Минфин избавит фиры от налогового бремени

Минфин избавит фиры от налогового бремени

13.07.2006

Уменьшить выкупную стоимость земли под приватизированными предприятиями, освободить вмененщиков от обязанности применять кассы, перейти от разрешительного порядка возмещения НДС экспортеров к заявительному... Это не мечты бухгалтеров, а лишь неполный перечень предложений Минфина по снижению налоговой нагрузки, которые правительство одобрило в конце мая.

Налоговые претензии бизнеса и власти

— Достижение успеха в обеспечении благоприятного климата в стране невозможно без обоюдной ответственности бизнеса и государства, — заявил Михаил Фрадков, открывая заседание кабинета министров 18 мая.

Председатель правительства подчеркнул, что частный бизнес должен нести ответственность перед партнерами, потребителями и населением, а государство обязано создавать комфортные условия для работы бизнесу. Согласно докладу министра финансов Алексея Кудрина, в 2007 году налоговая нагрузка уменьшится на 204,2 миллиарда рублей.

Главное внимание, по мнению чиновников, должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования. Они необходимы, с одной стороны, для того, чтобы не было лазеек для уклонения от налогов из-за недоработок в законодательстве. С другой стороны, подобные меры обеспечат законные права компаний, защитят их от неправомерных требований налоговиков.

Напомним, что соответствующий законопроект о налоговом администрировании, подготовленный при участии предпринимательских объединений, уже был принят в конце прошлого года Госдумой в первом чтении. Сейчас чиновники вносят многочисленные поправки. В свою очередь Минфин разрабатывает свою налоговую политику на ближайшие три года.

Итак, начиная с 2007 года в соответствии с законом № 58-ФЗ от 6 июня 2005 г. организации получат право в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Эти меры помогут сохранить в распоряжении предприятий в 2007-м дополнительные значительные средства.

Об акцизах замолвили слово

В отношении акцизов на нефтепродукты Минфин предлагает с 2007 года отказаться от сложной «зачетной» системы уплаты, когда налогом облагают покупку бензина фирмами, у которых есть свидетельство на работу с нефтепродуктами. Алексей Кудрин считает, что нужно вернуться к действовавшей ранее уплате акцизов предприятиями — производителями нефтепродуктов, то есть сохранить такой порядок только в отношении прямогонного бензина. Правда, некоторые эксперты довольно скептически относятся к подобному предложению.

— В настоящее время установлены две ставки акцизов на бензин. Первая — с октановым числом до 80 включительно, вторая — выше, — говорит руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. — Чиновники предполагают дифференциацию ставок по второй группе бензина, вместо которой появятся две-три группы. Разумеется, это будет сопровождаться общим повышением ставок акцизов, следовательно, и цен на бензин, особенно с высоким октановым числом.

Не обделили вниманием алкогольный и табачный вопросы. В 2007—2009 годах в порядок уплаты акцизов будут внесены некоторые уточнения, связанные с новым механизмом контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС. — Прим. ред.). В частности, пока не выяснены технические вопросы по поводу налогов товаров в аэрозольной упаковке, в том числе парфюмерии.

По акцизам на табак чиновники уверены, что нужно сохранить существующую систему комбинированных ставок по сигаретам. Однако Минфин предлагает исчислять процентную ставку акцизов на сигареты не с отпускной цены производителя, а с розничной цены сигарет в торговой сети. Это нужно для того, чтобы бороться с искусственным занижением отпускной цены на сигареты предприятиями-производителями.

Больная мозоль НДС

В отношении резкого снижения ставки НДС, вокруг которого ведут бурные дискуссии как чиновники, так и представители бизнеса, правительство пока на реформы не готово. Как следует из доклада Минфина, вернуться к этому вопросу можно будет не ранее 2008 года. После того, как будут видны результаты уже вступивших в силу налоговых реформ в отношении взимания НДС.

Зато чиновники решили перейти от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами. По мнению Кудрина, эта мера позволит решить проблему систематической задержки в возмещении НДС.

— Чтобы вернуть НДС с экспорта сейчас по каждой поставке, бухгалтеры должны пройти через массу искусственно созданных препят-ствий, — считает главный бухгалтер Михаил Цалапов. — Они представляют всю первичную документацию по каждой операции, проходят встречные проверки, собирают дополнительные документы на таможне. И все это в короткие сроки, а чиновники, конечно, очень заняты, и у них нет времени для нас. Более того, в газетах объявлений предлагают услуги по возврату экспортного НДС за определенный процент. А что такое невозвращенный НДС для предприятий машиностроения? Это завышенная цена и, как следствие, неконкурентоспособность на мировых рынках. Поэтому система реального возмещения НДС по экспорту — весьма положительный и прогрессивный факт. Это лишение почвы для коррупции. И хорошо бы, чтоб задуманное воплотилось в жизнь.

Помимо прочего чиновники планируют создать систему управления рисками. Например, в платежных поручениях хотят ввести отдельную строку «НДС-платеж» и тем самым обязать банки передавать информацию о суммах и контрагентах расчетов налоговикам. Эти предложения сейчас прорабатывают Минфин и Центробанк. Это поможет бороться с различными, в том числе криминальными, способами уклонения от уплаты НДС и его незаконного возмещения.

НДФЛ и ЕСН доработки не нужны

Что касается налога на доходы физических лиц, то он, по оценке Минфина, оправдал себя и не требует серьезных изменений. Тем не менее в 2007 году будет некая корректировка. В частности, министр финансов считает, что нужно увеличить существующие социальные налоговые вычеты на обучение и лечение до 50 тысяч рублей. Сейчас каждый из таких вычетов ограничен суммой 38 тысяч рублей ежегодно (такой уровень установлен с 2004 года). Кроме того, для развития добровольного медицинского страхования можно будет учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы на оплату лечения, но и взносы страховым организациям по договорам ДМС.

В отношении единого социального налога также радикальных шагов не предвидится. Любопытно, из доклада Минфина следует: прогнозируемые поступления от этого налога в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования выполнены. Однако, несмотря на то что все еще нет видимого результата от понижения ставки ЕСН, Минфин не отчаивается. «По нашему мнению, этот эффект реально должен проявиться в 2006—2007 годах», — говорится в докладе.

Что касается бизнеса, то его представители придерживаются другого мнения. Сопредседатель общественной организации малого и среднего бизнеса «Деловая Россия», президент Ассоциации легкой и текстильной промышленности «Восток-Сервис» Владимир Головнев считает, что ЕСН все еще слишком высок.

— Я сторонник сокращения ЕСН, так как это позволит бизнесу полностью выйти из тени. И хотелось бы, чтобы налоги носили не уравнительный характер, как у нас, а именно регулирующий. То есть если невооруженным глазом видно, что та или иная отрасль находится в тяжелом состоянии — например, текстильная промышленность, — то почему бы не пойти навстречу и поддерживать лучше свою промышленность, а не китайскую. Другими словами, важно, чтобы налоги носили не просто фискальные функции, а именно регулирующие.

На заседании также не обошли вопрос по совершенствованию налогообложения имущества. Алексей Кудрин предложил ввести налог на недвижимость взамен существующих земельного, на имущество организаций и физических лиц. По прогнозам чиновников, это будет реально уже после 2009 года.

Реформа подходит к концу

В целом авторы доклада констатируют, что «налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования». Фрадков утвердил трехлетнюю программу по налоговой политике, однако считает, что предложения еще не до конца проработаны. Также зампредседателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков находит эти меры недостаточными для достижения реального эффекта.

— Что касается налога на прибыль, то следует более детально говорить об улучшении механизмов амортизации и порядке определения налоговой базы. Здесь очень много внутренних противоречий. Нужно реформировать ЕСН, вернуть такое понятие, как инвестиционная льгота. Ничего этого не сделано, — заявил представитель РСПП. — Процесс обсуждения поправок близится к завершению лишь по срокам, но не по сути. Никакие налоговые послабления без решения этой проблемы просто не сработают, — заключил Беляков.

Руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров:

— Существующий в настоящее время порядок возмещения НДС создает препятствие, особенно небольшим фирмам, во внешнеэкономической деятельности. В результате компания, желающая провести экспортную операцию, должна выбрать один из вариантов поведения. Например, не использовать нулевую ставку, а заплатить по обычной 18-процентной. Соответственно НДС может быть уплачен либо за счет поставщика, либо за счет самого экспортера. Можно разделить налог между ними. В результате цена для импортера может оказаться завышенной по сравнению с другими российскими поставщиками, которые применяют ставку НДС 0 процентов, либо норма прибыли экспортера будет невелика.

Есть другой вариант: заявить ставку НДС 0 процентов и при этом потратить деньги и время на юристов и судебные разбирательства, которые завершатся через год-полтора после подачи декларации. Только тогда можно будет зачесть налог. Ну и последний вы-ход — осуществить поставку через традиционного экспортера, оставив ему часть дохода в виде «комиссионных» за проведение через себя экспортной операции.

Либерализация процедуры возмещения экспортного НДС, безусловно, активизирует экспортную деятельность.

В 2007 году налоговая нагрузка снизится на 204,2 млрд рублей. В том числе налоговые поступления в федеральный бюджет уменьшатся на 169,3 млрд рублей, в региональные бюджеты — на 4,9 млрд рублей.

В 2008—2009 годах налоговая нагрузка снизится на 17,3 млрд рублей. В том числе поступления в федеральный бюджет уменьшатся на 15 млрд рублей, в региональные бюджеты — на 2,3 млрд рублей.

Марина Басович

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное