Рецепт удачного IPO

Рецепт удачного IPO

07.08.2006 распечатать

Один из самых эффективных способов профинансировать компанию – разместить ее акции на рынке ценных бумаг. Получить деньги таким способом намного выгоднее, чем, например, взять банковский кредит или выпустить облигации. Вместе с тем жизнь предприятия, которое решило «выйти на IPO», может существенно усложниться. Какие перспективы сулит фирмам рынок ценных бумаг? С какими проблемами столкнется решившаяся на IPO компания и как с ними справиться? Эти и другие вопросы обсуждали участники конференции «Компании на рынке IPO: технология выхода и рост капитализации». Организатором мероприятия, которое недавно прошло в Москве, выступил Учебно-консультационный центр корпоративных стратегий.

Немногие компании могут позволить себе такую роскошь, как IPO (Initial Public Offering – первичное публичное размещение акций). Доступ на торговые площадки открыт далеко не всем желающим. Этот вид финансирования недешев. Чтобы разместить свои ценные бумаги на открытом рынке, организации недостаточно иметь только высокую капитализацию. Руководителям всех ее подразделений придется проделать огромную работу. Поэтому, прежде чем принять такое ответственное решение, финансовые специалисты должны четко представлять, что ожидает фирму в ходе IPO и после того, как компания получит капитал от размещения акций.

Игра стоит свеч

Открыл мероприятие Яков Миркин, председатель cовета директоров ОАО «ИК “Еврофинансы”». Г-н Миркин рассказал, что происходит с компанией, когда она выходит на IPO. Прежде всего, считает докладчик, публичное размещение акций позволит владельцу превратить свой бизнес в «хорошо упакованный товар».

Выход на IPO предполагает консолидацию и полную прозрачность бизнеса. Компания также сможет построить новую модель работы, при которой объем капитала будет постоянно расти. Но самое главное преимущество IPO – фирма получит доступ к дешевому финансированию. Яков Миркин заметил, что в настоящее время в России не существует рынка ценных бумаг предприятий с малой капитализацией. Однако в ближайшем будущем ММВБ планирует его сформировать.

Отечественные фирмы средней капитализации могут публично размещать ценные бумаги на российских биржах (РТС, ММВБ). По мнению докладчика, до выхода на IPO состояние многих отечественных предприятий оставляло желать лучшего. Непубличные компании обычно имеют множество проблем. Их бизнес раздроблен на мелкие фирмы и абсолютно непрозрачен. Активы холдинга, как правило, поделены между многими компаниями бизнес-группы. Управление предприятиями зачастую четко не отлажено.

К тому же организации нередко намеренно занижают стоимость имущества, стремясь заплатить как можно меньше налогов в казну. Если о фирме не удается получить достоверную информацию из доступных источников, это характеризует ее не с лучшей стороны. Ведь для потенциальных инвесторов важно иметь представление о фактическом состоянии компании.

Завершая свое выступление, г-н Миркин отметил, что российский рынок ценных бумаг обязательно продолжит свой рост. По мнению докладчика, в ближайшие годы акции отечественных фирм начнут пользоваться повышенным спросом. Этому способствует и то, что политика Центрального банка по отношению к эмитентам довольно либеральна.

Проводить IPO в России выгодно

Следующим докладчиком был Геннадий Марголит, заместитель генерального директора Фондовой биржи ММВБ. Он рассказал о возможностях, которые предоставляет эмитентам российский рынок ценных бумаг. Г-н Марголит сообщил, что около 99 процентов отечественных IPO приходится на зарубежные площадки. То есть большая часть российских компаний предпочитает публично размещать свои ценные бумаги на западных рынках. Однако при проведении IPO в России транзакционные издержки эмитента обычно гораздо ниже по сравнению с западным вариантом (см. схему). К тому же, по словам докладчика, российское законодательство и соответственно регулирование рынка ценных бумаг в текущем году изменится в лучшую сторону. Причина – государство дружественно относится к инвесторам. Так, после вступления новшеств в силу фирмы смогут проводить IPO быстрее, чем сейчас.

Геннадий Марголит рассказал о так называемом «двойном» IPO – одновременном размещении ценных бумаг внутри страны и за рубежом. Это понятие появилось недавно. До сих пор «двойное» IPO не провела ни одна российская фирма. Однако вполне возможно, что вскоре это должно произойти.

Анна Трифонова, вице-президент ОАО «Фондовая биржа РТС», согласилась с Геннадием Марголитом в том, что российский рынок ценных бумаг более выгоден для отечественных компаний, чем западный. Г-жа Трифонова заметила, что срок выхода эмитента на отечественный рынок гораздо меньше по сравнению с зарубежным IPO. Следующее преимущество размещения акций в России – стоимость этой процедуры в нашей стране ниже, чем за рубежом.

По мнению докладчицы, многие эмитенты убеждены, что разместить акции на иностранной бирже проще и надежнее, чем в России. Конечно, в какой-то степени это действительно так. На Западе уже существует целевая аудитория инвесторов, в то время как в нашей стране она лишь формируется.

Вместе с тем одно из преимуществ российского рынка перед международным состоит в том, что в нашей стране эмитенты обязаны раскрывать о себе существенно меньше информации. К тому же при IPO в России бренд эмитента станет хорошо узнаваемым на своем главном или даже единственном рынке.

Нужно иметь в виду и то, что большинство зарубежных инвесторов имеют возможность приобретать ценные бумаги на российской бирже. При этом валютным рискам они не подвергаются – иностранцы могут покупать акции, не конвертируя деньги в рубли.

Докладчица отметила, что в настоящее время внутренний спрос на инвестиционные инструменты превышает предложение. Более того, характерное для российского рынка ценообразование позволяет эмитентам значительно повысить капитализацию собственного бизнеса.

Анна Трифонова сообщила, что российские биржи полностью соответствуют мировым стандартам. Это подтверждает практика многочисленных IPO. К тому же, размещая акции на отечественной бирже, эмитенту не нужно держать в штате специалиста со знанием иностранного законодательства. Языковой барьер также отсутствует.

Г-жа Трифонова обозначила главные тенденции выхода компаний на зарубежные рынки. В последние годы количество эмитентов на международных площадках неуклонно сокращается. Это говорит о том, что большинство иностранных фирм размещают ценные бумаги на внутренних рынках своих стран.

Докладчица также затронула тему «двойного» IPO. Она подтвердила, что до сих пор в России подобные прецеденты отсутствовали. Первое «двойное» IPO должно произойти в течение ближайших нескольких месяцев. Вместе с тем, по словам Анны Трифоновой, отечественные эмитенты неоднократно размещали ценные бумаги на двух российских биржах одновременно.

Таким образом, представители двух главных отечественных бирж во многом оказались солидарны. Действительно, IPO в России набирает обороты. Государство стремится поддержать развивающийся рынок ценных бумаг и смягчает контроль за ним. Несмотря на явные положительные тенденции, следующий докладчик посоветовал компаниям серьезно подумать, стоит ли им выходить на IPO.

Не торопитесь с решениями

Павел Филимошин, заместитель директора Управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР, отметил, что IPO действительно становится очень популярным явлением. Это не может не вызывать опасения. Ведь многие организации не совсем четко представляют себе, что означает выход на IPO и как после него сложится жизнь компании.

Немало предприятий просто не готовы стать публичными, то есть прозрачными, открытыми для инвесторов. Российский бизнес пока недостаточно зрелый для этого. По мнению г-на Филимошина, далеко не каждой компании стоит работать на рынке ценных бумаг. Поэтому докладчик призвал предприятия с осторожностью относиться к публичному размещению акций. Павел Филимошин сообщил, что прежде, чем выйти на IPO, важно тщательно изучить и оценить опыт схожих компаний, которые прошли через эту процедуру. В заключение докладчик отметил, что несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются организации, появление IPO – важный этап в развитии российского государства.

Готова ли фирма к IPO?

Участники мероприятия также рассказали о примерах IPO российских компаний. Вадим Зайцев, руководитель юридического департамента ОАО «Группа “Разгуляй”», дал практические рекомендации предприятиям, которые планируют впервые публично разместить ценные бумаги. По его мнению, для успешного выхода на IPO компании необходимо скоординировать работу юридического подразделения и финансового департамента. Чтобы ответить на вопрос о том, готова ли фирма выйти на IPO, этим отделам придется немало потрудиться. Руководители фирмы должны осознать, что, когда компания станет публичной, ей придется размещать свои финансовые отчеты в СМИ и Интернете. Вся информация о фирме станет достоянием общественности. Результаты работы компании станут известны не только инвесторам, но и контролерам.

Если «новая публичная» фирма допустит хотя бы одну неточность в отчетах, налоговые инспекторы немедленно предъявят к ней претензии. Поэтому до выхода на IPO юристы предприятия должны подготовиться к постоянным спорам с контролерами. Неплохо, если эти сотрудники будут регулярно составлять прогнозы налоговых рисков, которым подвергается компания.

Г-н Зайцев посоветовал владельцам организаций обратить внимание и на существующую структуру бизнеса. Необходимо понять, сможет ли фирма выйти на IPO, не меняя модель работы. Если реформ не избежать, имеет смысл модифицировать существующую структуру или даже создать абсолютно новую, которая позволит фирме выйти на IPO.

Затем докладчик рассказал, как уменьшить количество возможных проблем при первичном размещении акций. Прежде всего, по мнению Вадима Зайцева, нужно пригласить на фирму налоговых консультантов. Эти специалисты помогут оценить возможные риски предприятия и его структуру с точки зрения IPO. После этого они составят собственное заключение об общем состоянии компании. Если фирма решит обойтись без услуг налогового консультанта, будущие котировки ее акций могут оказаться ниже, чем они могли бы быть. В худшем случае ценные бумаги компании вообще не будут востребованы рынком.

Следующий докладчик пояснил присутствовавшим, что ожидает компанию, которая уже прошла процедуру IPO. Им был Георгий Чкареули, управляющий партнер Инвестиционно-Консалтинговой компании Инвер Партнерс, бывший финансовый директор системы «Аптеки 36.6». Он сообщил, что компании часто недооценивают последствия открытых торгов их ценными бумагами.

Так, в результате выхода на IPO ликвидность предприятия может снизиться. Ведь сама по себе продажа акций не повышает ликвидность фирмы. В новоиспеченных «публичных» компаниях остро стоит вопрос создания специальной службы, которая контролировала бы их взаимоотношения с инвесторами, аналитиками и СМИ. Кроме того, организации должны предоставлять всем участникам рынка равный доступ к информации о себе. Не следует делать фаворитом лишь одного партнера и снабжать только его наиболее полной и достоверной информацией. От этого предприятие вряд ли выиграет, скорее наоборот.

В перспективе...

Выступление Владимира Гусакова, заместителя руководителя ФСФР России, завершило конференцию. В своем докладе он рассказал об изменениях в государственном регулировании российского рынка ценных бумаг. Г-н Гусаков пояснил, что понятие преимущественного права в законодательстве сохранилось. Однако применяют его теперь по-другому. Поэтому владельцам предприятий не составит труда оценить свой бизнес и получить деньги от продажи ценных бумаг.

Г-н Гусаков отметил, что на сегодняшний день иностранные компании не могут выходить в России на открытый рынок ценных бумаг. Однако в ближайшее время Государственная дума планирует рассмотреть соответствующие поправки в законодательство.

Ольга Сизова, эксперт «Консультанта»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...