Уберем сложности коэффициентов ЕНВД

Уберем сложности коэффициентов ЕНВД

13.07.2006

В зависимости от вида деятельности и инфляции при ЕНВД применяют корректирующие его величину коэффициенты. Они определяют степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности и тем самым на размер налога. Минфин подробно рассказал об этом в письме от 28 апреля 2006 г. № ГВ-6-02/451@.

Два счастливых «К» есть у единого налога

Первый коэффициент, К1, учитывает изменение потребительских цен на товары в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор устанавливают на календарный год и официально публикуют (ст. 346.27 НК). Приказом Министерства экономического развития и торговли от 27 октября 2005 г. № 277

«Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2006 год» определено, что К1 равен 1,132.

Корректирующий коэффициент базовой доходности, К2, в свою очередь, учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе (ст. 346.27 НК):

  • ассортимент товаров (работ, услуг);
  • сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности;
  • величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности;
  • площадь информационного поля электронных табло или наружной рекламы с любым способом нанесения изображения и площадь щита с автоматической сменой изображения;
  • количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей и т. д., используемых для распространения или размещения рекламы;
  • иные особенности.

Налог, уплачиваемый при ЕВНД, необходимо рассчитывать по следующей формуле: Единый налог = Базовая доходность x К1 x К2 x 15% (ставка налога – ст. 346.31 НК).

Подробности про К2

Значение этого показателя устанавливают власти на местах, а не на федеральном уровне. В законодательстве коэффициент К2 определен как произведение установленных значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности (п. 6 ст. 346.29 НК). Он установлен для всех категорий налогоплательщиков на календарный год и равен от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК).

В Налоговом кодексе четко зафиксирован порядок расчета только для одного коэффициента К2, который отражает фактический период времени, в течение которого велась деятельность (п. 6 ст. 346.29 НК). Именно этот порядок пояснен в письме ФНС от 28 апреля 2006 г. № ГВ-6-02/451@ «О применении отдельных положений главы 26.3 Налогового кодекса РФ». Для того чтобы рассчитать значение данного коэффициента, необходимо использовать указанную в письме формулу: Кфп = ((Nвд1 : Nкд1) + (Nвд2 / Nкд2) + (Nвд3 : Nкд3)) : 3. Показатели означают следующее: Nвд1, Nвд2, Nвд3 – количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в каждом календарном месяце налогового периода; Nкд1, Nкд2, Nкд3 – количество календарных дней в каждом месяце налогового периода; 3 – количество месяцев в налоговом периоде.

В Москве система в виде ЕНВД установлена только для деятельности по распространению и размещению наружной рекламы (закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75). Значение К2 при этом зависит от того, является ли рекламная информация социально значимой. Если да, то нужно применять коэффициент, равный 0,005 (подп. 2 п. 1 ст. 1 закона № 75). В противном случае К2 нужно рассчитывать, учитывая зоны распространения или размещения наружной рекламы на территории города, площади информационного поля одной стороны рекламной конструкции и условия ее обзора (подп. 3 п. 1 ст. 1 закона № 75).

И в Москве, и в Московской области фирмы и предприниматели могут применять сразу несколько так называемых подкоэффициентов К2. Например, К2 по фактическому осуществлению деятельности, зоне размещения и площади информационного поля рекламы. Итоговый корректирующий показатель К2 определяют как произведение установленных подкоэффициентов (п. 6 ст. 346.29 НК). При этом официальной формы для расчета указанного коэффициента не разработано, поэтому его нужно представлять в произвольной форме в качестве приложения к налоговой декларации по ЕНВД.

Пример 1

ООО «Момент» в Москве занимается размещением наружной рекламы. Оно имело рекламный щит площадью 70 квадратных метров без автоматической смены изображения на улице Пречистенка, слева от дороги, установленный 20 апреля 2006 года и снятый 8 июня 2006-го.

Рассчитаем сумму единого налога на вмененный доход за II квартал 2006 года по указанному объекту при условии, что других видов деятельности фирма не ведет. Базовая доходность на 1 квадратный метр изображения без автоматической смены установлена в Налоговом кодексе (п. 3 ст. 346.29 НК) и равна 3000 руб. в месяц. Ее нужно умножить на коэффициенты К1 и К2. Рассчитаем второй показатель – К2: согласно закону № 75, улица Пречистенка относится ко 2-й зоне. Учитывая, что реклама была расположена на дороге с двустороннем движением, на отдельном щите, который ниже карнизов зданий, то есть обзор на него открывался по ходу движения без помех, первый подкоэффициент, К2.1, будет равен 0,350 (площадь более 36 и менее 200 кв. м).

Второй подкоэффициент, К2.2, связан с фактическим периодом размещения щита. В апреле реклама была размещена 11 календарных дней из 30; в мае – 31 из 31; в июне – 8 из 30. Данный показатель, согласно формуле, приведенной выше, будет равен 0,55 (((11 : 30) + (31 : 31) + (8 : 30)) : 3).

Таким образом, итоговый коэффициент К2 – 0,20 (0,350 x x 0,55).

Найдем скорректированную базовую доходность. Она составит 679,20 руб. (3000 руб. x 1,132 x 0,20). Базовый доход в месяц будет равен 47 544 руб. (679,20 руб. x 70 кв. м). Соответственно за налоговый период он составит 142 632 руб. (47 544 руб. x 3 мес.).

Даешь больше налогов!

Специалисты финансового ведомства никак не определятся по поводу вопроса, связанного с расчетом площади щита, имеющего несколько сменных изображений. Согласно письму финансового ведомства от 10 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/77, величина показателя базовой доходности не зависит от объема размещаемой (демонстрируемой) рекламной информации, расположенной на площади информационного поля. Таким образом, при исчислении единого налога на вмененный доход следует учитывать всю площадь информационного поля независимо от смены изображения.

Однако тот же Минфин спустя всего лишь два месяца в своем письме от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/224 указал, что для целей ЕНВД при автоматической смене картинки на щите необходимо умножать площадь информационного поля на количество граней! По свидетельствам очевидцев, в инспекциях налоговики требуют поступать именно так, как написано в последнем послании, однако с этим можно и поспорить. Так как оба письма подписаны одним и тем же сотрудником Минфина, то их можно счесть равнозначными. Возникает вопрос: если щит имеет три грани, каждая из которых в сумме дает 12 квадратных метров, что будут считать экспонирующей поверхностью – 12 или 36 квадратных метров?

Имея на руках разъяснение от 10 февраля 2006 г., фирма имеет право защищать свои интересы. То есть, если к вам предъявят претензии контролеры и в дальнейшем спор станут рассматривать в суде, даже при неблагоприятном исходе дела фирма будет защищена от штрафов (подп. 3 ст. 111 НК).

Пример 2

ООО «Момент» установило второй рекламный щит площадью 12 квадратных метров с автоматической сменой изображения (3 грани) на Ломоносовском проспекте, справа от дороги, 10 мая 2006 года. Базовая доходность на 1 квадратный метр экспонирующей поверхности с автоматической сменой изображения установлена Налоговым кодексом в размере 4000 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК).

Согласно приложению к закону № 75, Ломоносовский проспект относится к 4-й зоне. Рекламная конструкция расположена на дороге с двустороннем движением на отдельном щите, который ниже карнизов зданий. Однако в данном случае обзору по ходу движения мешает встречная полоса, поэтому для определения коэффициента К2 нужно использовать подпункт б пункта 3 статьи 1 закона № 75. Таким образом, первый подкоэффициент, К2.1, равен 0,150.

Второй подкоэффициент, К2.2, связан с фактическим размещением рекламного щита. В апреле реклама действовала 0 календарных дней из 30; в мае – 22 из 31; в июне – 30 из 30. Соответственно К2.2 равен 0,57 (((0 : 30) + (22 : 31) + (30 : 30)) : 3). Итоговый коэффициент К2 составит 0,09 (0,150 x 0,57).

Скорректированная базовая доходность будет равна 407,52 руб. (4000 руб. x 1,132 x 0,09). Базовый доход за один месяц составит 14 670,72 руб. (407,52 руб. x 36 кв. м). Данный пример не противоречит последним разъяснениям Минфина, поэтому в расчете использованы все 36 квадратных метров.

За налоговый период базовый доход по рекламному щиту – 44 012,16 руб. (14 670,72 руб. x 3 мес.). Фирма же может выбрать для себя другой вариант и рассчитывать площадь согласно письму Минфина от 10 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/77.

Учитывая результат первого примера, можно рассчитать ЕНВД для ООО «Момент» за II квартал 2006 года. Он будет равен 27 996,63 руб. ((142 632 руб. + 44 012,16 руб.) x 0,15).

Из Москвы в область

В Московской области перечень видов деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, намного шире, чем в Москве (закон Московской области от 24 ноября 2004 г. № 150/2004-ОЗ). ЕНВД в Подмосковье платят при оказании услуг по обслуживанию и хранению автотранспортных средств, общественного питания, бытовых и ветеринарных. Также при розничной торговле, перевозке пассажиров и грузов, распространении и размещении рекламы на транспорте, предоставлении спальных помещений, передаче в аренду торговых мест.

При этом коэффициент К2 зависит от вида деятельности и места расположения налогоплательщика. Особые послабления установлены для общественных организаций и розничной торговли в малонаселенных пунктах (ст. 2 закона № 150/2004-ОЗ).

Коэффициент К2 в данном случае нужно определять согласно приложению 1 к закону № 150/2004-ОЗ. При этом для магазинов с разным ассортиментом установлены свои корректирующие коэффициенты К2:

  • молочные продукты и сыры (п. 2.1.3 приложения 1) – 0,6;
  • хлеб и хлебобулочные изделия (п. 2.1.4 приложения 1) – 0,6;
  • колбасы (п. 2.1.1 приложения 1) – 0,7;
  • алкогольная продукция (п. 2.1 приложения 1) – 0,8;
  • и прочее.

Обратите внимание, что в случае розничной торговли несколькими группами товаров необходимо применять значение К2, равное наибольшему показателю этого коэффициента из установленных в соответствующих строках приложения 1 и указанных выше.

Пример 3

ООО «Лютик» торгует в розницу в г. Коломна Московской области в торговом павильоне площадью 120 квадратных метров следующими товарами: молочными продуктами, хлебом и хлебо-булочными изделиями, сырами, колбасами, алкоголем. Рассчитаем сумму ЕНВД по объекту при условии, что других видов деятельности организация не осуществляет. Город Коломна отнесен к 3-й группе. Наличие алкогольной продукции требует применения корректирующего коэффициента К2, равного 0,8. Базовая доходность на 1 квадратный метр площади торгово- го зала установлена в размере 1800 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК). Скорректированная базовая доходность составит 1630,08 руб. (1800 руб. x 1,132 x 0,8).

За месяц базовый доход будет равен 195 609,6 руб. (1630,08 руб. x 120 кв. м). Соответственно за налоговый период он составит 586 828,80 руб. (195 609,6 руб. x 3 мес.).ООО «Лютик» за II квартал 2006 года должно заплатить ЕНВД в размере 88 024,32 руб. (586 828,80 руб. x 0,15).

Чем дальше от Москвы – тем выгоднее

Давайте проверим, насколько действенна стимуляция розничной торговли в малонаселенных пунктах путем установления пониженных коэффициентов К2. Для этого воспользуемся условиями приме- ра 3, только магазин перенесем в населенный пункт «Маленький» Коломенского района с количеством жителей 328 человек по состоянию на 1 января 2006 года (п. 1 примечаний к приложению 3 закона № 150/2004-ОЗ).

Пример 4

Коэффициент К2 будет равен 0,2 (приложение 3 к закону № 150/2004-ОЗ). Скорректированная базовая доходность – 407,52 руб. (1800 руб. x 1,132 x 0,2). Базовый доход за месяц составит 48 902,40 руб. (407,52 руб. x 120 кв. м). Доход за налоговый период – 146 707,20 руб. (48 902,40 руб. x 3 мес.).

Размер налога, подлежащего уплате ООО «Лютик» в населенном пункте «Маленький» за II квартал 2006 года, будет равен 22 006,08 руб. (146 707,20 руб. x 0,15). Таким образом, ЕНВД стал меньше в четыре раза, или на 66 018,24 руб.

Обратите внимание: если магазин будет расположен в населенном пункте «Маленький», но вдоль федеральных дорог общего пользования, то применяют корректирующий коэффициент К2, установленный в графах 2, 5, 8 и 11 таблицы приложения 1 (п. 3 примечания к приложению 3). Так что в этом случае не будет никаких пониженных коэффициентов.

И. Зевакина, аудитор

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное