Иван Новицкий: надо менять принципы начисления налога на прибыль

Иван Новицкий: надо менять принципы начисления налога на прибыль

21.08.2006

Депутат Иван Юрьевич Новицкий один из тех немногих, кто работает в Мосгордуме со дня ее основания. Однако знаменит он среди столичных бухгалтеров отнюдь не этим, а своими налоговыми инициативами. За 13 лет работы в московском законодательном собрании его предложений накопилось на небольшую книгу.

Депутат считает, что подходить к вопросам, связанным с изменениями в Налоговый кодекс, надо очень осторожно и продуманно. Лучше потратить несколько месяцев на обсуждение, нежели принять скоропалительное решение.

— Какие наиболее значимые решения депутаты Мосгордумы приняли за весеннюю сессию в отношении налогообложения? Какие изменения ждут организации?

— Мы рассмотрели поправки, связанные с единым налогом на вмененный доход на наружную рекламу. В частности, уменьшено количество критериев, по которым рассчитывается коэффициент базовой доходности — К2. Теперь их всего два: рекламные площади до 36 квадратных метров и более. Измене-ния начнут действовать с 1 января 2007 года. Кроме того, мы уточнили некоторые моменты московского законодательства, связанные с изменениями, внесенными в федеральные законы.

— Не планируют ли законотворцы вводить в Москве ЕНВД на какой-либо другой вид деятельности, кроме наружной рек- ламы?

— Этот вопрос уже неоднократно обсуждался депутатами и бизнесом. Например, ко мне обращались представители Ассоциации автодилеров России, которые считают, что на техническое обслуживание автомобилей в Москве тоже надо вводить единый налог на вмененный доход, как и в Подмосковье. Это нужно для того, чтобы бизнес, непосредственно связанный с автодилерством и техобслуживанием, оставался в столице. Сегодня существует реальная угроза, что предприятия переедут в область, тем более для этого есть ряд объективных причин. Земля намного дешевле, нежели участки в центре Москвы, к тому же и площади намного больше. Поэтому так бурно развивается область вокруг МКАД. По моему мнению, автомобили — серьезный бизнес, он платит официально все налоги. Поэтому мы постараемся охватить ЕНВД этот сегмент рынка как можно скорее. Возможно, рассмотрим поправки в законодательство уже этой осенью. Кстати, кроме автомобильного бизнеса депутаты хотели и рынки охватить ЕНВД, но потом решили еще подумать, так же как и с патентной системой. О ней говорят уже несколько лет, законопроект даже приняли в первом чтении, но окончательного рассмотрения так и не было. Я еще вернусь к этой теме. Сегодня эта проблема прорабатывается вместе с Департаментом финансов и налоговой службой. В частности, над ней сейчас трудится первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Валерий Жаров. Но ничего нового пока по этому вопросу не принято.

— Итоги прошлой сессии мы подвели, а каких изменений ждать бухгалтерам в недалеком будущем?

— Осенью мы планируем обсудить изменения в федеральное законодательство. Например, в Налоговый и Гражданский кодексы, поскольку каждая мера требует внесения поправок сразу в несколько документов. Нужно сделать законной оптимизацию налогов, разработать систему механизмов оценки норм прибыльности и рентабельности предприятий. При этом мы стараемся учитывать точку зрения бизнеса при работе над налоговыми законодательными инициативами. Ряд предложений будут внесены уже осенью и рассмотрены официально на заседаниях комиссий и самой Мосгордумы. Чтобы ничего не упустить из виду и более четко разобраться, я провожу круглые столы по справедливому налогообложению с представителями бизнес-сообщества, аудиторами и экспертами. Приглашаем на них и сотрудников ФНС. Иногда они достаточно активно участвуют в дебатах, им тоже интересно, у них свое мнение. Можно сказать, налаживаем обратную связь. Это тоже результат, ведь раньше они вообще наши круглые столы игнорировали. По результатам обсуждений смотрим, что можем сделать, исходя из того, что в Москве наиболее быстро развиваются интересы предпринимательского сообщества. Поэтому вопрос налогообложения — один из самых актуальных.

— Какие конкретно инициативы вы предлагаете?

— Я предлагаю внести изменения в 1 часть Налогового кодекса, дополнив ее статьей 82.1, содержащей положения о методах налогового контроля. Например, ограничить многочисленные проверки одного плательщика, разрешив проведение ревизий по любым основаниям и любых видов не более трех раз в год. Кроме того, необходимо более четко регламентировать права налоговиков при проведении различных форм контроля и предусмотреть реальную ответственность за несоблюдение законодательства. Нужно также определить закрытый перечень документов, которые могут требовать инспекторы при камеральной проверке, включив в него только регистры бухгалтерского и налогового учета. В статью 40 нужно внести поправки, регулирующие вопросы ценообразования. Это даст возможность организациям снизить риски, связанные с использованием трейдинговых компаний. Статья 289, на мой взгляд, нуждается в изменениях, которые позволят привести сроки сдачи бухгалтерской отчетности и налога на прибыль к единому сроку. Тем более что многие показатели декларации по налогу на прибыль и отчета о прибылях и убытках дублируют друг друга или пересекаются на основании налоговых регистров.

— Налог на прибыль — один из самых проблемных отечественных налогов. Предлагаете ли вы изменить что-либо в порядке его исчисления и уплаты?

— Необходимо поменять принципы начисления налога на прибыль и его уплаты. Он может стать справедливым, если сделать дифференцированный подход к разным категориям бизнеса. Для этого необходимо поделить предприятия на малые, средние и крупные. Например, параметры малого бизнеса можно выделить из определения, данного в статье 3 от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Крупный бизнес можно определять, исходя из Критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (утверждены приказом МНС от 16 апреля 2004 г. № САЭ-3-30/290. — Прим. ред.). Чтобы система налогообложения в целом была признана правильной, налог на прибыль, который сейчас составляет по факту 12,7 процента всех поступлений, должен составить более значимую часть. Если доходы от него дойдут хотя бы до того уровня средств, который обеспечивает НДС, наша система налогообложения станет как в большинстве цивилизованных стран.

— Действительно, НДС самый прибыльный налог для казны, но в то же время он вызывает и больше всего вопросов у бухгалтеров. Что может изменить ситуацию?

— Говоря о налоге на добавленную стоимость, хочется отметить, что он продолжает оставаться основной головной болью бухгалтеров. Чтобы облегчить ситуацию, я предлагаю увеличить планку ежеквартальной отчетности НДС. Сейчас это два миллиона рублей выручки в месяц, а повысить надо хотя бы до пяти миллионов рублей. На мой взгляд, это существенно снизит нагрузку, как на бухгалтерию предприятий, так и на налоговые инспекции. При этом собираемость НДС не уменьшится, поскольку о снижении ставки налога речь не идет. Кстати, именно с НДС связана масса проблем у бухгалтеров при переходе на упрощенную систему налогообложения. Основные трудности вызывает обязанность восстановить и уплатить в бюджет НДС по товарам, приобретенным до перехода и не реализованным на его момент. А также по основным средствам, приобретенным до перехода и не полностью самортизированным. Я предлагаю в таком случае не восстанавливать НДС при соблюдении правил принятия его к вычету на момент приобретения товара и основных средств при обычном режиме налогообложения.

— Расскажите поподробнее, каким образом вы планируете изменить ситуацию?

— Чтобы поменять сегодняшний порядок, надо лишь внести изменения в статью 346.13 Налогового кодекса. Правда, налоговики считают, что одним из условий принятия входного НДС по приобретенным товарам к вычету и возмещению является использование таких товаров в деятельности, облагаемой НДС. Когда организация приобрела товар до перехода на упрощенку, НДС был принят к вычету правомерно, так как фирма была плательщиком этого налога. Но ведь реализация товаров после перехода на упрощенный режим налогообложения уже не будет облагаться НДС, а значит, отсутствует одно из условий принятия НДС к вычету и возмещению. В Федеральной налоговой службе считают, что надо восстановить эти суммы в последнем налоговом периоде до перехода на упрощенку. Но, на мой взгляд, эта точка зрения спорна. Например, в статье 172 Налогового кодекса вычеты сумм входного НДС производятся в полном объеме после принятия на учет приобретенных товаров, на основании счетов-фактур и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Из этого не следует, что суммы НДС, принятые к вычету, подлежат обязательному восстановлению и уплате, если фирма в будущем станет реализовывать товары без НДС. Положения пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса о восстановлении и уплате в бюджет сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычету или возмещению, применимы только к операциям, указанным в пункте 2 этой же статьи. А там названы только случаи приобретения товаров, работ или услуг, а не переход на другую систему налогообложения. Кроме того, в подпункте 3 пункта 2 статьи 170 кодекса, которым обычно руководствуются налоговики, речь идет о приобретении товаров лицами — неплательщиками налога в соответствии с главой 21 кодекса. А ведь фирмы, применяющие упрощенку, вообще освобождены от его уплаты. Поэтому указанный пункт не имеет к ним никакого отношения. Это я и хочу донести до властей.

— Если ваши инициативы примут, то изменения затронут не только столицу. Кстати, неоднократно говорилось о том, что планируется объединить Москву и область. Насколько реальны эти прогнозы и что это сулит предприятиям?

— Да, об этом говорилось уже не раз, но это возможно, только если будет продолжаться политика объединения крупных регионов. Однако отдельно этот вопрос рассматриваться не будет, потому что в результате подобного альянса возникнет достаточно крупный субъект с населением более 16 миллионов человек. Сегодня работает объединенная комиссия Мосгордумы и Мособлдумы, которая решает спорные вопросы. Например, по поводу ЕНВД, ухода предприятий в область, оттока налогов. Столица и область ставят друг друга в известность, какую политику проводят. Чтобы не было такого, что фирма зарегистрирована в области и платит туда налоги, а работает фактически здесь, снимая помещение в аренду.

— Чтобы такого не произошло, наверное, имеет смысл дать организациям некоторые послабления. Например, установить налоговые льготы?

— В чем-то депутаты Мосгордумы ограничены федеральным законодательством. Кроме тех льгот, которые уже сегодня есть у малого бизнеса и в Зеленоградской свободной экономической зоне, больше пока ничего не будет. Сегодня сильно развиты инвестиции, то есть желание заниматься бизнесом и платить за дорогую аренду еще не пропадает. Пока сохраняется такое положение вещей, власти будут устанавливать и достаточно высокие ставки налогов. Единственное, что могу сказать по поводу земли, то скоро упростится порядок ее передачи в частные руки. Вряд ли можно назвать это послаблением, потому что дешеветь она не будет. Несмотря на это, город перейдет на кадастровый учет, и порядок в расчете ставок арендной платы точно наступит.

— Кстати, о порядке. Когда в Москве разрешится ситуация на алкогольном рынке?

— Сразу видна степень непродуманности этого закона. Как быстро приняли, также быстро спохватились, что надо менять. Давайте делать, как в афоризме Сергея Королева «Сделаешь быстро, но плохо. Что быстро — забудут; запомнят, что плохо. Сделаешь медленно, но хорошо. Забудут, что медленно; запомнят, что хорошо». Также и здесь. Изменять законодательство надо продуманно, сначала послушав разные мнения и обсудив их. Наломать дров можно быстро, но кто потом это будет расхлебывать? Предприниматели. Мосгордума тоже не стоит в стороне. Ко мне уже обращались представители московского алкогольного рынка с просьбой помочь разобраться в ситуации. Они обратили наше внимание на непродуманность принятых мер. Страдает бюджет, производители, растет самогоноварение, люди не получают качественного спиртного. А ситуация с молдавскими и грузинскими винами? Я имею в виду не новые партии спиртного, а те, которые уже ввезли и просертифицировали. Они стоят с сертификатами, подписанными всеми санитарными службами Онищенко. По всей России около 40 миллионов этих бутылок, которые лежат на складах и не поступают в магазины. Бизнес потерял и продолжает терять колоссальные деньги, компании разоряются, а значит, весь алкоголь подорожает в 2-3 раза. Кому это выгодно? Государству нет, бизнесу тоже, потребителю тем более. То есть, сделали такое дело, от которого буквально всем стало плохо.

— Действительно, закон приняли на скорую руку, зато этого нельзя сказать о налоговом администрировании. Изменит ли он что-нибудь в отношениях бухгалтеров и налоговиков?

— Закон о налоговом администрировании двоякий. Больше поводов для обсуждения, чем реальных конкретных улучшений для налогоплательщика и государства. Я бы назвал его бурей в стакане, ведь на деле почти ничего не изменилось, хотя, может быть, просто рано говорить о последствиях. К сожалению, у нас как у субъекта не так много прав, чтобы что-то менять, поэтому мы остались в стороне. Если рассуждать об отношениях бухгалтеров и налоговых органов, то тут есть как объективные, так и субъективные моменты. Каждый хочет оптимизировать налоги, но делать это надо в рамках закона. С другой стороны, надо выстраивать законодательство так, чтобы не было возможности для уходов от обязательных платежей и правонарушений. Этих дыр, которые сегодня есть в кодексах и законах, быть не должно. Так же как и двойного толкования правовых норм. У нас налоговое законодательство развивается уже 15 лет, вроде бы достаточно было времени, чтобы построить его нормально, но, видимо, не все так быстро. Поэтому по мере сил мы стараемся помогать. Прислушаются ли к нашим советам федеральные власти, будет видно уже осенью.

БИОГРАФИЯ

Новицкий И.Ю. родился 24 октября 1960 г. в Москве. В 1981 году с отличием закончил МГУ им. Ломоносова. В 1984 году получил кандидатскую степень. С 1985 по 1993 год занимался научной деятельностью.

С 1990 по 1993 год — депутат Октябрьского районного Совета народных депутатов. Участвовал в разработке и внедрении системы регистрации коммерческих и некоммерческих организаций в Москве, был председателем Комиссии по гласности и информации. В 1993 — 1994 годах прошел обучение в Школе управления им. Кеннеди Гарвардского университета по курсу «Государственное предпринимательство и бюджет в государственном секторе».

С 1994 года по 2005 год — Председатель Комиссии Мосгордумы и Правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений. Член Городской конкурсной комиссии по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов.

Преподает в Академии народного хозяйства при Правительстве и Московском государственном институте управления. С февраля 2006 года — председатель Московского городского отделения политической партии Союз Правых Сил.

Женат, двое детей. Иностранный язык — английский, хобби — спортивный туризм.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA