Портрет однодневки

Портрет однодневки

08.08.2006

Настоящая война, которую объявили фирмам-однодневкам инспекторы, свидетельствует о том, что государство намерено если не полностью искоренить, то серьезно ограничить работу таких компаний. Однако методы, которыми действует налоговое ведомство, серьезно осложняют жизнь многих законопослушных организаций. Потому каждой фирме важно быть добросовестной в глазах инспекторов. Чтобы добиться этого, нужно сделать компанию непохожей на классическую однодневку.

К настоящему времени у инспекторов сложилось четкое представление о том, какие компании нужно считать недобросовестными. Во-первых, по мнению проверяющих, фирмы-однодневки создают не с целью получить прибыль от предпринимательской деятельности, а чтобы уклониться от уплаты налогов, заключить разовые незаконные сделки.

Во-вторых, часто при регистрации таких компаний используют утерянные или похищенные паспорта. Как следствие, их «директоры» или «учредители» даже не знают, что являются таковыми. Информацию же о реальных руководителях фирмы получить достаточно сложно.

В-третьих, однодневки имеют минимально допустимый законодательством уставный капитал. В частности, для обществ с ограниченной ответственностью это 100 МРОТ или 10 000 рублей. На практике встречается, что уставный капитал компании формируют имуществом малой стоимости, например принтером.

В-четвертых, администрация недобросовестной фирмы, как правило, не находится по месту государственной регистрации, или в качестве сведений о ее местонахождении заявлен несуществующий адрес. Хотя в действующем законодательстве не предусмотрена обязанность компаний иметь собственный офис, фирма должна оповещать инспекторов о постоянном месте нахождения своего исполнительного органа.

И наконец, такие организации обычно не имеют на своем балансе имущества, финансовых вложений, ведут нерегулярную или недолгую по времени деятельность, не представляют в налоговую инспекцию отчетность либо сдают «нулевой» баланс.

Таким образом, если компания отвечает хотя бы одному из этих признаков, инспекторы в любой момент могут объявить ее фирмой-однодневкой. Как следствие, организации могут отказать в налоговых вычетах по НДС, исключить некоторые расходы из базы по налогу на прибыль, посчитать те или иные сделки незаконными.

Борьба с фиктивными фирмами

Инспекторы поставили перед собой задачу выявлять недобросовестные компании и чинить максимальное количество препятствий их работе1. В частности, не так давно контролеры утвердили Регламент действий налоговых инспекций г. Москвы по противодействию фирмам-однодневкам. На первом этапе были сформированы информационные ресурсы: перечень компаний, которые сдают документы на государственную регистрацию по доверенности, их учредителей и руководителей, список «массовых» адресов. Если при регистрации фирмы обнаружится, что она фигурирует в одном из этих списков, ее учредительные документы посчитают недостоверными. Инспекторы предложат организации внести в них изменения. Если компания окажется «несознательной», ее оштрафуют на 5000 рублей по пункту 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях.

Кроме того, косвенно в борьбу с однодневками втянуты их партнеры. На них проверяющие возложили обязанность следить за работой контрагентов. Принцип «знай своего партнера» уже давно перестал быть экзотикой. Ведь в некоторых случаях, если контрагент компании окажется однодневкой, сделка между ними будет считаться недействительной. В свою очередь, компанию – партнера однодневки – могут посчитать недобросовестной и лишить права на налоговые вычеты по НДС.

Необходимо также помнить о том, что, если фирма в течение последних 12-ти месяцев не представляла отчетность и не проводила платежи хотя бы по одному банковскому счету, инспекторы посчитают, что она фактически прекратила свою деятельность. Как следствие, налоговая исключит компанию из единого государственного реестра юридических лиц.

Судейский взгляд

В судебной практике также можно проследить четкую тенденцию к закручиванию гаек – суды постоянно ужесточают требования к компаниям и их контрагентам. Одним из примеров может служить постановление ВАС от 20 февраля 2006 г. № 10053/05. В нем суд указал, что, если сама фирма от налогов не уклонялась, это еще не свидетельствует о ее добросовестности. По мнению судей, если сделки компании и ее контрагентов в совокупности не имеют деловой цели, организация автоматически лишается права на налоговые вычеты. Это справедливо и для случая, когда поставщики фирмы имеют признаки сомнительных организаций.

