Нужны деньги? Возьмите у... себя

Нужны деньги? Возьмите у... себя

28.08.2006

Ваша фирма часто переводит деньги, чтобы «заткнуть» финансовые «дыры» в своих подразделениях? Или, чтобы не терять время на перевод, вы платите проценты за банковские кредиты? О том, как наиболее рационально использовать денежные средства, шла речь на конференции «Эффективное управление денежными потоками», организованной журналом «Финансовый директор»

Один на всех

Допустим, на счете филиала А скопилась крупная сумма денег. А филиалу Б срочно нужны дополнительные средства, чтобы, к примеру, рассчитаться с поставщиками или выплатить зарплату сотрудникам. Пока бухгалтер филиала Б сообщит руководителю головной организации о сложившейся ситуации, руководитель примет решение, это решение доведут до филиала А, филиал А отправит платежное поручение, банк филиала А отправит деньги в банк филиала Б, филиал Б принесет платежное поручение на перечисление денег поставщику или чек на получение наличности на зарплату, пройдет 3–4 дня. За это время поставщик или профсоюзный комитет уже будет грозить филиалу Б штрафами за просрочку.

Возможно, чтобы постоянно не переводить деньги из одного подразделения в другое, филиалы обратятся в свой банк с просьбой открыть овердрафт. В этом случае, если на счете не будет хватать средств, банк будет автоматически кредитовать расчетный счет. Но не стоит забывать, что овердрафт – один из самых дорогих кредитных продуктов. Плата за него составляет в среднем 25 процентов в год.

Есть ли наиболее оптимальный способ решения подобной проблемы? Директор по расчетному бизнесу, старший вице-президент Альфа-Банка Юрий Климов считает: «Практически у каждой группы компаний есть резервы для самофинансирования. Я имею в виду высвобождение денежных средств из неэффективных процессов. Понятно, что неэффективно брать кредит в банке в одном регионе и иметь избыток денег в другом. Но раньше у компаний не было инструментов, которые бы позволили оперативно решать эту проблему».

Поэтому банкиры «придумали» Zero Balancing (Единый остаток). Этот механизм предназначен для группы компаний или фирмы, у которой есть филиалы, представительства или другие подразделения.

У всех них есть счета в банках. Эти счета объединяют во взаимосвязанную систему (пул). Для этого все счета должны быть открыты в подразделениях одного банка. По соглашению между банком и клиентом назначают «Главный» счет, его также называют «мастер-счет». Остальные счета считаются «Участвующими». В пуле может быть до трех «Главных» счетов, к которым «привязано» по нескольку «Участвующих».

«Главному» счету банк предоставляет овердрафт. А фирмы, которым открыты «Участвующие» счета, получают возможность проводить платежи со своих счетов даже в том случае, если на них отсутствуют деньги. При этом недостаток средств покрывает не банк, а другие компании, которые участвуют в пуле. Если денег, которые имеются на счетах всей группы, не хватит на то, чтобы провести платеж, тогда будет задействован овердрафт, который открыт на мастер-счете.

На «Участвующие» счета деньги могут поступать в одном из двух режимов: «End of Day» или «Real-Time».

Днем – платежки, вечером – деньги

Режим «End of Day» означает, что все взаиморасчеты между участниками системы Zero Balancing происходят в конце дня.

Для «Участвующих» счетов банк устанавливает так называемый внутридневной лимит, который по своей сути аналогичен техническому овердрафту. От обычного банковского овердрафта его отличает то, что вечером он автоматически закрывается, а отрицательный остаток с этого счета переносится на «Главный» счет. Поэтому на «Участвующем» счете никогда не будет овердрафта на начало следующего дня. А значит, и проценты за него платить не придется. Решение о размере этого внутридневного лимита банк принимает в обычном порядке: анализирует документы фирмы, рассматривает на кредитном комитете.

Итак, режим «End of Day» работает следующим образом. На начало рабочего дня остаток на «Участвующих» счетах равен нулю. В течение дня на этот счет фирма получает деньги от контрагентов, сама проводит текущие платежи. При этом, даже если денег для расчетов с поставщиками будет недостаточно, можно беспрепятственно проводить платежи в рамках определенного внутреннего лимита. По окончании операционного дня, как правило поздней ночью, система начинает проверять все счета, которые входят в пул. И автоматически перебрасывает деньги со всех «Участвующих» счетов (положительный остаток на конец дня) на мастер-счет. Затем система проверяет, нет ли по результатам дня на каких-либо счетах задолженности. И, как уже было сказано выше, за счет денег, собранных на мастер-счете с «положительных» счетов, система закрывает этот внутренний овердрафт. Совокупность всех этих операций называется «пулинг».

Если средств, которые система собрала на мастер-счете, не хватит, чтобы покрыть все «технические овердрафты», то на нем автоматически включается «настоящий» овердрафт. В этом случае фирма уже будет платить за него проценты банку.

Например, у группы компаний «Дельта» к мастер-счету привязаны шесть «Участвующих» счетов. В конце рабочего дня на четырех счетах осталось по 100 тысяч рублей, а на двух образовался отрицательный остаток – 20 и 50 тысяч рублей. Сначала система собирает все положительные остатки, таким образом на мастер-счете скапливается 400 тысяч рублей. Затем система закрывает «технические овердрафты», перечисляя деньги с мастер-счета на счета с отрицательным остатком. Таким образом, после проведения пулинга на мастер-счете образуется остаток 330 тысяч рублей (400 000–20 000–50 000). А двум подразделениям компании не нужно платить банку проценты за овердрафты.

Моментальные деньги

Схема «Real-Time» работает несколько по-другому. Фирма, которой открыт «Участвующий» счет, покрывает недостаток средств с мастер-счета в тот самый момент, когда ей надо провести платеж. То есть не в конце дня, как в первом случае, а в режиме реального времени. Поэтому для «Участвующих» счетов никаких внутренних лимитов устанавливать не нужно. Банк открывает овердрафт только для мастер-счета.

Это несколько упрощает внедрение схемы. Ведь филиалы или дочерние фирмы избавлены от необходимости собирать пакет документов для получения кредита (овердрафта). Это нужно будет сделать только головной организации, которой открыт мастер-счет.

Компании, как и в предыдущей схеме, начинают свой день с нулевого остатка. Бухгалтер формирует платежное поручение на оплату товара поставщику и отправляет его по электронному каналу доставки. Банковская система видит, что этот счет участвует в системе Zero Balancing и что остатка, достаточного для того, чтобы провести платеж, на нем нет. И она в этот же момент (а не в конце дня) списывает средства с мастер-счета. Если на мастер-счете в этот момент денег нет или недостаточно, то на нем включается функция овердрафта.

В конце операционного дня система автоматически перебрасывает на мастер-счет положительные остатки с «Участвующих» счетов.

Плюсы объединения

Сокращение процентных расходов. При такой схеме компания пользуется кредитом только в случае крайней необходимости: если денег, собранных со всей группы компаний, не хватит для проведения платежей каких-либо участников пула. И, кстати, снижается не только объем овердрафтов. Если фирма может рассчитывать на оперативную финансовую поддержку всей группы компаний, то в некоторых случаях она может отказаться, например, от кредитной линии, которой раньше приходилось пользоваться для финансирования текущей деятельности.

Конечно, если одно подразделение занимает деньги у другого, то все равно будут процентные расходы. Но в этом случае проценты, которые уплатил один филиал другому, остаются внутри самой компании. И, с точки зрения акционеров, такие проценты расходами не являются.

Централизация управления денежными средствами. Чтобы эффективно управлять бизнесом, недостаточно просто владеть информацией о том, как обстоят дела с деньгами у вашей группы компаний. Необходимо иметь возможность оперативно распоряжаться свободными в данный момент денежными средствами. Компаниям, которые участвуют в системе Zero Balancing, не нужно думать о том, где бы взять деньги на пару дней, чтобы расплатиться по своим текущим обязательствам, и переводить эти деньги из одной фирмы в другую, а потом обратно. Ведь перераспределение денежных потоков происходит ежедневно и автоматически.

Контроль над структурными подразделениями. У дочерних компаний и филиалов есть отличительная черта: они иной раз весьма вольно обращаются со средствами, которые находятся у них на счете. Подразделения понимают, что прибыль все равно уйдет головной компании, и не стесняют себя в расходах, ведь все равно: «Все, что не потратим мы на себя, заберет “Голова“».

Если же концентрировать все средства на мастер-счете и, допустим, предоставить филиалам только право второй подписи, а первую оставить головной компании, то можно жестко и оперативно контролировать платежи подразделений.

Избавьтесь от бумажной работы

Процесс пулинга полностью автоматический, никакого участия компании здесь не требуется. В конце каждого месяца банк представляет клиенту сводный отчет обо всех операциях, которые были проведены в рамках Zero Balancing.

Естественно, необходим мониторинг того, какая компания кому предоставила средства, под какой процент и когда эти средства будут погашены. И эта работа ложится на плечи бухгалтеров фирм, участвующих в системе Zero Balancing. Бухгалтер должен на основании отчетности банка определять, когда компания А должна погасить компании Б заемные средства, рассчитать сумму процентов и провести соответствующие операции.

Но в принципе эти функции фирма может передать банку. Банк составит необходимые отчеты и рассчитает проценты, которые подлежат уплате внутри группы компаний. Банк даже может самостоятельно перечислять деньги со счета компании должника на счет кредитора. Для этого необходимо заключить соглашение о том, что банк имеет право в безакцептном порядке списывать средства со счетов компаний для погашения задолженности перед другими компаниями пула.

Современные технологии

Многие бухгалтеры довольно узко представляют себе спектр банковских услуг. Они знают, что банки открывают счета (вклады), дают кредиты и проводят платежи. Однако современные банки, реагируя на постоянно возникающие потребности клиентов, разрабатывают различные новые продукты. В частности, Zero Balancing является одним из основных сервисов семейства Cash Management.

Cash Management – это система расчетных банковских продуктов и корпоративных решений на их основе, которые предназначены в первую очередь для эффективного управления финансовыми потоками (Cash Flow Management) и остатками (Liquidity Management). Cash Management включает в себя электронные системы обмена информацией между компаниями и банками, инструменты управления входящими и исходящими платежами, различные продукты для управления остатками на банковских счетах и компенсации процентных расходов и т. д. В то же время такие давно распространенные банковские услуги, как, например, проведение расчетов или инкассация наличной выручки, также относятся к семейству Cash Management.

Потеряют ли банкиры проценты за кредиты?

Внедряя схему Zero Balancing, банки недополучают проценты за кредиты, которые они могли бы предоставлять клиентам. Не окажется ли так, что в конечном счете банкиры придут к выводу, что данный продукт им невыгоден? На этот вопрос Юрий Климов ответил следующее:

«Конечно, в данном случае банки делают бизнес клиента более эффективным, одновременно понижая свой доход. Потому что известно, что чем эффективнее работает клиент, тем меньше зарабатывает банк в единицу времени. Но и тем дольше соответственно. Банки предлагают своим клиентам удобные и высокотехнологичные инструменты с расчетом на перспективу. Управленческие процессы в корпорациях сейчас ускоряются – менеджеры должны принимать решения очень оперативно. И это своеобразный вызов для банков. Потому что от нас требуется обеспечить корпорации возможность быстрее реагировать на те или иные обстоятельства и события своей финансовой жизни. Быстрее платить, быстрее размещать свободные средства, быстрее финансировать».

Елена РАКОВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное