Новые правила конкурентной борьбы: кого отправят в нокаут?

Новые правила конкурентной борьбы: кого отправят в нокаут?

21.08.2006

В столице, где повсюду открыты крупные торговые сети, маленьким магазинчикам приходится непросто. Решить эту проблему должен Закон «О защите конкуренции». «Московский бухгалтер» попытался разобраться в том, как этот документ сможет повлиять на деятельность небольших фирм.

Разногласия на рынке

26 июля Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наконец был подписан президентом. Документ предупреждает и пресекает нечестное соперничество на рынке, запрещает злоупотреблять доминирующим положением, а также не допускает любые действия со стороны фирм и государства, ограничивающие конкуренцию. По мнению специалис-тов, с вступлением в силу этого закона защита справедливой конкурентной борьбы станет значительно эффективнее. Что же это будет в действительности?

В Москве, например, одна из острейших проблем — это беспомощность небольших магазинчиков перед крупными сетями. Зачастую первые либо выживают только потому, что работают давно и имеют старых клиентов, либо закрываются вовсе. Московское правительство об этой проблеме не замалчивает. Столичные чиновники то и дело твердят, что необходимо открывать магазины «шаговой доступности», которых очень не хватает городу. «Потребителям нужны как крупные торговые центры, так и маленькие магазины «за углом», особенно ближе к центру, где большие супермаркеты не построишь из-за архитектурных особенностей. Сферу малого бизнеса необходимо стимулировать, и депутаты активно думают об этом. Без вмешательства властей ситуация на рынке не стабилизируется», — заявил «Московскому бухгалтеру» член комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Иван Новицкий.

Этот сегмент рынка, по-хорошему, должен занять малый бизнес. Однако ему необходимы дополнительные меры поддержки со стороны правительства. Вопрос активно решают столичные чиновники. В частности, существует масса постановлений московского правительства. Программа создания магазинов «шаговой доступности» ведется последние три года. По ней помещение в аренду небольшим магазинам сдают по льготным ставкам. Но проблема не решена, и малые фирмы не всегда выдерживают конкуренцию с крупными торговыми сетями. «Ситуация на московском рынке сложилась действительно очень сложная. В городе не осталось дешевых магазинов, а ценовую политику устанавливают крупные торговые сети. В результате за недорогими товарами жителям приходится ехать на окраину», — считает руководитель ФАС Игорь Артемьев.

«Проблему должен решить новый Закон «О защите конкуренции», — соглашается с ним Иван Новицкий.

Напомним, что документ вступит в силу 26 октября этого года.

Кому станет легче?

О необходимости его принятия чиновники говорили уже давно. «Государство должно уменьшить свое прямое участие в экономике, но при этом активно проводить антимонопольную политику», — заявил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов еще после принятия закона Госдумой во втором чтении. Новшеств в документе несколько. По словам Артемьева, изменено определение товара, появились процедуры по предоставлению государственной поддержки, что поможет эффективно бороться с произволом чиновников, незаконно предоставляющих льготы отдельным компаниям. Добавили понятие коллективного доминирования. Это стабильное положение одновременно трех компаний на рынке, для которого их общая доля должна быть выше 50 процентов, а доля каждой в отдельности больше, чем у других конкурентов. Причем такое положение компании должно быть стабильным.

Также, по словам чиновника, новый закон снизит давление на бизнес. Из-под контроля ФАС выйдут многие предприятия. Теперь для совершения сделок по слиянию и поглощению в Службу за разрешением будут обращаться только очень большие компании.

Так, разрешение на приобретение акций понадобится только при покупке особо крупных пакетов — блокирующего (25%), контрольного (50%) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%). Все остальные подобные сделки пройдут без участия ведомства. «Все предприятия малого и среднего бизнеса вообще выйдут из-под контроля ФАС», — считает Артемьев, а потому не станут жертвами недобросовестных чиновников.

Законодательные тонкости

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров в беседе с корреспондентом «Московского бухгалтера» назвал две основные причины, по которым приняли закон: «Во-первых, назрела необходимость масштабных изменений, которых потребовал опыт, накопленный за несколько лет работы на рынке. Правок в отдельные законодательные нормы было уже недостаточно. Во-вторых, мы решили объединить в одном документе правила, регулирующие отношения и на товарных, и на финансовых рынках».

Авторы закона не отрицают, что сферу мелкорозничной торговли и их конкуренцию с крупными сетями в принципе закон контролирует. Но в то же время концентрация последних в столице очень высока. Поэтому положение отдельного супермаркета, пусть и большого, нельзя назвать доминирующим.

Согласно документу, организация может занимать не более 50 процентов на соответствующем рынке (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона). Тогда ее положение не будет считаться приоритетным. Напомним, что ранее доля составляла 65 процентов. При этом минимальный порог для отдельной компании остался по-прежнему равным 35 процентам. Если доля компании выше этого показателя и оно стабильно, то положение такой фирмы можно считать доминирующим.

Такие ограничения, по словам Кашеварова, затрудняют применение закона на рынке мелкорозничной торговли в Москве. Для того чтобы доказать, что компания является монополистом, она должна превышать соответствующую долю на рынке. «Проведенные

исследования показывают, что крупные супермаркеты в городе не выходят за допустимые пределы. При этом барьер в 35 процентов для товарных рынков — величина вполне обоснованная, и снижать его нецелесообразно. Только ради магазинов мы не можем снизить эту долю. Для этого нужны доказательства. Необходимо сделать изъятие отдельного рынка и провести специальное исследование», — добавляет чиновник.

«Проблема пресечения недобросовестной конкуренции на рынке мелкорозничной торговли — одна из самых сложных для ФАС, — подтвердил руководитель ведомства Игорь Артемьев и пояснил: Антимонопольная служба активно исследует рынок крупных торговых сетей. И по нашим данным, отдельные бренды пока не занимают доминирующего положения».

«Если в результате слияния нескольких крупных компаний их доля на рынке усилится, то это уже расценят как нарушение. Соответственно разрешение на это мы не дадим», — поясняет заместитель руководителя антимонопольной службы.

Будут внимательны в ФАС и в том случае, если узнают, что крупные магазины участвуют в антиконкурентных соглашениях. «Когда нам поступит сигнал о совместной практике крупных игроков рынка, связанной, к примеру, с поддержанием низких цен, то мы соберем соответствующие доказательства и начнем расследование. Но пока никакой информации о том, что, например, «Пятерочка» договорилась о чем-то с «Седьмым континентом», «Ашаном» или «Метро», у нас нет», — комментирует Кашеваров.

При этом 9 августа на пресс-конференции, посвященной принятию закона, Игорь Артемьев заявил: «Возможно, такие соглашения между крупными торговыми фирмами все же существуют».

Кроме того, у ФАС есть достоверная информация, что известные супермаркеты заставляют производителей молока, разливающих свою продукцию по пакетам, писать на упаковке название сети. «Это тоже нарушение антимонопольного законодательства», — заявляет Игорь Артемьев. ФАС обещает решить эту проблему. «Мы уже собирали сельхозпроизводителей, говорили им о том, что действовать нужно сообща и не идти на поводу у сетевых магазинов», — говорит чиновник. Также в ближайшее время, по обещанию Артемьева, состоится совещание с руководителями крупных супермаркетов, где будет озвучено пожелание не обеднять малый и средний бизнес и не мешать его развитию.

Под ограничением останутся и так назы-ваемые «вертикальные соглашения». Напри-мер, если производитель заключает договор с большим или крупным магазином, чтобы те продавали исключительно его продукцию, — это нарушение.

Чего не хватает?

По мнению главы ФАС, для эффективного применения закона необходимо принять изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Ведомство уже подготовило пакет поправок, которые помогут не только предупреждать, но и наказывать антиконкурентные действия. В противном случае закон просто не будет работать.

Как поясняет Кашеваров, сам закон фактически не предусматривает никакого наказания за нарушения его норм. За проступок выдается лишь предписание ФАС перечислить незаконно полученный доход на товарных рынках в бюджет. Согласно действующим нормам КоАП, штраф возможен только в том случае, если предписание антимонопольного органа не было выполнено. Такие меры уже применяются последние два года. Из-за этого, считает чиновник, на рынке сложилось впечатление, что за незаконные действия никаких санкций не последует. Поправки кардинально поменяют эту систему. И уже каждое нарушение будет караться штрафом. Размеры санкций также претерпели изменения. Сейчас они составляют от 200 до 500 тысяч рублей, что очень незначительно для крупных игроков. После изменений наказание будет рассчитываться исходя из оборота предприятия за год. В зависимости от вида нарушения сумма будет колебаться от 0,5 до 4 процентов от оборота.

Наказывать будут за злоупотребление доминирующим положением, любые антиконкурентные соглашения и недобросовестную конкуренцию. Поправки уже одобрены правительством и внесены в Государственную Думу. По прогнозам, они будут приняты по окончании осенней сессии.

Глас народа

Корреспондент «Московского бухгалтера» заглянул в несколько небольших магазинов, расположенных возле крупных супермаркетов, и выяснил, что ситуация на рынке не из лучших. Администраторы точек «шаговой доступности» жалуются, что большие сети не дают им нормально работать. «Чтобы действительно защитить конкуренцию, все крупные супермаркеты нужно вообще закрыть», — считают в небольшом продуктовом ларьке, которому очень мешает соседство с крупным супермаркетом «Пятерочка».

Директор другого магазина «шаговой доступности» Ольга Комарова с досадой заявила, что «сетевые магазины — это и есть недобросовестная конкуренция». Их точка вынуждена закрыться, поскольку в округе очень много супермаркетов.

И действительно, мелкорозничной торговле, как правило, удается выживать, если рядом совсем нет крупных магазинов. Основная проблема, с которой не могут справиться маленькие точки, — слишком низкие цены, которые устанавливают сетевые компании. Последним это доступно, потому что они закупают товар очень крупными партиями и с большой скидкой.

Случаев, когда маленькие магазины могут выдержать конкуренцию с крупными, оказалось немного. Так, небольшому магазинчику, где продают шоколад, супермаркеты не только не мешают, но даже не составляют конкуренции. Причина в том, что фирма имеет соглашение с иностранным производителем и продает эксклюзивный товар.

А еще один продуктовый магазин соседствует одновременно с тремя супермаркетами. Но он обслуживает покупателей еще с 1959 года: «Нас знают, и к нам приходят старые клиенты. В основном, конечно, это пожилые люди. Но только за их счет мы и живем».

«При этом у небольших магазинов есть свои преимущества перед крупными», — считает директор торгового павильона. Например, более теплое и внимательное отношение к клиенту.

Сетям конкуренция друг с другом не мешает. Они подтверждают и тот факт, что их цена ниже рыночной на 10 процентов. «Небольшим фирмам приходится непросто. Но защитить мелкую торговлю можно. Для этого власти должны тщательнее исследовать рынок и пресекать нарушения», — ответили в известной торговой сети. «Кроме того, новый Закон «О конкуренции» — лишь формальность, которая необходима для вступления в ВТО», — считает администрация супермаркета.

Как ни печально, но даже в том случае, когда права предпринимателей нарушают, они не обращаются за помощью к властям и не жалуются. «Такая практика бесполезна и абсолютно не работает», — уверен бухгалтер небольшого магазинчика.

Как быть малым фирмам?

Поддерживать мелкую розницу нужно не только силами антимонопольной службы. Очевидно, что и одного закона для этого совершенно недостаточно. Необходимо определенным образом подкорректировать законодательство в сфере торговли. Кашеваров считает эффективным ограничить работу крупных торговых сетей по времени. Например, вечером и в выходные.

Напомним, что подобная инициатива не раз звучала из уст высокопоставленных чиновников. Еще в мае на заседании правительства, посвященном проблемам развития малого и среднего бизнеса, министр экономического развития и торговли Герман Греф предлагал ограничить работу крупных супермаркетов в определенные часы. По словам Кашеварова, эта тема не нова и продолжает активно обсуждаться.

Как сообщили «Московскому бухгалтеру» в Управлении ФАС по г. Москве, если малые фирмы столкнулись с нарушением антимонопольного законодательства, можно и нужно обращаться в Управление. Для этого надо подать письменное заявление. Жалобу рассмотрят и при необходимости проведут исследование. Если информация подтвердится, крупная компания получит предписание устранить нарушение.

По данным интернет-исследования, доля торговых сетей в Москве за период с 2000 по 2005 год выросла:

  • 2001 год — 8%,
  • 2002 год — 21%,
  • 2003 год — 33%,
  • 2004 год — 50%,
  • 2005 год — 61%.

По статистике ФАС предотвращает создание 200 монополий в стране в год. То есть 200 крупных сделок, приводящих к монополизации рынков, не происходит. В 10 процентах случаев антимонопольная служба не дает отказ, а объясняет, что нужно сделать для того, чтобы сделка была совершена.

Член Лиги предпринимателей торговли г. Москвы, председатель Президиума Московской коллегии адвокатов «Единство» Кругляков Сергей:

— Закон «О защите конкуренции» носит декларативный характер. А этого быть не должно. Никакой реальной поддержки магазинам «шаговой доступности» в городе он не дает. Документ будет работать на пользу малых фирм, а также магазинов розничной торговли лишь в том случае, если в нем укажут права и обязанности участников рынка. Поддерживать же малый бизнес нужно и конкретными льготами, которые следует добавить в законы, касающиеся малого предпринимательства в Москве. Эти нормы также нужно полностью согласовать со статьями Налогового кодекса. Основополагающие льготы должны быть предусмотрены российским законодательством. А льготы для конкретных предпринимателей установлены подзаконными актами. Такие меры будут иметь реальный эффект.

Светлана Ветчинина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное