Отчитаемся по земельному налогу в столице и области

Отчитаемся по земельному налогу в столице и области

23.08.2006

Заполняя расчет по авансовым платежам за землю, принадлежащую фирме, не забудьте о некоторых нюансах, в частности новых КБК. На этот и некоторые другие моменты обратил внимание Минфин в письме от 20 июня 2006 г. № 03-06-02-04/88.

Платежи за землю Москва и Подмосковье собирают в течение года

У муниципальных органов власти есть право самим определять, должны фирмы платить авансы в течение года или нет. Например, в Москве и области законодатели установили такую обязанность для плательщиков. При этом авансовые платежи рассчитывают в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка (п. 6 ст. 396 НК). По итогам года налог исчисляют как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы, то есть кадастровой стоимости земельных участков. Кстати, судьи указывали, что пени могут быть взысканы только в том случае, если необходимость платить авансы по итогам отчетного периода прямо установлена законом (п. 20 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5).

В Москве земельный налог по итогам года уплачивают не позднее 1 февраля следующего года, а авансовые платежи по нему – до последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ст. 3 закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74). При этом в законе предусмотрены дополнительные льготы для некоторых категорий плательщиков (ст. 3.1).

В Московской области муниципальные образования приняли свои постановления о введении данного налога. Например, решения Совета народных депутатов г. Долгопрудный от 18 ноября 2005 г.№ 73-НР и Совета народных депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 18 ноября 2005 г. № 22/4. На их территории налог введен с 1 января 2006 года. При этом сроки его уплаты на территории этих муниципальных образований совпадают с установленными в Налоговом кодексе. Авансовые платежи и расчеты вносят и сдают также не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. То есть за полугодие необходимо будет отчитаться до 31 июля 2006 года.

Сдаемся!

Форма авансового расчета за квартал утверждена приказом Минфина от 19 мая 2005 г. № 66н. В апреле этого года в нее были внесены некоторые изменения и дополнения (приказ Минфина от 12 апреля 2006 г № 64н). Кардинальных изменений не произошло, но корректировка коснулась обоих разделов расчета. В частности, в разделе 1 теперь предусмотрены три строки для подписи, а не одна. То есть достоверность сведений, указанных в документе, необходимо заверить двум должностным лицам фирмы: руководителю и главному бухгалтеру. Также отдельно выделили место для автографа индивидуального предпринимателя.

Что касается раздела 2, то в него внесли дополнительные строки (070—160). Они появились в связи с новыми льготами, влияющими на уменьшение налогооблагаемой базы. Кстати, теперь «поблажки», установленные местными властями, отражают отдельно от аналогичных «федеральных». Напомним, что для земельного налога с этого года предусмотрено несколько КБК. Их значения зависят, во-первых, от бюджета, в который должен поступить налог, а во-вторых, от того, какая максимальная ставка предусмотрена Налоговым кодексом для земель соответствующей категории. Это повлекло за собой изменения в порядке заполнения строки 30 раздела 1. Она предназначена для отражения авансов по налогу.

Раньше для того, чтобы определить значение этой строки, нужно было сложить суммы всех авансовых платежей, приведенных во всех разделах 2 по участкам с одинаковыми ОКАТО. Теперь же необходимо указать еще и КБК, который соответствует этому платежу.

Также чиновники привели в порядок приложения к авансовому расчету. В частности, приложение 3, которое содержит коды налоговых льгот, пополнилось новым значением. Код 3021194 соответствует льготе, которая введена с 1 января 2006 года (закон от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ). В статью 395 Налогового кодекса добавили пункт 9. Он предусматривает освобождение от земельного налога компаний-резидентов особых экономических зон. Они смогут не вносить этот платеж в бюджет в течение 5 лет.

Кстати, судебная практика при нарушении сроков представления авансовых расчетов по земельному налогу — на стороне налогоплательщиков. Например, такая ситуация рассмотрена в постановлении ФАС Московского округа от 12 апреля 2006 г. № КА-А40/2611-06: судьи отказали инспекторам во взыскании штрафа за несвоевременную сдачу документа. Они пришли к следующему выводу: расчет по налогу на землю является по своей природе расчетом авансовых платежей. В связи с этим его не- своевременное представление не образует состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса. В этой статье говорится о нарушении срока подачи деклараций. Согласно статье 109 Налогового кодекса, никто не может быть привлечен к ответственности при отсутствии события правонарушения.

Будут ли пени за нерасторопность чиновников?

Платеж поступает в бюджет по местонахождению объекта, то есть земельного участка. Базой для исчисления налога служит кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января. Ее устанавливают по результатам государственной кадастровой оценки земли. Размер платежа рассчитывают как процент от этой кадастровой стоимости.

Правительство Москвы в распоряжении № 522-РП от 4 апреля 2005 г. утвердило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков. Согласно документу, департамент земельных ресурсов г. Москвы обязан направлять ее заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении не позднее 1 марта отчетного года. Сведения должны быть указаны по состоянию на 1 января календарного года. На практике же зачастую фирмы вынуждены сами искать эту информацию.

Но бывает и так, что кадастровая стоимость участка не определена. Возникает вопрос: как посчитать и перечислить платежи в таком случае? В Налоговом кодексе не указано, как действовать, если данной информации нет. Можно ли использовать для этих целей другой показатель, например нормативную цену земли? На наш взгляд, кадастровая стоимость земли – это единственная величина, которая может быть использована при исчислении налога. Подтверждает это и позиция чиновников из Минфина. Например, в своем письме от 29 марта 2006 г. № 03-06-02-04/43 они указали, что если фирме не сообщили о кадастровой стоимости участков, то обязанности по уплате у нее не возникает.

Свою позицию финансовое ведомство подтвердило и в письме от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75, разъяснив, что налогоплательщик обязан представить в инспекцию «нулевые» декларации (или расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу. В дальнейшем, после того как необходимая информация будет получена, необходимо сдать в ИФНС «уточненку» (или уточненные авансовые расчеты). Также доплатить сумму налога. При этом, по мнению Минфина, начислять пени за просрочку уплаты инспекторы не должны. Как следует из разъяснений, с компании нельзя взыскивать пени даже в том случае, если кадастровая стоимость участка была известна, но ее не довели до фирмы или предпринимателя в установленном порядке.

Письмо Минфина от 20 июня 2006 г. № 03-06-02-04/88 заинтересует тех плательщиков земельного налога, у которых участки находятся в бессрочном пользовании. В нем разъяснено, что считать моментом возникновения, прекращения и изменения обязанности по уплате. Для компаний и физических лиц по участкам, предоставленным им до вступления в силу закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, такая обязанность связана с правоустанавливающими документами на землю. Причем, даже если право организации или частного лица не было зарегистрировано в установленном порядке до указанной даты (то есть отсутствует госрегистрация), его признают действующим.

Обязанность по уплате арендной платы вместо земельного налога относительно участков, которые ранее находились в бессрочном пользовании, а потом перешли в категорию арендуемых, у арендатора возникает с даты, указанной в договоре аренды. Если она не прописана в соглашении – тогда с момента госрегистрации договора, но не ранее момента прекращения права постоянного пользования.

22 июня Минюст зарегистрировал приказ Минфина от 1 июля 2006 г. № 86н. Так как опубликован он был 28 июня, то 9 июля вступил в силу. Этот документ внес поправки в форму, по которой предоставляют сведения о земельных участках и их владельцах. Изменения затронули листы В и Г. Ранее по строке 8 указывали размер доли в праве на земельный участок в процентах, теперь же необходимо отражать эту величину в виде правильной простой дроби (например, 000087/000965).

Елена Видимкина, аудиторская компания «Финстатус»:

«Гражданский кодекс устанавливает, что собственник здания или сооружения (в качестве которого может выступать любой субъект гражданского права) имеет право постоянного пользования земельным участком, на котором расположен объект (п. 1 ст. 271 ГК). Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной либо муниципальной собственности, или договора не вытекает иное. В то же время в соответствии с Земельным кодексом в постоянное пользование участки предоставляют только госучреждениям, предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК). С вступлением в действие новой редакции этого документа все остальные юридические лица должны переоформить право постоянного пользования. Это можно сделать двумя путями: заключить договор аренды или приобрести участок в собственность».

А. Гришин, эксперт-аналитик ЗАО «Консалтинговая группа “ЗЕРКАЛО”»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное