Андрей Мишанов: Лучший оценщик фирмы – ее финансист

Андрей Мишанов: Лучший оценщик фирмы – ее финансист

08.08.2006 распечатать

Однажды в жизни каждой компании наступает момент, когда владельцы или потенциальные инвесторы желают узнать истинную стоимость бизнеса. Именно этот показатель отражает итоговый результат работы фирмы. Имеет смысл рассчитывать его не от случая к случаю, а регулярно. Знание рыночной цены компании позволит понять, насколько эффективно работают менеджеры и определить направления дальнейшего развития фирмы. Это далеко не единственная причина, по которой полезно рассчитывать стоимость компании в текущем режиме. О том, как правильно проводить оценку и кому поручить это ответственное задание, «Консультанту» рассказал Андрей Мишанов, партнер консалтинговой компании Expert-Group.

– Как Вы считаете, почему владельцы фирм задумываются об оценке бизнеса?

– Прежде всего они хотят понять, как развивается их компания. Для этого необходимо регулярно отслеживать прирост собственного капитала. Анализ динамики данного показателя позволяет собственникам решить, двигаться ли дальше в выбранном направлении, нужно ли продавать бизнес, мотивировать менеджмент, искать новые пути развития или оставить все как есть. В то же время под оценкой подавляющее большинство коммерсантов понимают определение стоимости фирмы, которую они планируют продать или купить.

– Наверняка существует немало способов определить стоимость компании. Пожалуйста, расскажите о них.

– Методов, действительно, несколько. Один из них – суперконсервативный, его еще называют «метод затрат». При данном способе суммируют все средства, которые были потрачены на построение бизнеса. К этой величине прибавляют рыночную ставку процентов по банковским кредитам, которая существует в настоящий момент, или стоимость капитала, который был затрачен в ходе построения бизнеса.

Второй способ – метод чистых активов. Его суть состоит в расчете разницы между значениями балансовых статей активов и обязательств. Полученные с помощью этого метода результаты зачастую существенно корректируют. Дело в том, что рыночная стоимость активов, как правило, превышает балансовую.

Следующий способ оценки – сравнительный. При использовании этого метода определяют финансовые показатели средней компании, которая относится к той же отрасли, что и оцениваемая фирма. Обычно это размер операционной или чистой прибыли.

Существует метод, при котором компанию рассматривают как ценную бумагу. То есть стоимость фирмы приравнивают к дисконтированному денежному потоку, который она генерирует. Этот способ лучше всего подходит для оценки финансовых перспектив предприятия. В основном его применяют к тем компаниям, которые на сегодняшний день не имеют ценных активов. Это могут быть, например, венчурные проекты. Основной недостаток метода в том, что прогноз перспектив организации вполне может быть ошибочным.

И наконец, оценивать компанию можно по ликвидационной стоимости. Этот метод используют, когда владелец хочет выяснить, сколько он получит за свое предприятие, если его потребуется срочно ликвидировать.

– Чем нужно руководствоваться, выбирая тот или иной метод?

– Следует исходить из цели, ради которой оценивают предприятие. Допустим, владелец планирует продать компанию как можно дороже. Можно определить ее цену доходным способом. Его еще называют методом дисконтированных денежных потоков. Результаты этого способа не отличаются высокой достоверностью. Зато он дает самый высокий показатель стоимости предприятия.

Следующий метод, который можно использовать в данном случае, – сравнительный. Его надежность также оставляет желать лучшего – погрешность расчета, как правило, очень велика. Однако способ также позволяет выгодно оценить фирму.

То есть, если компания продается, эти два метода предпочтительны. К тому же результаты оценки с их помощью укладываются в рамки общепринятых норм.

– Предположим, владельцы решили продать бизнес. Им нужно выяснить, сколько можно запросить за компанию. Покупателю, в свою очередь, также необходимо определить справедливую стоимость организации. Партнеры могут не сойтись в цене. Как им договориться?

– Чтобы узнать подлинную стоимость фирмы, и покупателю, и продавцу необходима полноценная информация о компании. Предпродажная оценка бизнеса – достаточно долгий процесс для обоих партнеров. Он может длиться три–шесть месяцев, а то и более. Стоимость активов фирмы определяют аудиторы, оценщики, а также специалисты от продавца и покупателя. «Правовую чистоту» фирмы должны проверить юристы. В результате кропотливой и долгой работы можно узнать реальную цену актива.

Существует мнение, что, если стоимость предприятия, которую рассчитал продавец, отличается от покупательской оценки менее чем на 50 процентов, партнеры смогут договориться. Например, покупатель предложил за фирму 600 000 долларов, а продавец запросил 1 миллион. В этом случае компания, скорее всего, будет продана за 750 000–800 000.

– Подскажите, продавец и покупатель оценивают фирму одновременно? Они делают это сами по себе или объединяют свои усилия?

– Определять стоимость организации могут разные исполнители. Случается, что покупатель и продавец совместно оплачивают услуги независимых оценщиков. Их мнение считают объективным, это как бы вердикт третейского суда. Однако отечественные компании редко обращаются к сторонним оценщикам. Партнеры зачастую не доверяют не только им, но и друг другу. Поэтому чаще всего продавец и покупатель оценивают предприятие по отдельности. Обе компании создают рабочую группу, которая делает расчеты собственными силами.

Понятно, что в такую группу обязательно войдут финансовые работники. Как они могут повлиять на оценку компании?

– Фирму оценивают по множеству критериев. Каждый из них существенно влияет на конечную стоимость компании. Качество менеджмента – один из важнейших критериев. Его оценивают аналитики. Они определяют, как поставлено управление в компании, выясняют квалификацию менеджеров, анализируют их опыт работы и достигнутые ими результаты. Каждому покупателю важно знать, что в последнее время компания стабильно росла, сотрудники отлично справлялись со своими обязанностями, а работа предприятия была организована грамотно и эффективно. Очевидно, что компании достигают высоких результатов в том числе благодаря менеджерам. Поэтому фирму с качественным управлением можно продать за более высокую цену, чем компанию в состоянии хаоса. Финансисту под силу улучшить уровень менеджмента. От первого напрямую зависит качество финансового контроля. А это важный элемент управления компанией. Ведь на основе прогнозов и бюджетов, которые составляет финансовый специалист, руководство принимает управленческие решения.

Следующий критерий, существенно влияющий на цену фирмы, – прозрачность бизнеса. Если все финансовые и юридические документы фирмы в порядке, а деятельность прозрачна, она будет стоить дороже проблемной в этом смысле компании.

Поскольку финансовые специалисты готовят документы для получения банковских займов, они способствуют созданию публичной кредитной истории фирмы. Организация, которую банки считают надежным заемщиком, – выгодный объект для покупки.

Специалист по оценке бизнеса – самостоятельная профессия?

– Можно выделить три типа специалистов, которые определяют стоимость фирм. Первая категория – собственно лицензированные оценщики. Они определяют стоимость имущества предприятий. Некоторые из них пытаются оценивать и принадлежащие компаниям бренды. Но такие услуги встречаются довольно редко, так как, в отличие от активов, определить реальную стоимость бренда очень сложно. Иногда она может быть больше цены всего имущества предприятия. А иногда – равняться нулю. То есть специалисты первой категории оценивают в основном материальные ценности.

Оценить бизнес могут инвестиционные аналитики, которые составляют рыночные котировки акций. Например, они определяют стоимость компаний, которые размещают ценные бумаги на бирже или внебиржевых площадках. Третья категория – специалисты, занимающиеся предпродажной оценкой бизнеса.

– Как Вы считаете, когда выгоднее самостоятельно оценить фирму, не обращаясь к специалистам?

– На мой взгляд, финансист должен самостоятельно оценивать компанию.

А вот для оценки активов придется обратиться к лицензированному специалисту. Например, банк примет в залог только имущество, стоимость которого определил профессионал. В общем случае, если в штате компании есть грамотный финансовый специалист, на оценщике можно сэкономить. Этот вариант оптимален, так как сторонний оценщик может оказаться неквалифицированным. Этот риск не единственный. Чтобы оценить бизнес, придется предоставить стороннему специалисту полные сведения о компании. Всегда существует вероятность, что произойдет утечка информации. Поэтому во многих случаях стоимость фирм определяют работающие в них финансовые специалисты.

Многие коммерсанты полагают, что оценивать компанию не нужно, пока она не решила выпустить акции на открытый рынок, то есть стать публичной. Правы ли они?

– Такие бизнесмены, скорее всего, лукавят. Можно провести эксперимент – спросить у предпринимателя, сколько стоит его компания. Он тут же подсчитает цену бизнеса на листе бумаги и обоснует полученные результаты. Такой оценкой занимается каждый владелец фирмы. Ведь цель любого бизнеса – получить как можно больше прибыли. Поэтому коммерсанты всегда сравнивают показатели работы текущего и прошлого годов. Большинство предпринимателей составляют и прогнозы финансовых результатов своих компаний на будущее. Поэтому, если фирма не планирует стать публичной, ей необязательно привлекать сторонних специалистов по оценке бизнеса.

Беседовала эксперт «Консультанта» Ольга Сизова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.