Допустим, компания не заплатила иностранному продавцу за товар. В свою очередь, ее покупатели оплатили продукцию лишь частично – в размере таможенных платежей. Компания имеет большие кредиторскую и дебиторскую задолженности, которые постоянно растут. Однако она ничего не делает, чтобы взыскать деньги с покупателей. В то же время у фирмы нет доказательств реального движения товаров. Она не имеет ликвидного имущества, а ее уставный фонд составляет 10 000 рублей. На протяжении длительного времени компания заявляет к возмещению из бюджета НДС в крупных размерах. Все эти факты, по мнению суда, свидетельствуют о том, что организация работает не для того, чтобы получить прибыль. Ведь если бы покупатели полностью платили за товар, дебиторская задолженность компании не росла бы постоянно. Как следствие, у нее не возникало бы права на ежемесячные солидные вычеты по НДС. Скорее наоборот – фирма обязана была бы платить этот налог в бюджет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2006 г. по делу № А56-15860/ 2005).

Как защитить честь компании

Даже если организация обладает одним или несколькими перечисленными признаками однодневки, это еще не значит, что она недобросовестна. Но если спор с налоговой инспекцией все-таки возник, компании необходимо привести аргументы, которые подтвердят экономическую целесообразность торговых операций, то, что персонал или собственные производственные мощности отсутствуют временно.

Нерегулярность работы можно обосновать, к примеру, жесткой конкуренцией, особенностями производства, тонкостями маркетинговой или учетной политики. К тому же уровень спроса на рынках может, как известно, колебаться. Однако компании необходимо заранее позаботиться о том, чтобы подготовить документы, с помощью которых можно будет доказать, что ее деятельность не противоречит общей практике производства и торговли.

Если компания работает нерегулярно:

  • перерывы в ее деятельности, в операциях по банковским счетам не должны превышать 12 месяцев. В противном случае инспекторы вправе ликвидировать фирму в упрощенном порядке;
  • ей необходимо иметь собственный или арендованный офис, работающий почтовый адрес;
  • штат сотрудников должен состоять не только из директора и главного бухгалтера;
  • помимо займов, фирме необходимо иметь собственные средства;
  • сделки, которые заключает фирма, должны иметь явную экономическую цель и быть связаны с обычной деятельностью компании;
  • контракты должны приносить организации прибыль. Если работа фирмы постоянно убыточна или она регулярно возмещает из бюджета крупные суммы НДС, инспекторы обязательно заинтересуются ей;
  • длительные отсрочки платежей для покупателей могут означать, что фирма недавно начала осваивать рынок и пытается таким образом конкурировать с остальными его участниками, так что это еще не свидетельство недобросовестности;
  • минимальный размер уставного капитала сам по себе также не записывает фирму в разряд однодневок. Главное, чтобы компания получала прибыль и имела достаточные оборотные средства;
  • собственное имущество имеет далеко не каждая компания. Например, большинство небольших фирм арендуют офисы. Другое дело, если по бумагам предприятие занимается производством. Отсутствие имущества в таком случае говорит явно не в пользу организации.

Атрибуты честной компании

«Некоторые вполне добросовестные организации подпадают под большую часть критериев фирм-однодневок. Особенно уязвимы небольшие фирмы, которые не имеют офиса и большого количества сотрудников. Так, например, если законопослушный гражданин решил создать небольшое и абсолютно легальное ООО, инвестиции в атрибуты “настоящей” компании, такие как аренда офиса, найм персонала и т. п., могут оказаться слишком дорогостоящими и поэтому нецелесообразными. В подобной ситуации фирма служит лишь официальной “вывеской” предпринимателя. Такая практика широко распространена во многих европейских странах.

Небольшой фирме в первую очередь необходимо создать деловую репутацию. Так, следует разработать логотип компании, обзавестись фирменной канцелярией, зарегистрировать корпоративное доменное имя. Стоит отметить, что к последнему инспекторы всегда относятся с уважением, в отличие от электронной почты, которая зарегистрирована на бесплатном сервере. Понятно, что, пусть и примитивный, но собственный интернет-сайт также улучшит имидж компании в глазах инспекторов.

Если фирма зарегистрирована по почтовому адресу, имеет смысл позаботиться, чтобы на него регулярно поступала деловая корреспонденция. Это необходимо на случай, если понадобится документально подтвердить, что компания реально работает.

Также не помешают и свидетельства работы с клиентами – реклама в прессе, листовки, буклеты, публикации или пресс-релизы. Очень важно, чтобы фирма имела разумный бизнес-план. Кроме того, нужно зафиксировать стратегию работы компании в документах. Бумаги должны содержать основные финансовые параметры деятельности организации, пусть и в самых общих чертах».

Павел Лебедев, управляющий директор FM-Consulting

Ольга Сумина, адвокат Московской областной коллегии адвокатов

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное