Финансовая мобилизация

Финансовая мобилизация

29.08.2006

Ситуация, когда фирма испытывает трудности с оборотными средствами, – не редкость. Где можно взять деньги, если платить нужно срочно, а поступления от покупателей ожидаются еще не скоро? Своим опытом делятся главные бухгалтеры и финансисты нескольких компаний.

Эффект снежной лавины

Вы должны срочно оплатить счет поставщика, у которого ваша фирма покупает сырье для своего производства. Но денег на счете нет. Так как вы не оплачиваете счет, поставщик не отгружает вам сырье. Раз нет сырья, то вам не из чего производить продукцию. Если вы ничего не произвели, то нечего и продать. Поскольку вы ничего не продали, то и выручки никакой не получите. А раз вы ничего не заработали — вам нечем рассчитываться по договорам на поставку сырья. Причем сумма, которой вам недостает, теперь гораздо больше, чем была ранее. Потому что в отличие от «замерзших» доходов расходы продолжают расти. Ведь, несмотря на простой в производстве, вам нужно платить арендную плату, зарплату, налоги.

Такая ситуация называется кассовым разрывом. Если фирма не предпримет мер по предотвращению этого разрыва, то с каждым месяцем денежные трудности будут расти как снежный ком. И чем дальше, тем сложнее их будет преодолеть. Последствия кассового разрыва могут быть самые неприятные.

Во-первых, «необязательность» компании, постоянные задержки оплаты и поставок продукции подпортят ее репутацию в глазах контрагентов. Как следствие, поставщики откажутся предоставлять фирме торговый кредит. А покупатели могут начать искать более надежных партнеров.

Во-вторых, если компания просрочит возврат банковского кредита или оплату процентов по нему, то ее кредитная история будет навсегда испорчена. А банк может потребовать у компании досрочно погасить долги или уплатить штрафные санкции за просрочку. И в дальнейшем компании будет трудно получить кредит. Банк с большой долей вероятности предпочтет отказать проблемному заемщику. А если и согласится, то под более высокие проценты или в меньшей сумме, чем раньше.

И в-третьих, если компания задержит оплату не только партнерам по бизнесу, но и государству по налогам, то ей не миновать «репрессий» со стороны налоговых органов. Инспекция вынесет решение о приостановлении операций по счетам фирмы. И тогда фирма не сможет заплатить «безналом» даже за бумагу для ксерокса.

В худшем случае кассовые разрывы могут привести к банкротству фирмы.

Свои люди

Один из возможных источников средств – аффилированные компании или акционеры. Напомним, что аффилированными называют компании, которые способны контролировать или оказывать влияние на деятельность других юридических лиц (ПБУ 11/2000).

Ольга Майер, главный бухгалтер производственного холдинга, рассказывает: «Если у компаний, которые входят в наш холдинг, есть такая возможность, то мы предпочитаем заимствовать деньги у них. Это гораздо проще и дешевле, чем брать кредит в банке. Не нужно собирать огромный пакет документов, который требуют банкиры, и ждать заключения кредитного комитета: решение о финансовой помощи принимается в ходе простого телефонного разговора. Проценты за заем меньше банковских. Да и платить их лучше своим же “дочкам” или акционерам, а не постороннему банку.

Заключая договор о предоставлении займа, необходимо соблюдать ограничения, установленные статьей 40 Налогового кодекса. То есть проценты, которые взаимозависимые компании устанавливают друг другу, не должны отклоняться в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной ставки.

А сейчас мы планируем перейти на схему внутрибанковского пулинга. Это когда расчетные счета нескольких связанных друг с другом компаний объединяются в “общий котел”. И благодаря этому каждая из них получает возможность в случае необходимости пользоваться деньгами остальных фирм, участвующих в схеме. Поэтому брать деньги у “своих” станет еще проще (подробно механизм внутрибанковского пулинга описан на стр. 26 – прим. ред.).

Есть еще один способ преодолеть финансовую пропасть между активами и обязательствами. Это – взнос в уставный капитал. Однажды мы таким образом помогали своей дочерней фирме. Эта фирма находится в Петропавловске-Камчатском и занимается производством консервированной продукции из рыбы. Через некоторое время после начала работы она достаточно успешно “раскрутилась”: марку уже знали покупатели, и она пользовалась успехом во многих городах России, в том числе в столице. И производители рыбных консервов затеяли “расширение бизнеса”. Однако средств на то, чтобы закупать необходимое оборудование и рассчитываться за сырье, им катастрофически не хватало. И хотя они успешно продавали свой товар, средства от покупателей поступали медленно. Ведь с момента отгрузки продукции с Камчатки до доставки ее покупателю, например, в “далекую Москву” проходило немало времени. То есть сложилась следующая ситуация: резкий рост производства при длительной оборачиваемости дебиторской задолженности. И, как следствие, возник кассовый разрыв.

Мы не хотели давать им денег взаймы, так как сумма была нужна солидная, а с процентов, которые нам заплатила бы “дочка” за заем, пришлось бы платить налог на прибыль. Поэтому мы решили внести деньги в уставный капитал фирмы. Тем более что расширение бизнеса было в наших интересах. Для этого на общем собрании участников мы приняли решение об увеличении уставного капитала и зарегистрировали его в налоговой инспекции (процедура увеличения уставного капитала ООО прописана в главе III Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ – прим. ред.).

Однако этот способ хорош только для обществ с ограниченной ответственностью. Так как акционерным обществам организовать эмиссию акций гораздо сложнее».

Один в поле – воин

Если у вашей фирмы нет богатой «мамы» или доходной «дочки», то свои финансовые проблемы вам придется решать самостоятельно.

Самый традиционный способ «разжиться» деньгами – взять банковский кредит. Сейчас банки предлагают различные виды кредитования «на любой вкус». Фирма может подобрать форму кредита, наиболее приемлемую и удобную именно для нее. Подробно о различных видах банковских кредитов, а также о плюсах и минусах каждого из них мы подробно писали в апрельском номере журнала «Расчет» в статье «Кредиты в ассортименте» (стр. 140).

Если у вашей фирмы перебои со средствами – нередкое явление, тогда имеет смысл заключить с банком договор на факторинговое обслуживание. Это один из самых оперативных источников финансирования оборотных средств: едва вы отгружаете товар покупателям, как банк тут же перечисляет вам за него деньги. О факторинге подробно рассказано в майском номере журнала в материале «Факторинг: займем денег до оплаты» (стр. 42).

Однако не все фирмы считают банковское финансирование идеальным источником получения денег. В качестве доводов бизнесмены приводят высокие проценты и трудоемкую процедуру подготовки пакета документов, предшествующую получению кредита. Да и банкиры не склонны давать деньги «первому встречному». Они тщательно анализируют финансовое положение фирмы, и если его стабильность вызовет у банковских служащих сомнение, кредит могут не дать. И еще у банков есть «неудобное» правило: они требуют обеспечения кредита. То есть необходимо предоставить гарантию, поручительство или залог. А у фирмы может не быть ликвидного имущества, которое бы удовлетворило банк.

Поэтому некоторые компании идут другим путем. Рассказывает Егор Степанов, директор подмосковного швейного предприятия: «Если нам срочно нужны деньги, чтобы “заткнуть” финансовые “дыры”, то мы в первую очередь изменяем условия работы с дебиторами и кредиторами.

Самое эффективное решение, нам мой взгляд, это – демпинг. Если нам в ближайшее время надо рассчитаться с поставщиками, а денег нет, то мы резко сбрасываем цены на свой товар. Такая мера приводит к резкому увеличению объема продаж. К нам прихродят даже клиенты наших конкурентов. И мы собираем нужную нам сумму, хотя и с минимальной прибылью.

Альтернативой демпингу могут служить сезонные скидки. В периоды январь–апрель и середина июня – середина августа у нас резко снижаются объемы продаж. Потому что, например, в начале августа уже мало кто покупает одежду: осенние коллекции в магазины еще не поступили, а летние уже никто не берет. Естественно, поступление доходов у нас сокращается. А платить аренду, зарплату и закупать ткань для осенней коллекции нужно. В связи с этим все производители, оптовые фирмы и магазины продают одежду с большими скидками. Многие покупатели специально дожидаются конца сезона, чтобы обновить гардероб на распродажах. Поэтому объем торговой выручки в период сейлов тоже увеличивается.

Если жалко отдавать товар “даром”, то можно изменить условия его оплаты. То есть увеличить сумму аванса в случае, если вы требуете предоплату за товар. Или сократить отсрочку платежа – если вы, наоборот, используете механизм товарного кредита.

Работа с кредиторами, напротив, состоит в том, чтобы отсрочить платеж. Если это ваш постоянный поставщик, то в большинстве случаев вам без проблем удастся договориться о товарном кредите.

При самом неудачном стечении обстоятельств можно отсрочить платеж без согласования с контрагентом. В принципе большинство фирм, испытывающих трудности, так и делает. Нет денег – не платят. Но, конечно, здесь нужно взвесить все “за” и “против”. Например, не стоит задерживать платеж, если в вашем договоре прописаны санкции за просрочку, размер которых больше, чем стоимость денег, привлеченных из других источников (например, займов). Также не следует задерживать выплаты банкам по кредиту или налоговые платежи».

Еще один нестандартный способ «не платить» предложил Денис Иванов, генеральный директор ЗАО «Финансовый резерв». Если деньги нужны буквально на 1–2 дня, то, чтобы не платить штрафы за просрочку оплаты поставщикам, можно задержать заработную плату сотрудникам. «Не платить вовремя заработную плату, – пояснил Денис Иванов, – это экономически выгодно. Да, существуют административные штрафы и материальная ответственность работодателя (ст. 5.27 КоАП и ст. 236 ТК – прим. автора). Но я взвешиваю, что дороже – штраф или процент по кредиту. Тем более что выплата зарплаты не 1-го, а 2-го или 3-го числа скорее всего вообще не будет иметь никаких последствий».

Внутренние резервы

Известно, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если вы не хотите быть должны банку, уговаривать поставщиков предоставить вам рассрочку или отпугивать покупателей большим авансом, можно попытаться обойтись исключительно собственными средствами.

Как это сделать, рассказывает Игорь Новинский, финансовый специалист строительной компании: «Если для вашей фирмы кассовые разрывы – обычное дело, то в таком случае лучше принять превентивные меры. Создайте целевой фонд финансирования кассовых разрывов. Для этого необходимо периодически выделять небольшую сумму из выручки компании. Эти средства нужно вкладывать в высоколиквидные активы. В такие, чтобы в случае необходимости их можно было в течение рабочего дня обратить в деньги без существенного дисконта. Например, их можно разместить в банке на депозите или на обезличенном металлическом счете (подробно об этом счете рассказывалось в июньском номере журнала “Расчет” в материале “Храните деньги в граммах” (стр. 28) – прим. ред.).

Если откладывать деньги на черный день для вас непозволительная роскошь, то есть еще один способ мобилизации внутренних резервов. Я имею в виду расчеты собственными векселями. Векселя может выпустить любая фирма. Это достаточно просто. Однако загвоздка в том, что контрагенты могут не захотеть принять в качестве оплаты векселя вашей фирмы.

Эту проблему можно решить, если прибегнуть к помощи инвестиционных компаний, которые оказывают услуги по организации вексельных программ. Векселя, которые выпущены в рамках такой программы, будут более ликвидны. Потому что организатор займа предварительно досконально изучает состояние фирмы. Проводится оценка фирмы, финансовый анализ, оценка положения компании на рынке. Если в результате такого всестороннего анализа инвестиционная компания приходит к выводу, что организовать вексельный заем в необходимом для фирмы объеме возможно, то для инвесторов это будет служить доказательством надежности эмитента бумаг. Однако такие услуги оказывают достаточно солидным компаниям – в том случае, если им требуется большой объем инвестиций.

Если вы не попадаете в число подобных счастливчиков и контрагенты не согласны вместо денег брать ваши векселя, а ситуация критическая и требует немедленных денежных вливаний, то можно прибегнуть к чрезвычайным мерам. Продать “что-нибудь ненужное”. А точнее – оборотные или внеоборотные активы. Конечно, продажа имущества – это уже последний шаг, к которому прибегает фирма для финансирования кассовых разрывов. Однако иногда лучше продать автомобиль руководителя, чтобы заплатить аренду и рассчитаться за сырье. Ведь это даст возможность продолжать производство продукции, а значит, в дальнейшем получить доход от ее реализации».

Благодарим за помощь в подготовке материала журнал «Финансовый директор» и Али Альбеткова, начальника казначейства Группы Магнезит.

Если жалко отдавать товар «даром», то можно изменить условия его оплаты. То есть увеличить сумму аванса. Или сократить отсрочку платежа

Последовательность действий

Приблизительно в такой последовательности лучше использовать источники финансирования кассовых разрывов.

Источник финансирования
Примечание
Целевые средства резервного фонда
Быстро и бесплатно
Схема внутрибанковского пулинга
Моментальный источник денег. Ежемесячная комиссия банку за организацию схемы пулинга. Если фирма не филиал участников пула, а одна из равноправных компаний группы, то нужно будет платить проценты за заемные средства
Заем у аффилированных компаний или акционеров
Быстро и не очень дорого
Взнос в уставный капитал
Бесплатно. Если взнос осуществляют не все акционеры пропорционально, то изменятся размеры долей собственников фирмы. Не самое простое оформление. Неудобно для АО
Работа с дебиторами и кредиторами
Прямых финансовых затрат нет. Но не все без проблем соглашаются на изменение условий работы
Организация вексельной схемы
Не все кредиторы согласятся принять векселя. При погашении векселей у фирмы будет дисконтный расход
Банковское финансирование (кредиты, факторинг)
Надежно – банки для того и существуют, чтобы давать деньги взаймы. Однако придется собирать пакет документов, ждать решение кредитного комитета и платить солидные про центы
Задержка платежа
Потеря репутации. Проблемы с дальнейшим получением отсрочек платежа. Не стоит задерживать налоговые платежи и долги перед банком
Продажа оборотных и внеоборотных активов
Самый крайний шаг

Елена РАКОВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное