Выбираем семинар

Выбираем семинар

28.07.2006 распечатать

Директор наконец-то согласился отпустить на семинар, а самое главное – оплатить его. Но только чтобы это было недорого, недолго и крайне полезно для фирмы. Итернет-сайты и журналы пестрят разнообразными приглашениями. Однако выполнить все директорские условия и найти что-то действительно стоящее – задача не из легких.

Для начала важно понять одну простую вещь – семинар в отличие от курсов длится недолго. Поэтому изучить досконально все проблемы, связанные, например, с расчетом НДС или налога на прибыль, вряд ли удастся. Именно поэтому хорошие устроители обычно нацеливают семинар на решение конкретной проблемы. И от того, насколько обсуждаемая проблема будет соответствовать интересам посетителя, в большинстве случаев будут зависеть и оставшиеся у него впечатления.

Определяем цель

Первый шаг – определить цель похода на семинар. В каждой компании есть определенные «узкие» места. То есть операции или ситуации, при решении которых у сотрудников постоянно возникают проблемы. Выявите их. Посмотрите, какой теме они более всего соответствуют.

«У нас частенько возникали вопросы на участке расчетов по оплате труда, – рассказала Елена, главбух московской фирмы. – То непонятно, как компенсацию за отпуск платить, то вопросы по оплате внештатникам, а тут еще иностранцев взяли на работу. Бухгалтер постоянно сомневалась, переживала, звонила знакомым – все пыталась выяснить, правильно ли она делает. Мы с директором подумали-подумали и отправили ее на семинар. Обратно вернулась – вся цветет. Оказывается, такие ситуации, как наши, часто возникают и у других фирм. И лектор подробно рассмотрел большинство интересующих бухгалтера моментов».

Можно сходить на семинар и ради самообразования. Например, изучить нововведения в законодательстве, поподробнее послушать о каком-либо налоге или узнать об оптимизации налогообложения. Тогда подумайте, что конкретно вы бы хотели услышать.

Смотрим программу

Выбрав несколько подходящих тематик, внимательно просмотрите программу каждого из семинаров. Сравните содержание программы с вашими проблемами и ожиданиями. Если совпадений много, то можно позвонить организаторам и задать уточняющие вопросы. Обычно при личном общении организаторы рассказывают о предстоящем мероприятии более подробно. Например, можно уточнить, что включает в себя такой-то пункт программы, будет ли лектор рассматривать практические примеры, ответит ли на ваши вопросы, что будет, если качество семинара вас не устроит. Если для фирмы важен ответ на конкретный вопрос, не стесняйтесь, спросите.

«Практика показывает, – говорит главбух компьютерной фирмы Мария, – что программа семинара – это скорее ориентир. Лектор не всегда ее выполняет, хотя и старается придерживаться. Более подробно он может остановиться на одном-двух пунктах, а остальные рассмотреть не столь тщательно. Но в большинстве случаев это не так страшно. Обычно между лектором и устроителями семинара есть определенная договоренность: ведущий отвечает на все вопросы, которые задают посетители. Если вопрос сложный или времени на семинаре не хватает, то он может задержаться или взять ваши координаты и связаться позже».

Еще один момент, на который стоит обратить внимание в программе семинара, – личность лектора. Опыт показывает, что звания и регалии при отсутствии практики – далеко не самое главное. Ведь если практическая информация подается сбивчиво и разрозненно, то для слушателей ее полезность снижается многократно. Поэтому хороший ведущий должен быть и практиком, и теоретиком. Практиком потому, что семинар – это обсуждение конкретных практических ситуаций и ответы на конкретные вопросы. Теоретиком – чтобы четко и логично объяснить суть проблемы и пути ее решения.

Самые популярные ведущие – представители министерств и федеральных служб. Например, на семинары к налоговикам полезно ходить, чтобы узнать официальную позицию ФНС по той или иной ситуации. Можно обратиться к чиновнику за ответом на конкретный вопрос. Ведь представители Федеральной налоговой службы знают о планируемых решениях по спорным моментам. Однако не обманывайтесь – не на все вопросы у чиновников есть ответы. Очень часто они предлагают писать официальные запросы и ждать письменных разъяснений.

Следующие по популярности – консультанты-практики. Они могут рассказать о «неровностях» законодательства и дать практические советы. Здесь очень важно «качество» специалиста. Если не у кого спросить о его преподавательских способностях, то угадать очень сложно. Возможно, вы прослушаете хороший материал, в котором проблема будет проанализирована со всех сторон. Но иногда хороший практик может оказаться плохим преподавателем. И тогда слушатели ознакомятся всего лишь с мнением конкретного человека.

«Я, честно говоря, уже несколько лет хожу не на семинары, а на лекторов, – рассказала Валентина, главбух сети магазинов. – «Знаменитости» всегда расскажут что-нибудь полезное. Первый раз выбираю ведущего по рекомендации знакомых и отзывам в интернете. В результате у меня уже сложилась коллекция любимых преподавателей. Семинары с ними я стараюсь выбирать таким образом: чтобы одно заседание вел чиновник, а другое – независимый консультант. Тогда и официальную позицию узнаешь, и некоторые лазейки».

Задаем вопросы

Правильно заданный вопрос – основа успешного ответа. Задать его можно несколькими способами. Например, отправить вопрос лектору письменно за несколько дней до начала семинара. Обычно о такой возможности организаторы напоминают в программе семинара. В этом случае лектор сможет вникнуть в вашу проблему и досконально ее разобрать. Тогда и рекомендации будут носить более глубокий характер. С учетом заранее заданных вопросов ведущий сможет скорректировать программу семинара.

Некоторые организаторы не предоставляют возможность задать вопросы заранее. В этом случае напишите свой вопрос письменно и передайте его как можно раньше лектору. Идеально это сделать до начала семинара, в крайнем случае – во время перерыва. Если лектор получит вопрос только в конце семинара, то для ответа ему и представителю фирмы придется задерживаться. А это не всегда приветствуют.

Для устных ответов некоторые лекторы специально оставляют время в конце семинара. И любой слушатель может задать с места интересующий его вопрос. Такой подход хорош, если во время обсуждения кто-то что-то недопонял. Но если слушатель хочет получить рекомендации по конкретной проблеме, то блиц-ответ здесь не очень подойдет. Некоторые лекторы отвечают на вопросы в перерывах между заседаниями. Однако перерыв длится недолго, поэтому ведущий успевает ответвить всего лишь на несколько первых вопросов.

Вот какие советы по составлению вопросов дает Сергей Суханов, руководитель учебного центра и аудиторской фирмы «СТЕК»: «Пишите понятным простым языком. Соблюдайте правила грамматики и лексики, избегайте сленга. Точно и детально опишите проблему. Не нужно писать обо всем времени работы фирмы начиная с даты создания и до текущего момента. Описание проблемы должно быть предельно кратким (вряд ли описание ситуации действительно может занимать десять листов). Описывайте только саму проблему и ее признаки, а не свои догадки. Описывайте все проявления проблемы в хронологическом порядке. Вопрос задавайте четко и понятно. И еще – не забывайте о вежливости».

Руководитель не всегда прав

«Мой директор самостоятельно выбирает семинары для сотрудников, – поделилась Алена, бухгалтер торговой фирмы, – и для меня, конечно, тоже. Свой подход он объясняет тем, что ему виднее внутренние проблемы и он знает, как должна развиваться наша компания. И значит, чему должны учиться сотрудники, тоже в его компетенции. В конце прошлого года мне хотелось сходить на семинар по «переходному» НДС – было много всего непонятного. А он выбрал для меня тематику “Годовой отчет”. На семинар я сходила, но ничего полезного не узнала. А в начале года наша фирма была почти парализована – ведь вопросы по НДС остались нерешенными. Пришлось обращаться к консультантам и платить дополнительные деньги».

«Руководители зачастую допускают некоторые ошибки при выборе семинара, – рассказывает Дмитрий, профессиональный тренер. – Например, отсутствие персональной заинтересованности участника. В этом случае эффективность обучения невелика. Еще одна ошибка: руководители часто забывают, что участник должен иметь возможность использовать полученные знания на практике. Например, на “Оптимизацию налогообложения” могут отправить рядового бухгалтера. В то время как принять ответственно решение и внедрить новую схему может только главбух или финансовый директор. Очевидно, что для бухгалтера-участника этот семинар будет, скорее всего, ознакомительным».

Евгения ПАЛЬМИНА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.