КоАП ударит по монополиям

КоАП ударит по монополиям

07.08.2006 распечатать

В ближайшем будущем размеры штрафов за нарушение антимонопольного законодательства существенно увеличатся. Они станут соразмерны выручке, которую монополисты получили за счет несоблюдения закона. Тем не менее суммы санкций будут в несколько раз меньше штрафов за аналогичные нарушения, установленных законодательствами большинства стран Европы и США.

Законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП) появился не случайно. Он предусмотрен пунктом 61 Плана действий Правительства РФ по реализации положений Программы социально-экономического развития России на 2006–2008 годы.

Авторы законопроекта предлагают изменить и дополнить содержание Кодекса по следующим главным направлениям:

  • увеличить размер санкций за нарушение антимонопольного законодательства;
  • включить в Кодекс нормы о новых видах нарушений антимонопольного законодательства;
  • ввести в КоАП дополнительные способы расчета административных штрафов.

В действующей редакции Кодекса санкции за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены главой 19 «Административные нарушения против порядка управления». Практически за все проступки, которые перечислены в данной главе, установлена ответственность в виде штрафа. Его рассчитывают исходя из минимального размера оплаты труда (в настоящее время – 100 рублей). Но этот порядок неэффективен, так как суммы штрафов получаются относительно небольшими и не позволяют изъять незаконно полученную прибыль у компаний-нарушителей. Таким образом, у фирм пропадает стимул для добросовестного поведения. Многие предприятия не задумываясь нарушают КоАП, так как зачастую оказывается значительно выгоднее заплатить штраф из незаконно полученной прибыли, чем соблюсти требования закона.

Нарушителей накажут не только рублем

Согласно концепции, которая легла в основу предлагаемых изменений, за многие нарушения антимонопольного законодательства будет установлена ответственность в виде административного штрафа, кратного сумме выручки от реализации товаров, работ или услуг. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба намерена дополнить пункт 1 статьи 3.5 главы 3 «Административные наказания» Кодекса новым пунктом. Он будет оговаривать новый способ расчета штрафов. Эту же статью дополнят пунктом 6, который установит предельно возможный размер санкций. Текущая редакция поправок в КоАП предлагает установить максимальный штраф в 1/25 часть суммы выручки от реализации за предшествующий календарный год.

Одновременно с этим за некоторые правонарушения в области антимонопольного законодательства будет предусмотрена дисквалификация руководителей. Риск потерять кресло начальника должен существенно помочь профилактике должностных правонарушений.

Также законодатели предлагают изложить в новой редакции пункт 2 статьи 19.5 главы 19 «Административные нарушения порядка управления» Кодекса. Они намерены уточнить санкции за просрочку исполнения решений антимонопольных структур.

Кроме того, КоАП предусматривает штрафы за непредставление некоторых документов (сведений, ходатайств, уведомлений, заявлений) в антимонопольную службу. ФАС также предлагает усилить штрафы за наиболее опасные с экономической точки зрения нарушения антимонопольного законодательства. Для этого к главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» Кодекса добавят статьи 14.31, 14.32 и 14.33. В результате КоАП дополнится новыми видами административных правонарушений:

  • злоупотребление доминирующим положением на рынке;
  • заключение соглашений, которые ограничивают конкуренцию (недобросовестная конкуренция);
  • согласованные действия ради коммерческого интереса (сговор).

Штрафовать компании за новые нарушения будет как Федеральная антимонопольная служба, так и ее территориальные отделения.

Планируется, что суммы санкций будут так велики, что они существенно изменят финансовые показатели даже крупной компании. По этой причине все дела о назначении больших штрафов будет рассматривать суд.

Ждать осталось недолго

С одной стороны, усиленный контроль за монополиями должен принести государству значительную экономическую выгоду.

С другой стороны, новые крупные штрафы могут обернуться тяжелыми последствиями для предпринимателей. Последним потребуется потратить много времени и средств, чтобы подстроить свою работу под новые правила.

Итак, если законопроект утвердят, контролеры смогут эффективно воздействовать на нарушителей антимонопольного законодательства. Кроме того, высокие размеры административных санкций и личная ответственность руководителей способны предотвратить много нарушений. Очевидно, что эти меры позволят обеспечить стабильность рыночного оборота и ускорить темпы экономического роста.

Законодатели также утверждают, что новшества можно будет ввести, не увеличивая бюджетные ассигнования и количество сотрудников антимонопольной службы.

Законопроект уже согласован с Министерством экономического развития и торговли. Положительное заключение получено от Государственно-правового управления Президента РФ. А вот Минюст уже дважды делал замечания по поводу законопроекта. По мнению сотрудников министерства, некоторые его пункты противоречат действующему законодательству. В частности, речь идет о статье 5 «Злоупотребление хозяйственным субъектом доминирующим положением на рынке» и статье 10 «Формы недобросовестной конкуренции» Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Кроме того, Минюст считает, что данный законопроект не согласован с принятым в первом чтении проектом Федерального закона № 186242-4 «О защите конкуренции», рассмотрение которого по этой причине было перенесено Думой на более поздний срок. В случае, если данные законопроекты будут приняты одновременно, появится угроза противоречий в судебной практике.

В настоящий момент проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях проходит стадию технической правки. По решению Комиссии Правительства Российской Федерации по законодательной деятельности все согласования должны быть закончены в ближайшее время. После этого законопроект будет включен в повестку заседания правительства и в случае одобрения внесен в Думу.

Учитывая положительную позицию профильного комитета Государственной думы по законопроекту, он может быть вынесен на рассмотрение Думой в первом чтении уже в весеннюю сессию. Если лоббистам от делового сообщества не удастся добиться более детального обсуждения законопроекта внутри фракции «Единая Россия» и Думой в целом, он будет принят в ближайшее время.

Денис Арзамасцев, эксперт Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.