Июль — время перемен для бухгалтера

Июль — время перемен для бухгалтера

17.07.2006 распечатать

С начала отчетного месяца электронные почтовые ящики многих фирм завалены спам-рассылкой, предлагающей восстановление и ведение учета, сдачу налоговой отчетности. Руководитель, получив письмо, может задуматься: не проще ли поручить учет такой организации, а от услуг штатного бухгалтера отказаться? Однако в силах каждого специалиста учета не только нейтрализовать назойливые обещания устранить зависимость директора от главбуха, но и с их помощью улучшить условия работы.

О чем молчит реклама

Чтобы не пугать потенциального клиента заумными фразами, спамеры, расхваливая способы сокращения издержек, обычно не упоминают их названий, давно известных налоговикам, — аутсорсинг и аутстаффинг. Так, по договору аутсорсинга фирма-заказчик передает сторонней фирме выполнение определенных функций, не являющихся частью основной деятельности заказчика, но необходимых для ведения бизнеса. Бухгалтерский учет и налоговая отчетность — идеальный предмет для такого договора. Первичку при этом передают в офис так называемого подрядчика.

Для аутстаффинга характерно заключение договора по подбору и предоставлению персонала. В этом случае бухгалтер от кадрового агентства работает в офисе заказчика. На время отпуска или болезни его сменяет другой специалист.

К аутсорсингу налоговые инспекторы относятся весьма лояльно. За исключением случаев, когда, например, вместо 7 штатных бухгалтеров, фирма заключает договор на обеспечение бухгалтерии 32 сотрудниками, а выручка при этом не только не увеличивается в 4,5 раза, а, наоборот, уменьшается. Если дело доходит до суда, то в такой ситуации служители Фемиды обычно поддерживают инспекторов.

Непрофессиональное использование аутстаффинга грозит фирме доначислением не только налога на прибыль, но и полного комплекта зарплатных налогов. Прежде всего инспекторов смущает предмет договора: люди как вещи. Нередко судьи соглашаются с тем, что сдача сотрудников внаем — чистой воды рабство, а значит, противоречит основам правопорядка. Далее следует признание сделки недействительной со всеми вытекающими последствиями в виде уменьшения суммы расходов по налогу на добавленную стоимость.

В более грамотных договорах аутстаффинга сотрудников не сдают, а командируют в другую организацию. Однако и такой расклад не устраивает инспекторов. Они заявляют, что договор аутстаффинга — лишь прикрытие для реальных трудовых отношений между фирмой-заказчиком и людьми, которые фактически работают на нее, а не на ту компанию, где числятся. Запросив отчеты о том, сколько отработал какой-либо сотрудник, и штатное расписание фирмы-заказчика, инспекторы доначисляют зарплатные налоги.

Несмотря на утверждения налоговиков о легкости раскрытия «схем», арбитражная практика изобилует примерами, противоположными делу ЮКОСа. Например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2006 г. № КА-А40/ 306-06. Это дело интересно подходом судей к определению понятия экономической обоснованности расходов.

Кассация отмела доводы инспекции о том, что суд не исследовал вопрос, в котором услуги по предоставлению персонала сторонней организацией не повлияли на процесс увеличения выручки. Дело в том, что статья 252

Налогового кодекса прямо не устанавливает взаимосвязь экономической обоснованности и увеличения прибыли предприятия.

Кстати, аутсорсинг все чаще используют для прикрытия обналичивания «лишней» выручки и ухода от зарплатных налогов. Клиенты фирм, специализирующихся на аутсорсинге бухгалтерских услуг, зачастую состоят на две трети из владельцев фирм-«однодневок».

Аудиторы с Кипра

Аутсорсинг бухгалтерских и аудиторских услуг иногда принимает очень причудливые формы. Однако различные отклонения от нормы хотя и гарантируют проблемы с налоговиками, но вовсе не означают обязательные штрафы и пени. Один из ярких примеров этого — решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 января 2005 г. № А40-64618/04-108-384. Заметим, что о какой-либо схеме здесь можно говорить с большой натяжкой, так как судебное решение было принято в пользу компании, обжаловавшей действия налоговиков.

Судьи рассмотрели ситуацию с работниками, откомандированными в московскую компанию с далекого Кипра, который только чудом не потонул от тяжести российских алюминия и нефти, «прошедших» через него. На судебном заседании были подвергнуты тщательному исследованию следующие «нарушения», установленные актом налоговой проверки. Это непредставление инспекторам документов о начислении киприотам заработной платы и отсутствие в штатном расписании указания на размер окладов иностранных сотрудников.

Поначалу инспекторы не внимали доводам о том, что командированные были наняты на Кипре и именно там им начисляли заработную плату. Свое несогласие налоговики объясняли отсутствием трудовых договоров, заключенных работниками с кипрской компанией.

Для того чтобы страсти улеглись, понадобилось заключение адвокатов Республики Кипр о законодательных требованиях к оформлению трудовых отношений. Оказалось, что на Кипре устный договор имеет такую же силу, как и письменный, и только в целях гармонизации с Европейским союзом киприоты используют различные формы письменного уведомления сотрудников о том, что они приняты на работу. Эти письменные уведомления были истребованы судом.

Из-за того, что основная часть сотрудников аудиторского департамента не состояла в штате, из прочих расходов московской компании была исключена часть арендных платежей за офисные помещения. Суд назвал такие расчеты волюнтаристскими, отметив, что арендуемые площади вполне соответствуют обычаям делового оборота. Кроме того, было указано, что аудиторам в принципе не нужно много места, так как основную часть своего времени они находятся у клиентов. А вот постоянно работающие сотрудники налогового департамента и департамента управленческого консультирования состояли в штате компании.

За границей газон стригут 100 лет

Казалось бы, чего проще: не нравится налоговикам аутстаффинг — заключай договор аутсорсинга. Ведь результат обещают один — безупречно составленные учетные регистры и формы отчетности. Вот только цена при этом разная.

Работа помощника бухгалтера по договору аутстаффинга обычно эффективнее, чем услуги аутсорсинга, однако выбор в пользу последнего стоит сделать не только из-за мнения налоговиков. Так, для исполнителя договор аутсорсинга все же предпочтительнее. Ведь известно, что первичку гораздо проще «забить» в компьютер, чем собрать ее по менеджерам, прорабам и прочим далеким от забот бухгалтерии людям. Это существенно снижает цену бухгалтерского обслуживания по сравнению с услугами по предоставлению бухгалтеров, учетчиков, операторов и курьеров.

Заострите внимание своего руководства на этом моменте. Возможно, ваш директор до сих пор не представляет, с каким трудом вы собираете акты и накладные. А ваши помощницы фактически работают курьерами, разъезжая по всей Москве и Подмосковью, собирая документы, утерянные уже уволившимися менеджерами, и проводя многочисленные сверки с поставщиками. Ни аутсорсинг, ни аутстаффинг не поможет фирме, в которой сотрудники не приучены соблюдать порядок и график документооборота, а также не понимают важность бухгалтерских документов.

Такого мнения придерживаются как бухгалтеры, так и аудиторы. Аудитор с многолетним стажем Елена Сергеева рассказала:

— Если механически обрабатывать первичные документы, то один бухгалтер может вести от 15 фирм и больше при условии, что количество операций не превышает сотни в день.

Елена проверяет бухгалтерские регистры, составленные «первичными» бухгалтерами, и следит, чтобы суммы налогов были рассчитаны правильно. Рассуждая о договоре аутсорсинга, она посоветовала перевести разговор с руководством в русло, далекое от «арендованных» бухгалтеров.

Например, у вас на фирме постоянная текучка кадров. Сотрудники подчас не сдают все необходимые кадровые документы, и вы, начисляя зарплату, понимаете, что тот объем выручки, который проходит по банку, не мог быть обеспечен жалкой горсткой «официального» персонала. Все это — повод воспользоваться аутсорсингом услуг администрирования, инженерного обеспечения, производства, маркетинга, техники и других сфер хозяйственной деятельности фирмы.

Если аутсорсинг действительно оказывается выгоднее содержания множества работников, директора снова могут посетить мысли об экономии на бухгалтерии. Порекомендуйте ему, прежде чем принимать решение о вашем увольнении, найти людей, которые уже воспользовались подпунктом «в» пункта 2 ста-тьи 6 Закона «О бухгалтерском учете». Это положение закона позволяет передавать ведение учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Узнать больше о таких «счастливцах» директор может не только среди своих коммерческих партнеров, но и в школе, где учатся его дети, или в ближайшей поликлинике. Как правило, эти бюджетные учреждения обслуживают централизованные бухгалтерии. Несмотря на огромные плюсы подобной организации учета, минусов у нее также предостаточно. И самый главный — более длинный и сложный путь первичного документа от поставщика и подрядчика к бухгалтеру. Отрицательные свойства человеческого фактора в этом случае становятся просто гипертрофированными.

Ученый помощник

Несмотря на то что оплата труда помощника бухгалтера иной раз не слишком отличается от бухгалтерской зарплаты, найти нужного специалиста очень сложно.

— Вместо того чтобы взять одного бухгалтера, наш экономный директор дал мне двух помощниц, которые до этого работали у нас менеджерами, — рассказала главбух рекламного агентства Ирина Заховайкина.

Новоявленные помощницы, не обладая бухгалтерскими навыками, только мешали Ирине. После того как девушки разносили документы, главбух тратила время на проверку почти столько же, как если бы делала это сама. Сейчас она оставила одну помощницу и передала часть работы бухгалтерам из аудиторской фирмы.

— Мы сделали им ключи от нашего интернет-банка с ограниченным правом доступа, — поведала Ирина. — Сторонний бухгалтер может скачивать выписки и разносить их в бухгалтерскую программу. Кроме того, менеджеры пересылают ему в электронном виде закрытые акты выполненных услуг, а моя помощница — данные о приобретенных материальных ценностях и услугах.

Вся первичка хранится в рекламном агентстве Ирины. Раз в месяц сторонний бухгалтер присылает базу, которую посредством несложной компьютерной программы сливают с основной базой рекламного агентства. После проверки итогов Ирина делает распечатки и дает помощнице задание сверить первичные документы с данными из бухгалтерской программы. По мнению Ирины, успех ее затеи в том, что она изначально отказалась от передачи документов в бумажном виде:

— Первичка слишком тяжело мне достается, чтобы я собственными руками отдала ее фирме, о которой почти ничего не знаю. Аудиторов выбирал руководитель. Я к его решению непричастна.

Замечание Ирины лишний раз подтверждает, что мнение бухгалтера учитывают далеко не всегда. А значит, надо вовремя взять дело в свои руки. Тогда, если поисками озадачится руководство, это не будет означать для бухгалтера конец света.

В конце своих посланий спамеры скромно замечают: «Приносим свои извинения, если причинили неудобства нашим сообщением. Данное письмо было разослано в соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 27 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ». Такая приписка даже без ссылок на законодательство обеспечивает спамерам безбедное существование.

Налоговый инспектор Татьяна Лобачевская:

— Дословный перевод аутстаффинга означает вывод персонала из штатной численности фирмы. То есть вчера были сотрудники, а сегодня они уже командированные и числятся в другой организации. Причем чаще всего их переводят в фирму, применяющую упрощенку. Она в свою очередь «сдает» людей какой-нибудь «однодневке», та — другой, а там уже «пересдают» персонал первоначальной фирме, выписывая акты и счета-фактуры с НДС. Доказать, что в этом случае сделка недействительна и заключена с целью «экономии» на зарплатных налогах, — не сложно. Достаточно взять объяснительные с работников о том, кто их принимал на работу и что они знают о «командировавшей» их организации.

СХЕМАТИЧНЫЙ АУТСОРСИНГ

Как и многие другие банальные схемы, псевдоаутсорсинг бухгалтерских услуг стал притчей во языцех благодаря ЮКОСу. Немалую роль сыграли «говорящие» названия фирм, которые якобы оказывали нефтяникам учетные услуги. Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2005 г. № КА-А40/3222-05 фигурируют ООО «Учет и отчетность», ООО «Аутсорсинг» и ООО «Центр Учет».

В случае с ЮКОСом налоговикам было несложно доказать необоснованность услуг внештатных бухгалтеров и аудиторов. Дело в том, что для бухгалтерского обслуживания нефтяной компании была создана специальная фирма — ЮКОС-ФБЦ. Несмотря на то что Ирину Голубь, главбуха этой фирмы, обвиняли в организации уклонения от уплаты налогов на сумму 76 миллиардов рублей, речь о том, что бухгалтерская компания не справлялась со своими обязанностями, не шла. Поэтому судьи согласились с доводом сотрудников Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 1, что налоговая база ЮКОСа по налогу на прибыль была занижена за счет повторного отражения в налоговом учете аналогичных расходов на организацию бухгалтерского и налогового учета.

В постановлении ФАС Московского округа от 5 октября 2005 г. № КА-А40/ 9193-05 сказано, что договор о предоставлении персонала заключен «в целях возмещения НДС из бюджета». Основным доказательством было исследование инспекцией идентичности местонахождения руководства заказчика и их поставщика.

Владелец небольшой столичной фирмы по продаже строительных материалов Константин Буринский:

— Я сам вбиваю данные в бухгалтерскую программу. Так легче отслеживать расчеты с поставщиками и покупателями. Один раз в месяц я передаю базу по интернету в фирму, с которой заключил договор на аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета. Свод баланса, формирование регистров и сдача налоговой отчетности обходятся ежемесячно в 5000 рублей. Я знаю, что там работают квалифицированные специалисты, и не боюсь налоговых проверок.

Наталья Лейман

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.