Реорганизация фирмы — мишень для нападок налоговиков

Реорганизация фирмы — мишень для нападок налоговиков

22.08.2006

Столичное УФНС продолжает бороться с фирмами-«однодневками». Каждый раз их методы становятся все интереснее. По мнению налоговиков, владельцы избавляются от ненужных более компаний при помощи реорганизации. Только зачастую страдают те, кто ни в каких «серых» схемах не замешан. Несколько месяцев назад ФНС подготовила предложения с поправками в законодательство. Они еще не внесены в Госдуму на рассмотрение, но инспекторы уже успешно применяют их на практике.

Недостижимая мечта

С фирмами-«однодневками» налоговики усердно борются уже давно. О том, как эта война отражается на малом и среднем бизнесе, не замешанном в «серых» схемах, «Московский бухгалтер» писал не раз. В ход шли адреса массовой регистрации, списки номинальных (массовых) директоров и многое другое. Теперь к перечню вызывающих подозрения предприятий добавились и те компании, которые хотят пройти процедуру реорганизации.

Действительно, при помощи слияния либо присоединения можно довольно легко и быстро ликвидировать ненужную фирму. Например, компания уже выполнила свою задачу по отмыванию денег. Больше фирма не нужна, а значит, настала пора от нее избавляться. В частности, посредством все той же реорганизации. Никакими последствиями в виде тюремных сроков или административных штрафов учредителям предприятия и главбуху эта процедура не грозит.

Несомненно, способов уйти от налогов в нашей стране гораздо больше, нежели вариантов борьбы с ними. Поэтому Федеральная налоговая служба решила не придумывать новые методы, а просто ужесточить старые. Например, тщательнее проверять документы, подаваемые на реорганизацию. Этим и займется московский Единый регистрационный центр, а точнее — ИФНС № 46. Свое мнение по поводу жесткого контроля при реорганизации выразила генеральный директор ЗАО «И.Л.Т.С.-Аудит» Екатерина Портнягина:

— Действительно, некоторые учредители таким образом избавляются от компаний, которые проводят финансово-хозяйственные операции, противоречащие законодательству. Трудно поспорить с тем, что налоговые органы ужесточают контроль над документами, подаваемыми на реорганизацию. Однако стоит согласиться с мнением, что при подаче документов на реорганизацию или ликвидацию часто можно столкнуться и с трудностями, которые связаны прежде всего с организацией работы в самих налоговых органах. Тем не менее ошибки в оформлении или несоблюдении установленной процедуры организация может устранить и подать необходимые документы вновь.

Борьба не на жизнь, а на смерть

В рамках непрекращающейся войны за налоги ФНС еще в марте сформулировала ряд предложений в законодательство. Вкратце чиновники предлагают следующее. Если при реорганизации фирма не уведомила кредиторов в срок, ей могут отказать в государственной регистрации. Наряду с номером «Вестника государственной регистрации», где фирма сообщает о готовящемся событии, нужно будет представить в ИФНС № 46 доказательства уведомления кредиторов. Например, почтовые квитанции.

Напомним, сейчас провести процедуру реорганизации можно лишь по истечении двухмесячного срока после принятия решения о реорганизации. За это время надо успеть уведомить кредиторов, составить промежуточный баланс, рассчитаться с бюджетом и сотрудниками. Правда, сегодня достаточно предъявить номер «Вестника государственной регистрации», где размещена информация о грядущем преобразовании: слиянии или присоединении. Это указано в приказе ФНС от 16 июня 2006 г. № СЭА-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регист-рации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».

Впрочем, отказать зарегистрировать реорганизацию при соблюдении всех правил бухгалтером налоговики могут уже сегодня. Как мы отметили, поправки в законодательство еще не приняты. Однако инспекторы требуют непосредственных доказательств того, что вы направили кредиторам уведомления — почтовые квитанции или их копии с образцами писем. Однако и этого зачастую бывает недостаточно. Например, главбух Станислав Еромеев попал в следующую ситуацию.

— Предприятие, на котором я работаю, хотело присоединиться к другой фирме. Мы и так были ее «дочкой», но учредитель решил слить нас воедино. Все документы оформили как надо, представили копию «Вестника», но не принесли уведомлений кредиторов. Правда, не потому, что мы забыли, а потому, что у фирмы кредиторов нет. Как оказалось, нужно принести в инспекцию письмо, что фирма не имеет кредиторов. Это явилось для нас полнейшей неожиданностью. Я тружусь бухгалтером уже почти десять лет, никогда такого не слышал.

Действительно, в письме ФНС от 13 июля 2005 г. № ЧД-6-09/570@ сказано, что доказательством уведомления кредиторов служит журнал с опубликованным сообщением о реорганизации или его копия. Это указано и в Законе от 26 декабря 2005 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», и в Законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об общест-вах с ограниченной ответственностью». Но ни о почтовых квитанциях, ни о письме, гласящем об отсутствии кредиторов, в законах упоминания нет.

Вести из «Вестника»

Для того чтобы ваше сообщение опубликовали в «Вестнике государственной регистрации», вам надо заполнить бланк-заявку и написать сопроводительное письмо в произвольной форме с указанием реквизитов организации. Оба эти документа должны быть в двух экземплярах. В редакцию также надо представить оригинал платежного документа и доверенность, подтверждающую полномочия представителя фирмы. Все бумаги должны быть заверены печатью и подписью руководителя.

В тексте сообщения о грядущей реорганизации необходимо указать полное наименование всех компаний, участвующих в реорганизации, их ОГРН, ИНН, КПП, электронную почту и адрес (местонахождение). Кроме того, надо заявить сведения о реорганизации (кем и когда принято решение), форму реорганизации, порядок и сроки сообщения требований кредиторов.

Уведомления для публикации в журнале принимают ежедневно. Обратите внимание, что получать сведения в текущий номер редакция прекращает по средам в 14.00. Вся информация, переданная после этого времени, будет опубликована в следующем номере. На официальном сайте журнала можно заполнить электронную заявку на публикацию.

Сегодня стоимость подобного объявления составляет 700 рублей. Но это без экземпляра журнала. Объявление плюс доставка одного номера издания по Москве в пределах МКАД обойдется вам уже в 915 рублей, а по России — в 1020 рублей.

Тянем, потянем... да и отказать можем

Если реорганизация происходит в форме слияния или присоединения, объявление должна подать каждая из участвующих в процессе компаний. Бухгалтер Анна Ко-пытина рассказала о том, как она регистрировала реорганизацию:

— К нашему ЗАО присоединялась еще одна фирма. Объявление в «Вестнике государственной регистрации» разместили только от присоединяемой фирмы. Когда узнали, что надо от обеих компаний, было поздно — документы в ИФНС № 46 уже отдали. Нервничали до последнего дня, думали, что откажут, но, к счастью, все обошлось. В следующий раз будем умнее.

Действительно, мало подать объявление в журнал, нужно еще доказать, что вы это сделали. То есть принести в столичную ИФНС № 46 соответствующую страницу из «Вестника» или ее копию. Причем на вырванном из журнала листе следует поставить печать и расписаться директору реорганизуемой фирмы. Впрочем, и этого может быть недостаточно, ведь копию журнального листа легко подделать. Поэтому инспекторы планируют проверять публикации, обращаясь к электронной версии журнала.

Напомним, в ИФНС необходимо подать следующие бумаги. Заявление о госрегистрации, учредительные документы каждого предприятия, созданного в результате реорганизации. Помимо этого договор о слиянии (в случае слияния), передаточный акт или разделительный баланс и документ об оплате госпошлины. Зарегистрировать организацию налоговики должны в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов. Кстати, инспекторы должны выдать заявителю расписку с полным перечнем принятых документов. Об этом сказано в статьях 8, 9, 14—16 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Налоговики планируют досконально проверять каждую цифру и букву в ОГРН, КПП, ИНН, опубликованную в сообщении. Если же хоть какой-то из обязательных реквизитов будет отсутствовать или не совпадет с данными документов, поданных в инспекцию, фирму ждет отказ. В случае ошибок при оформлении лучше принять несогласие инспекторов спокойно и через некоторое время попробовать зарегистрироваться опять. Естественно, предварительно исправив все ошибки и опечатки.

— Реорганизация — сложный процесс, — отмечает Екатерина Портнягина. — Для того чтобы он прошел успешно, требуется знание не только норм гражданского законодательства, но и вопросов налогообложения и бухгалтерского учета. При реорганизации нужно выполнить целый комплекс юридических и учетных мероприятий. Налоговики предъявляют жесткие требования к правильному оформлению документов и последовательности их представления. Именно из-за ошибок в оформлении или несоблюдения установленной процедуры организациям зачастую отказывают в регистрации реорганизации. Кроме того, при подаче документов на реорганизацию часто можно столкнуться и с трудностями, которые связаны прежде всего с организацией работы в самих налоговых службах. Однако если «нормальная» компания проводит реорганизацию, не нарушая установленного порядка юридического оформления, то и негативного отношения налоговых органов не возникает.

Реорганизация по-бухгалтерски

Бухгалтерам полезно запомнить некоторые тонкости. Например, операции, осуществленные в день госрегистрации фирмы, возникшей при выделении, следует отражать в бухучете с 00.00 часов того дня, когда внесены в ЕГРЮЛ записи о новой фирме. Такую позицию высказал Минфин в письме от 23 ноября 2004 г. № 07-05-14/305.

Кроме того, при присоединении переоценка имущества для целей налогообложения не учитывается. Так сказано в письме Минфина от 5 июня 2006 г. № 07-05-06/138. Впрочем, это не единственное послание Минфина с таким номером. 12 мая 2005 года ведомство Кудрина выпустило письмо № 07-05-06/138. В нем чиновники объяснили, что амортизацию следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена реорганизация, а точнее, ее государственная регистрация.

Помимо этого при реорганизации в форме выделения передачу основных средств другому собственнику не признают реализацией товаров или услуг. Поэтому фирма, применяющая упрощенку, получив при реорганизации основное средство, не может отнести данные суммы к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу. Об этом говорится в письме Минфина от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/166.

Кстати, при передаче товаров и услуг в процессе реорганизации ее правопреемнику объекта налогообложения по НДС не возникает. Такую позицию высказало МНС в письме от 5 мая 2004 г. № 03-1-08/1123/13. Налоговики указали, что налог на добавленную стоимость, уплаченный фирмой при приобретении основных средств и правомерно принятый к вычету, подлежит восстановлению в доле недоамортизированной стоимости при передаче этих средств предприятию, образовавшемуся в результате реорганизации.

В письме Минфина от 24 марта 2006 г. № 03-03-04/1/275 говорится о дебиторской задолженности, списываемой после реорганизации. Если затраты по методу начисления надо относить к расходам текущего отчетного периода у реорганизованного предприятия, заканчивающегося до даты регистрации, такие расходы нельзя учитывать при формировании налоговой базы выделенной фирмы.

Юрист Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры» Юлия Зотова:

— Нередко налоговые органы отказывают юридическим лицам, созданным путем реорганизации, в государственной регистрации из-за отсутствия публикации в «Вестнике государственной регистрации». Однако Гражданский кодекс и Закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не обязывают фирмы публиковать сведения о реорганизации. В обязательный перечень документов, которые надо представлять в регистрирующий орган, не включены ни публикация в «Вестнике государственной регистрации», ни доказательства уведомления кредиторов о реорганизации.

ИФНС № 46 не вправе требовать другие документы, кроме как установленные в законе № 129-ФЗ. Несмотря на это, налоговики сегодня отказывают в регистрации, фактически используя коллизии, имеющиеся в законе.

На мой взгляд, прежде всего следует четко и ясно прописать в законе основания отказа. Без сомнений, в ближайшее время подобные изменения внесут в законодательство. Скорее всего увеличится срок госрегистрации организаций. Таким путем удастся избежать технических ошибок инспекторов и правонарушений со стороны недобросовестных фирм. Я считаю, более тщательная проверка документов при реорганизации фирм, а также некоторое усложнение процедуры должны дать положительные результаты. Вряд ли это как-то отразится на работе честных компаний.

Елена Березина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное