Антиалкогольная кампания

Антиалкогольная кампания

01.09.2006

С 1 июля продавать спиртное можно лишь с новыми акцизными марками и делать это имеют право только ООО или АО. За этим ревностно следят служители закона в лице представителей ФНС, УБЭП и Роспотребнадзора. Как правильно себя вести с неожиданными визитерами, пока неясно.

Последний месяц ситуация в стране напоминает антиалкогольную кампанию времен перестройки. Пустые прилавки винных отделов, запрет на продажу спиртного после 23.00 и ночные очереди в палатки, торгующие горячительным из-под полы. Все это – результат принятия пресловутого Федерального закона № 102-ФЗ. Он внес изменения в нормативный акт «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Отныне продавать спиртное крепостью свыше 15 градусов могут только общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества. Кроме того, с 1 июля нельзя торговать спиртным со старыми акцизными марками.

Естественно, новый закон породил массу нарушений, а значит, ужесточились и проверки организаций, так или иначе связанных с алкоголем. Причем приходят проверяющие днем и ночью, в будни и выходные. Подобный «контроль вне времени» связан с тем, что в ряде городов торговать спиртным запрещено после 23.00 и до 07.00.

Кто во что горазд

Стремясь избежать неприятностей, многие индивидуальные предприниматели уже переоформили свои торговые точки на ООО. С этой стороны к ним не придраться. Однако большинство не успели этого сделать и сейчас находятся на стадии перерегистрации, ожидая своей очереди в налоговой инспекции. Этим и пользуются ревизоры. Ведь узнать, является ли магазин ООО или ПБОЮЛ, можно не выходя из инспекции. В итоге остается только прийти и проверить, не продает ли магазин что-нибудь крепче пива.

Однако это только полбеды. Основная проблема – новые акцизные марки. Торговать спиртным со старыми марками уже запрещено, а перебить их на новые практически никто не успел. По закону весь товар нужно было до 1 июля вернуть поставщикам, которые и должны перемаркировать продукцию. Но большинство из них отказываются забирать товар, ведь склады уже ломятся от бутылок. Очереди желающих вернуть вина, водку, виски и другое со старыми акцизными марками дежурят у складов поставщиков круглосуточно. Новые марки выдают в первую очередь российским производителям – импортеры вынуждены ждать. Налоговые инспекторы уверяют, что выделено уже достаточное количество новых марок, чтобы не допустить кризис. Но на деле новыми акцизами снабжена далеко не вся отечественная продукция, и, по заявлению таможенников, в первой половине июля новыми марками было обеспечено менее 10 процентов импортного алкоголя.

Кроме того, после 1 июля возвращать алкоголь для перемаркировки надо уже не поставщикам, а производителям. А это уж тем более нереально. Поэтому некоторые продолжают торговать крепкими напитками из-под прилавка, теряя при этом от 10 до 30 процентов стоимости товара. Но это хоть какой-то шанс вернуть деньги.

На инвентаризацию становись

В начале июля ФНС России сообщила продавцам горячительного о том, что в течение двух месяцев алкогольную продукцию, маркированную по 31 декабря прошлого года, нужно вернуть ее производителям. Кроме того, по состоянию на 3 июля территориальные налоговые инспекции должны были провести инвентаризацию спиртного в организациях, имеющих лицензии на хранение, закупку и поставку алкогольной продукции. После чего выдать предприятиям до 1 августа предписания с указанием обеспечить возврат горячительного его производителям для маркировки новыми федеральными специальными марками. Затем налоговики должны проконтролировать, исполнили ли магазины эти предписания. Поэтому сейчас бухгалтерам следует быть настороже: время основных проверок только начинается. Например, в одном из столичных магазинов сети «Ароматный мир» нам сказали, что к ним с инвентаризацией не приходили, на момент звонка бухгалтер и руководитель были еще в ожидании ревизоров. Если и про вас забыли, то позвоните в налоговую инспекцию и напомните о своем существовании. Затишье вряд ли обернется для вас выгодой, проверка без акта инвентаризации принесет бухгалтеру только дополнительные хлопоты. Кроме того, ФНС порекомендовала организациям при возврате алкоголя поставщикам или производителям прикладывать к пакету сопроводительных документов копию акта инвентаризации алкогольной продукции. Она должна быть подписана уполномоченным лицом организации с расшифровкой фамилии и заверена печатью организации. Например, руководителем или главным бухгалтером. Помимо этого, туда же имеет смысл вложить копию предписания, выданного лицензирующим органом, также подписанную уполномоченным лицом предприятия и заверенную печатью организации.

Внимание! Проверка!

За реализацию товара со старыми марками организации грозит штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей с конфискацией этой продукции, а должностные лица отдадут от 4 до 5 тысяч рублей. Об этом говорится в статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях. А за продажу спиртного без лицензии штраф составит от 30 до 40 тысяч рублей.

Как не привлечь внимание контролеров? Естественно, лучше было заранее отправить всю ставшую нелегальной продукцию к поставщику либо производителю. Если этого не произошло, стоит помнить, что проводить проверку сотрудники ФНС и УБЭП вправе лишь в присутствии двух понятых и представителей организации.

Контролеры должны вручить вам копии постановления о проверке, протоколов и описей, составленных в результате проверки. Это указано в подпункте 25 статьи 11 Федерального закона «О милиции». Вместе с ними осматривать производственные, складские, торговые и служебные помещения и места хранения алкоголя могут налоговики и сотрудники Роспотребнадзора.

Если какой-либо алкоголь все же конфискуют, инспекторы должны отдать организации протокол с описью изъятого. Кроме того, они вправе поинтересоваться финансово-хозяйственными документами предприятия. Если какие-либо бумаги ревизоры хотят забрать, они должны обязательно составить протокол и опись изымаемых документов или их копий.

В случае когда налоговики или УБЭП хотят взять первичку, бухгалтер должен оставить себе копии и заверить их у должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Если копии снять нет возможности, то контролеры должны предоставить их в течение пяти дней после изъятия подлинников.

Бухгалтерам торговых точек, в которых на первый взгляд все в порядке, следует обратить внимание на следующие документы. В магазине обязательно должны быть товарно-транспортная накладная на алкоголь, справка, прилагаемая к накладной для алкоголя, произведенного в России. А также таможенная декларация для импортированных спиртных напитков.

Без претензий!

Помимо этого, к алкогольной продукции должен быть приложен сертификат соответствия. Без него контролеры также могут конфисковать спиртное, несмотря на лицензию и новые акцизные марки. Поэтому магазинам следует весьма тщательно проверять документы, полученные от поставщика. Однако в подобной ситуации организация может через суд потребовать с поставщика возмещения убытков. Одной фирме из Санкт-Петербурга удалось обосновать свои требования. Арбитры приняли сторону компании, поскольку поставщик не выдал все необходимые документы, несмотря на требования пункта 2 статьи 456 Гражданского кодекса. В итоге горе-поставщик возместил предприятию убытки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 января 2006 г. № А56-42878/04).

Кстати, если проверяющие все-таки пришли с проверкой и нашли в магазине бутылку вина или ликера со старыми акцизными марками, просто скажите, что это ваша «заначка». Купили вы ее еще в том году, а опустошить тару намереваетесь только в ноябре на день бухгалтера.

Налоговиков опередили мошенники

Налоговые инспекторы не успевают снабдить всех желающих производителей марками нового образца. Взять на себя эту миссию решили подпольные типографы. УБЭП обнаружило уже несколько партий суррогатной водки с фальшивыми акцизными марками нового образца. Причем, как отмечают в УБЭП, ярлыки-подделки были очень высокого качества. Сейчас силовики проводят оперативно-розыскные мероприятия по установлению типографии, где был налажен выпуск фальшивых марок.

Елена МАЛЫХИНА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное