Заказываем рекламу на телевидении

Заказываем рекламу на телевидении

20.07.2006 распечатать

Как-то раз в голову нашему директору пришла гениальная идея – прорекламироваться на телевидении (раньше мы давали рекламу только на щитах и в прессе). Мне же как финансовому работнику поручили разобраться в нюансах оформления этих специфических расходов.

Вооружившись визиткой, выданной мне директором, я набрала номер рекламного агентства. Менеджер сказал, что работа уже ведется, сценарий рекламного ролика готовят.

– И кстати, наш бухгалтер интересовалась, как для вас лучше оформить договор на его создание, – продолжил он. – Вы бы с ней поговорили: она лучше объяснит все нюансы...

Действительно, как лучше учесть затраты на создание видеоролика? Мне всегда казалось, что расходы на рекламу в целях налогообложения – это прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Причем поскольку это реклама на телевидении, то затраты на нее еще и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК). Слова менеджера меня несколько смутили.

Исключительно наше

Бухгалтером рекламного агентства оказалась женщина средних лет с красивым именем Мария. Она объяснила, что видеоролик – это аудиовизуальное произведение и является объектом авторского права (п. 1 ст. 7 Закона от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»). Причем авторами будут режиссер-постановщик, сценарист, композитор (п. 1 ст. 13 Закона № 5351-1). Наша фирма заключает договор на создание ролика. И если в договоре не указано другое, то по закону мы автоматически получаем исключительное право на воспроизведение, распространение или любое другое публичное использование ролика (п. 2 ст. 13 Закона № 5351-1). Передача видеокассеты хоть и оформляется актом, но все же перехода прав на ее публичное использование не несет.

– Ну, перейдем к учету, – сказала Мария. – К нематериальным активам в бухгалтерском и налоговом учете относят в том числе и исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые фирма использует свыше 12 месяцев (п. 3 ПБУ 14/2000, п. 3 ст. 257 НК – здесь и далее прим. ред.). Причем сформировать стоимость НМА вы можете с учетом посреднических вознаграждений (п. 6 ПБУ 14/2000, п. 3 ст. 257 НК). Так что фактически затраты на видеоролик придется списывать ежемесячно: с момента принятия к учету исключительных прав до полного погашения их стоимости.

– И какой же будет срок полезного использования исключительных прав – пока не умрет последний автор? – с иронией спро- сила я.

Мария ничуть не смутилась и сказала, что тут-то и начинаются нюансы оформления:

– Конечно, исключительное право действует в течение срока действия авторского права (п. 2 ст. 13 Закона № 5351-1). То есть до истечения 70 лет после смерти последнего автора (п. 1 ст. 27 Закона № 5351-1). Однако в бухгалтерском учете фирма может самостоятельно определить срок полезного использования в зависимости от «ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды» (п. 17 ПБУ 14/2000). Для видеоролика это может быть, например, срок, в течение которого фирма предполагает его показы. В налоговом же учете не все так гладко. Минфин считает, что в целях налогообложения фирма не может самостоятельно устанавливать срок полезного использования НМА (письмо Минфина от 28 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/132). А если его нельзя определить исходя из документов (патента, свидетельства или соответствующего договора), то нужно установить – десять лет (п. 2 ст. 258 НК).

– Да, и еще, – продолжила Мария, – видеоролик – это реклама продукции фирмы. Расходы по рекламе связаны с продажей продукции. Поэтому амортизацию по нему в бухгалтерском учете включают в состав расходов по обычным видам деятельности – как коммерческие расходы (ПБУ 10/99). В налоговом же учете амортизацию рекламного ролика так же считают расходом на рекламу производимых и реализуемых товаров. И учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Эти расходы – ненормируемы. Поскольку относятся к расходам на рекламные мероприятия через средства массовой информации – телевидение (п. 4 ст. 264 НК). Такую позицию, в частности, высказало УМНС по г. Москве в письме от 15 сентября 2003 г. № 26-12/51408. Правда, включать амортизацию в состав расходов чиновники предлагают только «в периоде использования указанного актива в рекламных целях». Непонятно, что они имели в виду: амортизация будет расходом только в тех месяцах, когда идет реклама, или все же ее можно списывать в течение всего срока полезного использования? Ведь несмотря на то, что НМА некоторые фирмы могут использовать периодически, в Налоговом кодексе нет указания учитывать амортизацию в составе затрат только в месяцы использования амортизируемого имущества.

Другие варианты

Учитывать ролик как нематериальный актив мне не хотелось, и я спросила:

– А можно обойтись как-нибудь без НМА?

– Есть несколько вариантов, но не знаю, насколько они вас устроят... – явно сомневаясь, сказала Мария. – Например, можно указать в договоре, что срок передачи прав – 11 месяцев. Это меньше года. Значит, в бухгалтерском учете ролик не относится к НМА, а в налоговом – к амортизируемому имуществу (п. 3 ПБУ 14/2000, п. 1 ст. 256 НК).

– Но тогда через 11 месяцев нам придется продлевать старый договор или оформлять новый, – засомневалась я. – А вдруг они откажутся или потребуют платить дополнительно? Деньги и так выходят немаленькие, так стоит ли рисковать?

– Есть еще один вариант, – продолжила моя собеседница. – Фирма оплачивает приобретенные исключительные права периодическими платежами в течение всего срока действия договора. Тогда в налоговом учете эти права разрешено не относить к амортизируемому имуществу (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК). Такие затраты на приобретение прав учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как периодические платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). О возможности такого похода чиновники из Минфина напомнили в письме от 28 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/132. Но, честно говоря, – сказала Мария, – меня это не очень устраивает. Наши фактические расходы приличные, а получать деньги от вас ежемесячно в течение двух лет мне руководство не позволит. Можно поступить и так. Укажем в договоре, что ваша фирма получает неисключительные права на ролик. Например, простое право на его распространение. Обычно так поступают фирмы, которым не нужен эксклюзив. К примеру, когда дочерняя региональная фирма покупает неисключительные права у головной компании. Тогда мы дополняем звуковой ряд новыми адресами и телефонами. И ролик готов к трансляции на местном телеканале. Можно и в вашем случае поступить аналогично. Мы будем владеть исключительными правами, а вам передадим неисключительные. Всю сумму перечислите авансом. В бухгалтерском учете платежи за пользование правами будете включать в состав коммерческих расходов (ПБУ 10/99). А в налоговом – в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). В этом случае не возникнет проблем, связанных с НМА. Поскольку ролик не принадлежит вам, то учитывать объект интеллектуальной собственности ваша фирма будет на забалансовом счете. Кстати, его номер вам придется выбрать самостоятельно. Дело в том, что в Плане счетов подходящего счета нет.

«И у этого способа есть существенный минус, – подумала я. – Право собственности на рекламный ролик останется у его создателя. И значит, к примеру, агентство сможет распоряжаться роликом по собственному усмотрению. Например, передать права кому-нибудь еще. Или по окончании договора не разрешить его использовать или увеличить ежемесячную плату. Руководство сменится, и ничего не докажешь...»

Расходы на эфир

Взвесив все «за» и «против», я решила все-таки посоветовать директору заключить договор на создание рекламного ролика с приобретением исключительных прав. Так показалось надежнее.

Между нашей фирмой и рекламным агентством был заключен агентский договор на размещение рекламных роликов на телеканалах. Фирма выступала в лице принципала, а рекламщики – в лице агента, действующего от собственного имени. Я получила на руки договор, счет и медиаплан (график размещения ролика в программах передач на каналах телевидения). Наша фирма перечислила агентству сумму, необходимую для выполнения поручения. По условиям договора, рекламщики ежемесячно должны были передавать нашей фирме отчет о проделанной работе. Его форма законодательно не утверждена, но поскольку это первичный документ, то он должен содержать все реквизиты, предусмотренные законом о бухучете (п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Наша фирма отчет должна была одобрить. После чего агент мог удержать свое вознаграждение из перечисленных нами денег. Далее рекламное агентство выставляло нашей фирме счет-фактуру на сумму вознаграждения за свои услуги. После размещения рекламы на телеканале рекламное агентство перевыставляло на имя нашей организации счет-фактуру, полученный от СМИ.

Однако для учета расходов в целях налогообложения такого набора документов мне показалось маловато. Да и как подтвердить выход рекламы в эфир? С этими вопросом я опять обратилась к Марии.

– По факту выхода рекламы в эфир телеканал оформляет эфирную справку, – объяснила «рекламный» главбух, – она-то и есть фактическое подтверждение размещения рекламы. Эфирные справки мы ежемесячно вместе с отчетами передаем клиентам. За дополнительную плату мы можем самостоятельно осмотреть ролик и сделать запись эфира, но для бухгалтерии это не документ. Насчет других подтверждающих документов ситуация такая. В своих письмах от 11 апреля 2003 г. № 24-11/19980 и от 8 декабря 2004 г. № 24-11/79072 московское УФНС сообщило, что «по операциям в рамках сделок, совершенных агентом от своего имени, требование прикладывать агентом копии первичных документов по реализации имущества принципала напрямую законодательством не установлено. Вместе с тем для правомерного отражения таких операций в бухгалтерском учете у принципала агент по требованию принципала обязан предоставить последнему все сведения о движении имущества принципала (товаров, денежных средств). В том числе и в виде копий накладных, счетов-фактур и платежных поручений». Если ваша фирма потребует, то мы сможем дополнительно предоставить копии таких документов. Но этот вопрос вам придется обговаривать с нашим руководством. Хотя обычно нашим клиентам хватает отчета, эфирных справок и счетов-фактур.

То, что московское УФНС признало, что законодательством не установлено требование о предоставлении дополнительных первичных документов, меня несколько успокоило. Однако я все же решила заглянуть в Гражданский кодекс. Там написано, что к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала, если договором не предусмотрен другой порядок (п. 2 ст. 1008 ГК). К счастью, в нашем договоре был указан уже оговоренный перечень документов.

В бухгалтерском учете расходы на демонстрацию рекламы по телевидению учитывают в качестве расходов по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов (ПБУ 10/99). В целях налогообложения расходы за эфирное время включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). В письме московского УМНС я нашла, что вознаграждение посредника можно учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3, 49 п. 1 ст. 264 НК) (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2003 г. № 26-12/65228).

Благодарим исполнительного директора рекламного агентства Полину Малахову за помощь в подготовке материала.

Устанавливать срок полезного использования НМА в налоговом учете самостоятельно чиновники фирмам не разрешают

Бессрочное исключительное право действует в течение срока действия авторского права – до истечения 70 лет после смерти последнего автора

Записанная исключительность

Вот какие рекомендации по учету исключительных прав дает Наталья Кочеткова, юрист компании КГ «Что делать Консалт»: «При заключении договора на создание видеоролика фирма по умолчанию получает исключительные права. Однако в договоре на создание видеоролика можно прописать и любые другие условия – это разрешает формулировка пункта 2 статьи 13 Закона “Об авторском праве и смежных правах”. Например, можно указать срок, на который фирма получает исключительные права. В этом случае, когда срок действия исключительных прав у фирмы закончится, права перейдут обратно к работодателю автора. Полученные на ограниченный срок более 12 месяцев исключительные права фирма может учесть как НМА в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 14/2000). Чтобы отнести полученные права к амортизируемым и в налоговом учете, нужно выполнить еще одно условие: оплата за них не должна осуществляться периодическими платежами в течение всего срока действия договора (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК, п. 3 ст. 257 НК).

Чтобы снизить вероятность разногласий по договору, в нем необходимо четко указать такие моменты: способы использования произведения (конкретизировать права, передаваемые по данному договору в соответствии со ст. 16 Закона № 5351-1), срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора».

Анна ДАВЫДОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...