бухгалтеров. И комитет РСПП принял решение способствовать реформированию бухгалтерского учета.

С оглядкой на мировую практику решения подобных проблем появился Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности». Сегодня Михаил возглавляет созданный при этой организации Национальный совет по стандартам финансовой отчетности и является одним из ее лидеров. И эту общественно значимую миссию совмещает с работой в Комитете по налоговой и бюджетной политике РСПП и в Экспертно-консультативном совете по оценочной деятельности при Минэкономразвития.

Проект закона «О регулировании бухгалтерского учета и отчетности» – не единственное, но, пожалуй, главное детище Фонда. В начале следующего года на обсуждении в Государственной Думе ему предстоит «сразиться» с законопроектами, которые представит Минфин. Противостояние госорганов и практиков Михаил объясняет так:

– И Министерство финансов, и Фонд движутся к одной цели, но достичь ее они пытаются разными средствами. В основном спор идет о юридических механизмах: каким образом наше национальное правовое поле примет в себя принципы международных стандартов. Сегодня Минфин хочет принять два разных комплекта стандартов: один – для консолидированной отчетности, другой – для индивидуальной. То есть обязать организации готовить два разных комплекта обязательной бухгалтерской отчетности, правила составления которой потенциально могут отличаться. Мы же считаем, что обязательная бухгалтерская отчетность для любой организации должна быть только одна. Так, общественно значимые организации, то есть те, чья отчетность публична – банки, кредитные и страховые организации, пенсионные фонды, биржи и другие – должны готовить финансовую отчетность в соответствии с полным комплектом стандартов финансовой отчетности – СФО. Средний бизнес должен отчитываться по упрощенным стандартам, созданным на базе СФО. При этом предприятия среднего бизнеса должны иметь право в добровольном порядке применять полный комплект СФО вместо упрощенного. Субъектам же малого предпринимательства мы предложили готовить только налоговую отчетность, избавляя их от обязанности делать финансовую.

В результате каждая организация будет применять один комплект стандартов, которые будут зависеть от того, какая это организация.

Мнение бухгалтера

Безусловно, и государственные органы не хотят, чтобы предусмотренные законопроектом Минфина «Об официальном бухгалтерском учете» национальные стандарты противоречили международным. Но будет ли это реализовано на практике, представителям Фонда пока не ясно. Ведь в национальной истории уже есть пример, когда в 1998 году была принята концепция реформирования российских правил бухгалтерского учета. Она как раз и предполагала приближение национальных стандартов к МСФО.

– Сколько лет прошло, но отличия все равно существенные, а ведь предполагалось, что они будут устранены. В случае принятия законопроекта НСФО риск отличий национальных стандартов от международных минимизируется. Плюс наш законопроект предполагает возможность самостоятельного формулирования национальных правил финансовой отчетности. В соответствии с концепцией стандартов, которую принял наш совет, отличий национальных стандартов от МСФО быть не должно, за исключением случаев, когда МСФО противоречат национальным интересам РФ или не позволяют достоверно и добросовестно отражать финансовую информацию. В законопроекте Минфина «О консолидированной финансовой отчетности» заложен механизм одобрения МСФО, который позволит не допустить такие нормы в российское правовое поле, однако механизм этот половинчатый. Госорганы смогут только отказаться от признания стандартов, но написать что-то свое они не смогут, и в стандартах могут появиться белые пятна, если в МСФО что-то будет неприемлемо.

А мы это предусмотрели. Если через несколько лет в МСФО появятся стандарты, которые будут противоречить интересам нашего государства, например в отчетности нефтегазовой отрасли, то Россия сможет принять национальные правила и у наших бухгалтеров будет руководство к действию.

По мнению Михаила Киселева, необходимо, чтобы в подготовке любого документа участвовали составители, пользователи и аудиторы отчетности, представители науки. Если одну из категорий не устраивает стандарт, то он не должен приниматься. Это один из механизмов защиты интересов профессионального сообщества. В плановой экономике все экономические решения принимало государство, которое и устанавливало правила отчетности. В рыночной экономике решения принимают участники рынка. Именно поэтому на данном этапе российской экономики необходимо включение профессионального сообщества в систему установления стандартов.

– Нужно принять во внимание, что интересы разных профессиональных групп существенно отличаются. Например, на Национальном совете по стандартам финансовой отчетности при обсуждении проектов нормативных актов аудиторы выступают за четкие требования по документированию операций, ведению регистров бухгалтерского учета и их хранению, поскольку от качества документации зависит риск аудитора при подписании заключения. Пользователи отчетности постоянно интересуются, когда произойдет переход на МСФО или их национальные эквиваленты, поскольку для пользователей важна сопоставимость отчетности российских и иностранных организаций. Составители отчетности не желают делать лишней работы. Бухгалтеры хотят делать только один комплект финансовой отчетности, который требуют от них инвесторы и кредиторы.

Что до самих национальных стандартов, то у Михаила Киселева и его единомышленников на этот счет есть свое мнение. Недавно Фонд разработал и принял свою концепцию СФО. Она предполагает, что российские стандарты должны представлять собой перевод английского текста МСФО. Отклонения возможны лишь в случае противоречия конкретной нормы МСФО национальным интересам или принципу достоверного и добросовестного представления финансовой информации. При этом эксперты и практики надеются, что этот самый перевод будет одобрен Советом по международным стандартам финансовой отчетности.

Еще один немаловажный момент, по мнению Михаила, – необходимость наладить отношения бухгалтеров с налоговиками. Поскольку финансовая отчетность направлена на удовлетворение информационных потребностей участников рынка, она не должна быть ориентирована на интересы налоговых органов. Для них готовится отдельная отчетность – налоговая, построенная на жестких правилах налогового законодательства. Желательно, чтобы налоговые правила без нужды не отклонялись от принципов финансовой отчетности и существенную часть информации для расчета налогов можно было брать из данных бухгалтерского учета.

Взаимопонимание как залог успеха

Свободное от работы время Михаил Киселев решил посвятить обучению на сертифицированного финансового аналитика. Бухгалтер хочет научиться оценивать интересы пользователей финансовой отчетности, понять, каким образом баланс используется инвесторами и как в отчете имеет смысл трактовать определенные операции. Затронув тему повышения квалификации, Михаил, как человек, участвующий в разработке правил, поспешил заверить всех бухгалтеров, а также пользователей отчетности, которые вынуждены сопоставлять информацию, что в своей деятельности НСФО старается обойтись без ненужных изменений. Ведь излишне частые перемены – это не всегда хорошо.

– Изменения в стандартах отчетности происходят, никуда от этого не деться. Но постоянно заставлять всех переучиваться без нужды недопустимо. До 2002 года национальные правила менялись очень часто – и бухгалтерские, и налоговые. Поэтому раз уж наступил у нас в бухучете период относительной стабильности, нужно постараться его зафиксировать. Я как бухгалтер это хорошо понимаю.

Ирина СТЕПАНЕНКО

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное