Законодатели подчистили рекламные расходы

Законодатели подчистили рекламные расходы

17.07.2006

С 1 июля 2006 года вступает в силу новый Закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Нельзя сказать, что он принесет облегчение и разъяснит все вопросы, связанные как с расходами на рекламу, так и с рекламной деятельностью. Но бухгалтеру все-таки дышать станет легче.

Что он нам несет?

Вступление в силу нового закона в первую очередь отразиться на фирмах, занимающихся рекламным делом. В связи с тем, что он ограничивает рекламу на телевидении и радио, которая не сможет превышать 20 процентов времени вещания в течение часа и 15 процентов – в течение суток (п. 4 ст. 39 закона № 38-ФЗ; далее – Закон), телевизионщики повысят расценки. Это, в свою очередь, ударит по деятельности рекламных агентств. И они обратят более пристальное внимание на транспорт, прессу и наружную рекламу.

Налоговый кодекс относит затраты на рекламу к прочим расходам фирмы. Но прежде, чем учесть их при расчете налога на прибыль, надо определить, носят ли они рекламный характер. Само определение рекламной информации принципиально не различается в новой и старой редакциях Закона, но некоторые ее виды законодатели все же исключили.

До принятия документа многие компании относили расходы на вывески для своих магазинов к рекламным и списывали их на уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме. Да и чиновники полагали, что конструкции с названием магазина представляют собой наружную рекламу, и в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса относили их к прочим расходам фирмы (письмо Минфина от 5 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/322; текст письма вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Надо отметить, что выводы авторов письма не совпали с мнением судей по этому вопросу (п. 18 информационного письма Президиума ВАС от 25 декабря 1998 г. № 37). Суд признал, что указывание юридическим лицом своего наименования на вывеске в месте расположения носит иные цели, чем реклама, и соответственно ею не является. Также вступивший в силу Закон подтверждает выводы суда (подп. 5 п. 2 ст. 2). Если фирмы не успели отнести расходы за вывески на рекламу до 1 июля 2006 года, то придется учитывать эти объекты как основные средства и списывать стоимость постепенно путем начисления амортизации.

От наружной рекламы фирмам не полегчало

В новом Законе дано точное определение наружной рекламы: это распространение информации с использованием щитов, стендов, перетяжек, строительных сеток, воздушных шаров, аэростатов и иных средств стабильного территориального размещения (п. 1 ст. 19 Закона). Данная формулировка не вносит ясности, можно ли считать наружной рекламой шатры, палатки и зонты с логотипом компании.

Раньше судебная практика по этому вопросу была положительной (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. № А43-1729/2004-32-152). Судьи полагали, что указанные предметы «представляют собой сложные технические сооружения стабильного территориального базирования, используемые для защиты посетителей летних кафе, точек уличной торговли от дождя, солнца и ветра». То есть фирмы, которые уменьшали налог на прибыль за счет расходов (при этом не нормируя их) на установку тентов, поступали правомерно.

Принятие нового Закона строго ограничивает использование рекламных конструкций. Их можно применять только для рекламы. Следовательно, за ответом на вопрос об отнесении затрат на приобретение и установку шатров и палаток с логотипами предпринимателям скорее всего придется обращаться в суд.

Во все концы бегут гонцы

Много споров вызывает рассылка фирмой своих каталогов, буклетов, прайс-листов, в которых указана информация о поставщике товаров и услуг, ценах и условиях поставок. Компания распространяет эту информацию на безвозмездной основе для конечных потребителей. С безадресной рассылкой все ясно. Затраты организации в этом случае входят в состав прочих расходов, и их учитывают по требованиям пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса.

С адресной рассылкой дела обстоят сложнее. Минфин и налоговики считают, что расходы, с ней связанные, нельзя отнести к рекламным, так как рассылка предназначена для конкретного адресата. Соответственно затраты по бесплатной передаче каталогов и тому подобного не влияют на базу по налогу на прибыль на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса (письма Минфина от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/ 1/390 и ФНС от 11 февраля 2005 г. № 02-1-08/24@).

