"Вкусный" бизнес на свежем воздухе

"Вкусный" бизнес на свежем воздухе

01.08.2006 распечатать

Летние кафе пользуются огромной популярностью у потребителей услуг общественного питания, а в связи с невысоким уровнем затрат на их создание и функционирование предложение такого вида услуг не уступает спросу. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности бухгалтерского учета и налогообложения в кафе.

Правила организации

Нормативно-правовое регулирование организации услуг общественного питания осуществляется несколькими актами. Во-первых, это постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания". Согласно этому документу услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы и классы которых определяются в соответствии с государственным стандартом. Таким стандартом является ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", где и дано определение того, какие организации относятся к кафе: предприятия по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

Помимо этого организаторам летнего кафе необходимо ознакомиться с ГОСТ 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия", ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования". Этими стандартами предусмотрены основные требования к организации летнего кафе: технической оснащенности, методам обслуживания, форменной одежде, качеству обслуживания, ассортименту реализуемой продукции, мебели, столовым приборам, квалификации персонала и т. д.

Кроме того, необходимо строгое соблюдение "Правил оказания услуг общественного питания", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036, санитарных и технологических норм и правил, требований пожарной и электробезопасности и другие. Также нелишним будет каждому предпринимателю или юридическому лицу, организующему летнее кафе, изучить требования нормативных документов по безопасности услуг:

  • санитарно-гигиенические и технологические требования к организациям общественного питания и изготовлению пищевых продуктов, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31;
  • требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов — в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.2.560-96;
  • противопожарной безопасности — ГОСТ 12.1.004-91;
  • электробезопасности — СНиП 11-4-79.

К тому же региональные и местные власти могут устанавливать свои требования по организации и функционированию летних кафе. Например, для города Москвы это постановление Правительства Москвы от 27 января 2004 г. № 29-ПП "Об очередных мерах по упорядочению работы и размещению объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы". Если все нормативы и требования, содержащиеся в вышеназванных документах, будут соблюдены, то можно с уверенностью сказать, что предприятие в виде летнего кафе будет соответствовать требованиям законодательства.

Бухгалтерский учет в кафе

Летнее кафе редко является основным видом деятельности организации. Как правило, это самостоятельное структурное подразделение компании, выделенное или невыделенное на отдельный баланс и созданное при магазине либо предприятии общественного питания (ресторан, бар и т. д.). И первое, с чем приходится сталкиваться бухгалтеру, это то, как отразить в учете организационные и материальные затраты по организации кафе. В этом случае действующими стандартами никаких особых правил по учету не предусмотрено, и организации необходимо предусмотреть в своей учетной политике все особенности учета подобных затрат. Например, все расходы по организации летнего кафе можно признать в учете единовременно в том отчетном периоде, когда они произведены, либо учитывать в составе расходов будущих периодов и относить на расходы постепенно в течение всего периода эксплуатации летнего кафе (как правило, за расчетный период берется один сезон).

Если все расходы на создание признаются в учете единовременно, то в учете формируются следующие проводки:

Дебет 20 (44) Кредит 10 (23, 60, 70 и т. д.)

- на сумму затрат по монтажу и организации летнего кафе.

В случае равномерного списания затрат бухгалтер вначале сделает записи:

Дебет 97 Кредит 10 (23, 60, 70 и т. д.)

- отражены в составе расходов будущих периодов затраты по монтажу и организации летнего кафе.

В дальнейшем он будет списывать затраты равномерно: Дебет 20 (44) Кредит 97. Учет операций по приготовлению блюд и их продаже посетителям кафе ничем не отличается от учета таких операций в любой организации общественного питания. Например, в учете формируются следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60

- оприходование продуктов питания и товаров, приобретенных для переработки или реализации посетителям кафе;

Дебет 20 Кредит 41

- списание стоимости продуктов, переданных в производство;

Дебет 41 Кредит 20

- оприходованы готовые блюда;

Дебет 44 Кредит 10, 70, 69, и т. п.

- учтены текущие расходы по содержанию кафе;

Дебет 50, 51 Кредит 90-1

- оприходована выручка от продажи продукции в летнем кафе;

Дебет 90-2 Кредит 41, 44

- списана себестоимость реализованной продукции и текущие расходы.

Эксплуатация имущества, используемого для летнего кафе, носит сезонный характер, так как некоторое оборудование приобретается специально для кафе и используется только во время его работы, а в холодное время года простаивает. В этом случае пункт 23 ПБУ 6/01 предусматривает возможность по приказу руководителя перевести оборудование на консервацию и во время простоя не начислять амортизацию. Срок консервации должен превышать три месяца. Амортизационные отчисления возобновляются по истечении срока консервации и начала эксплуатации оборудования.

Так как летнее кафе относится к категории организаций, реализующих продукты питания, то в учете при отражении хозяйственных операций необходимо использовать унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Налоговые тонкости

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса оказание услуг общественного питания при использовании зала площадью не более 150 кв. м облагается ЕНВД. Для расчета единого налога физическим показателем является площадь зала обслуживания посетителей, а базовая доходность составляет 1000 рублей. Об этом говорится в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса.

Понятие "площадь зала обслуживания посетителей" раскрыто в статье 346.27 Налогового кодекса. В ней сказано, что это площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок), предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. Количество квадратных метров определяют на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Некоторые инспекторы делают расчеты по-иному. Они устанавливают площадь кафе на основании опроса граждан, фактического осмотра, а также поднимают материалы прошлых проверок. Такую ситуацию рассмотрели арбитры ФАС Северо-Западного округа (постановление от 26 февраля 2006 г. по делу № А21-10159/04-С1). Судьи не согласились с такими расчетами контролеров. Они заявили, что при определении площади необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса, то есть использовать инвентаризационные и правоустанавливающие документы. Протокол осмотра таковым не является. В итоге разбирательство закончилось в пользу предпринимателя.

Если помимо деятельности по оказанию услуг общественного питания в летнем кафе у организации есть иные виды деятельности, не переведенные на спецрежим, нужно вести раздельный учет (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). В случае ведения одновременно нескольких "вмененных" видов деятельности, фирме также необходимо организовать раздельный учет (п. 6 ст. 346.26 НК РФ).

Если местным законодательством не предусмотрено применение ЕНВД для услуг общественного питания, фирма считает налоги в общеустановленном порядке либо переходит на УСН. При использовании первого варианта необходимо обратить внимание на следующее. Как в бухгалтерском учете, так и в налоговом имущество, переведенное по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, исключается из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ). То есть в этот период не начисляют амортизацию в налоговом учете. Начисление возобновляется с момента начала эксплуатации оборудования. Все расходы, связанные с консервацией и расконсервацией объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных основных средств в налоговом учете относятся на внереализационные расходы (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для исчисления налога на имущество берут остаточную стоимость объектов. В главе 30 Налогового кодекса не предусмотрено льгот по законсервированному имуществу.

Трудовые отношения с работниками кафе

Так как летнее кафе создается на определенный срок, как правило с мая по сентябрь, организации зачастую привлекают для работы в кафе дополнительных работников именно на этот период времени. Такие работники относятся к категории "сезонных" (ст. 293 ТК РФ), и оформление трудовых отношений с ними имеет ряд особенностей. Они отражены в главе 46 Трудового кодекса. Например, испытательный срок для сезонных работников не может превышать двух недель. Очень часто физические лица привлекаются для сезонной работы в летнем кафе по договорам гражданско-правового характера. Как правило, заключение таких договоров с работниками более привлекательно для работодателей, так как в этом случае предприятие экономит на ЕСН. Разберемся, в чем отличие трудового договора от гражданско-правового.

Заключив с работником гражданско-правовой договор, работодатель не начисляет на сумму вознаграждения взносы в ФСС. Такое правило установлено пунктом 3 статьи 238 Налогового кодекса. Также летнему кафе не нужно будет начислять взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это следует из пункта 2 Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184.

Пенсионные взносы с выплат по гражданско-правовым договорам уплачиваются в общем порядке. На первый взгляд может показаться, что оформлять сотрудника на работу по гражданско-правовому договору гораздо выгоднее, чем по трудовому, однако это не так, и вот почему.

Во-первых, гражданско-правовой договор может заключаться только для выполнения разовой работы, которую организация не может выполнить самостоятельно, привлекая своих сотрудников. Например, в штатном расписании не предусмотрен повар, изготавливающий блюда японской кухни, а такие блюда необходимо будет готовить. По трудовому договору работник привлекается для выполнения работ определенной специфики с учетом его умений и навыков или специального образования на продолжительный срок. Если налоговым инспекторам удастся доказать, что трудовые договоры в организации фактически заменяются гражданско-правовыми, у организации возникнут дополнительные расходы по доначислению ЕСН в части, уплачиваемой в ФСС, а также взносы на страхование от несчастных случаев. Трудовые инспекторы при переквалификации договора потребуют, чтобы сотруднику были предоставлены все гарантии, которые должны были бы быть предоставлены в случае заключения трудового договора. Кроме того, трудовые инспекторы могут оштрафовать должностных лиц компании по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей штрафы налагают в размере от 500 до 5000 рублей. За повторное нарушение должностное лицо может быть подвергнуто дисквалификации. Это означает запрет занимать определенные должности на срок от 1 до 3 лет.

Если организация заключает гражданско-правовой договор, сотрудник не должен подчиняться внутреннему трудовому распорядку, для него не установлено режима рабочего времени. Поэтому если в гражданско-правовом договоре прописать, что сотрудник трудится с 9.00 до 18.00, то проверяющими этот пункт может быть расценен как элемент трудового договора.

По гражданско-правовому договору, как правило, предусмотрено вознаграждение по итогам выполненной работы, которая должна быть оформлена документально в виде двухсторонних актов. Если вознаграждение выплачивается регулярно, в виде фиксированных платежей, это также наталкивает на мысль, что в отношении данного работника действуют нормы трудового договора. А значит, претензий проверяющих из трудовой инспекции не избежать.

Какой из договоров заключить с нанимаемым работником, организация должна выбрать сама, но при этом необходимо учитывать все требования Трудового или Гражданского законодательства. Если организация выбирает для себя заключение трудового договора, то его оформляют в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой остается у работодателя. Об этом сказано в статье 67 Трудового кодекса. Желательно предать второй экземпляр договора сотруднику под расписку. Это поможет избежать разногласий в ситуации, когда сотрудник утверждает, что ему не давали экземпляр трудового договора.

О. Холоднова, налоговый консультант компании "Ю-Софт"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.