С вступлением нового Закона в силу у компаний, возможно, появится аргумент против такой позиции. Правда, это коснется только тех, кто распространяет информацию посредством электронной, телефонной, факсимильной и радиотелефонной связи. В статье 18 сказано, что такой способ допустим лишь при условии предварительного согласия абонента на получение информации. То есть можно говорить о том, что круг лиц, потребляющих ее, будет заранее определен и соответственно рассылка будет носить адресный характер. Но тем не менее затраты, с ней связанные, можно будет признать рекламными. Доказывать же свою позицию фирме придется скорее всего в суде, потому что ни официальных разъяснений Минфина по этому вопросу, ни судебной практики пока нет.

Плюсы и минусы для всех

Тем, кто занимается рекламой на транспорте, следует иметь в виду, что под ЕНВД попадает установка рекламных щитов, табличек, электронных табло и т. д. только на внешних поверхностях кузовов, крышах автомобилей, трамваев, троллейбусов и маршруток. Если компания-спецрежимник размещает рекламные плакаты и постеры внутри транспортного средства, то такую предпринимательскую деятельность не облагают единым налогом на вмененный доход. То есть в данном случае учет должны вести по обычной системе налогообложения (письмо Минфина от 17 марта 2006 г. № 03-11-04/3/140).

Есть вопросы и у вмененщиков, располагающих свою информацию на таких специфических носителях, как воздушные шары и аэростаты. С одной стороны, Закон эти объекты причисляет к наружной рекламе. А с другой – Налоговый кодекс в статье 346.27 и письмо ФНС от 7 апреля 2005 г. № 22-2-14/520@ относят к рекламным только стационарные технические средства. В целях применения ЕНВД под ними признают любые выполненные в виде конструкций носители информации, размещенные на недвижимых объектах, то есть прочно с ними связанные. Таким образом, видно явное противоречие между Налоговым кодексом и Законом. Будут приняты соответствующие поправки в главный налоговый документ или законодатели решат вопрос иным образом – неизвестно. Пока же фирмам можно посоветовать действовать в рамках налогового законодательства.

«Вмененным» компаниям, распространяющим наружную рекламу на электронных табло, Минфин подсказал в своем письме от 24 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/221, как можно уменьшить площадь, учитываемую при расчете ЕНВД. Налогооблагаемая база представляет собой в данном случае площадь информационного поля рекламного щита (п. 3 ст. 346.29 НК). При этом в нее входит только светоизлучающая поверхность светодиодов, которая меньше общей площади объекта. В связи с этим можно уменьшить и сумму налога.

В скором времени

Не все статьи Закона вступают в силу с 1 июля 2006 года. С 1 января 2007-го будет запрещено использовать транспортные средства «исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций» (п. 2 ст. 20 Закона).

Также со следующего года ужесточат требования к рекламе табака. Ее нельзя будет проводить с использованием конструкций, монтируемых на крышах и внешних стенах зданий (п. 4 ст. 23 Закона).

С 1 января 2008 года вступит в силу пункт 3 ста-тьи 14 нового «рекламного кодекса», который еще больше урежет продолжительность телерекламы. Прерывать передачу можно будет максимум на 15 процентов времени ее вещания в течение часа. Так что у компаний есть время пересмотреть свои позиции в соответствии с новым документом.

Расстригина Ирина, аудитор аудиторской компании «Финстатус»:

«Вопрос о затратах на рекламу в метро волнует многих бухгалтеров. Как правило, это удовольствие не из дешевых, а налоговый учет таких расходов не позволяет списывать их в полном объеме. Все затраты на рекламу, которые не указаны в абзацах 2–4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, учитывают при расчете налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Полностью для целей налогообложения можно отнести, в частности, только расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов (п. 4 ст. 264 НК).

В соответствии с законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ рекламу на транспорте нельзя считать наружной, так как ее размещают лишь на основании договоров с собственниками основных средств или лицами, обладающими вещными правами на них. На основании кода 60.21.23 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 Московский метрополитен относится к прочему сухопутному транспорту.

Следовательно, затраты на размещение информации в вагонах «подземки» следует относить к нормируемым расходам на рекламу. То есть списывать в размере не более 1 процента от налогооблагаемой прибыли. Этой же позиции придерживается и Минфин в письме от 20 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/361».

Ю. Горбик

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA