От оптимизации до конфискации

От оптимизации до конфискации

11.07.2006 распечатать

Оптимизация налогообложения или умышленный уход от налогов? Казалось бы, совершенно разные вещи, а грань между ними практически стерта. Как с успехом пользоваться первой категорией и не попасть под статью, думает каждый второй бухгалтер. Прошедшая 18 мая практическая конференция «Налоговая безопасность бизнеса» была посвящена именно этим вопросам.

Налоговые проблемы легче предотвратить, чем разрешить — так считает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. Он рассказал, на чем необходимо акцентировать внимание, чтобы избежать административного наказания, и как обеспечить налоговую защиту предприятия правовыми средствами.

— К сожалению, не существует волшебной палочки, которая позволит фирме спастись от многочисленных проверок. Однако даже в сегодняшних непростых экономи-ческих и административных условиях есть определенные возможности для защиты бизнеса. Одна из главных причин налоговых рисков — противоречивость российского налогового законодательства. Довольно часто даже опытные аудиторы и налоговые консультанты не могут понять, что имел в виду законодатель. Тем более когда в разных законах отражена принципиально отличная позиция по одному и тому же вопросу.

Другой немаловажный фактор — налоговая политика отечественных властей. По мнению Зарипова, государство снижает налоги, но при этом ужесточает налоговый контроль.

— Нельзя не признать, что в последние годы номинальные ставки налогов действительно были снижены и налоговое бремя на первый взгляд вполне приемлемо для ведения предпринимательской деятельности, — отметил докладчик. — Более того, возможно, оно будет снижаться и в дальнейшем, но мы должны понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Иными словами, государство обязано решать задачу наполнения бюджета, а значит, если налоги станут меньше, собирать их будут активнее и жестче.

По своей сути налоговые службы должны обеспечивать контроль за соответствием того или иного обжалуемого акта законодательству. Но на деле приоритетным направлением развития отечественной налоговой системы является наполнение бюджета. Эту истину, давно знакомую всем бухгалтерам, напомнил генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации Александр Борисов:

— За последние пять лет в Налоговый кодекс были внесены 70 изменений, однако перемен к лучшему так и не прои- зошло. Вместо того чтобы использовать налоговую систему как регулирующий инструмент для развития экономики, сейчас, к сожалению, превалирует только функция сбора налогов. До сих пор есть лишь одна точка зрения — налоговики всегда правы. Сотрудники этой службы стремятся любыми силами и средствами достигнуть своей цели, невзирая на последствия для бизнеса и имиджа страны. Хотя по тому же Налоговому кодексу бизнес и налоговые инспекторы одинаковы в своих правах и имеют возможность равноправного диалога.

По словам Борисова, при ММБА существует рабочая группа с участием представителей бизнеса, которая в данный момент готовит ряд предложений по налоговому законодательству. Борисов также отметил, что ряд поправок, регулирующих эту сферу, содержится в законопроекте по налоговому администрированию, ожидающем второго чтения. Правда, Вадим Зарипов считает, что коренным образом ситуация не изменится, даже если закон когда-нибудь и примут.

У судей своя дубинка

Особую роль, по мнению участников конференции, играют суды. Как органы государственной власти, они не всегда способны адекватно защищать права налогоплательщиков, отмечает Вадим Зарипов.

— Это может быть вызвано недостаточной профессиональной подготовкой судей, недопониманием специфики рынка. Кто-то старается перестраховаться в своих решениях, кто-то насторожен и запуган. В моей практике были случаи, когда судьи по своей инициативе применяли к тем налогоплательщикам, которые пришли к ним за защитой, статью 169 Гражданского кодекса и взыскивали с компании все, что было получено по спорной с точки зрения фирмы сделке. Фактически судья достал своеобразную дубинку и отходил ею компанию. После этого налогоплательщик не стал больше никуда жаловаться, а с радостью заплатил все налоги, пени и штрафы. Может быть, именно поэтому в прошлом году налогоплательщики отказались от своих требований к налоговым инспекциям на общую сумму 28 миллиардов рублей.

Поведал Вадим Зарипов и об основных налоговых рисках. По его словам, в основном это банальное доначисление налогов и пеней, которые фирмы платят за счет чистой прибыли. Серьезным налоговым риском являются штрафы, говорит он.

— Налоговики могут взыскать от 20 до 80 процентов от суммы недоимки. В апреле Федеральная налоговая служба выпустила письмо, в котором сказано: если поставщики какого-то предприятия не уплатили свой НДС в бюджет, а впоследствии будут выявлены достаточные признаки взаимосвязи или взаимозависимости между ними, налоговая обязана взыскать штраф в размере 40 процентов от суммы недоимки за умышленное уклонение от уплаты налога. При повторном выявлении нарушения размер штрафа увеличивают в два раза на основании Налогового кодекса.

Кроме того, организация довольно легко может лишиться приобретенного по сделке имущества. Властям для этого достаточно признать сделку безнравственной. Правда, в Администрации Президента и Госдуме еще не решили, стоит ли вносить поправки в статью 169 Гражданского кодекса. Несмотря на многочисленные обещания чиновников изъять морально-этические нормы из законодательства, пока этого не произошло, и бухгалтеру следует брать это в расчет, так же как и термин «недобросовестность».

Юрисконсульт Группы компаний «Градиент Альфа» Константин Проничев считает, что данное понятие часто заменяет необходимость доказывать совершение налогового правонарушения. Сегодня большинство компаний используют оптимизацию налогообложения, то есть попадают в эту категорию автоматически. Впрочем, «презумпцию добросовестности» никто закреплять документально не хочет, ведь это тоже морально-этическое определение.

— Между тем представление о нравственности и безнравственности у каждого человека свое, — подчеркивает Зарипов. — А значит, инспекторы могут признать любую совершенную фирмой сделку аморальной.

Хотя бухгалтерам не стоит волноваться раньше времени. Судебная статистика неумолима. Лишь 10 процентов дел выигрывают налоговики, остальные 90 — фирмы-налогоплательщики.

Страховка вашими руками

Чтобы избежать проблем с налогами, необходимо создавать на фирме систему налоговой безопасности. Одним из основных ее элементов является налоговое прогнозирование. Например, моделировать будущие ситуации на основе приоритетных направлений налоговой реформы на 2007—2009 годы. Нужно понимать, каким образом уменьшать налоговые выплаты. То есть определить правовые пределы налоговой оптимизации, советует Вадим Зарипов.

— Разумеется, можно попытаться максимально скрыть признаки взаимосвязей между головной и дочерними компаниями или поручить управление такими фирмами своим друзьям и знакомым. Но следует иметь в виду, что это неформальный контроль за финансами и в один прекрасный момент друзья могут заявить о своем праве собственности на вверенное им имущество. В этой ситуации фирма рискует остаться без каких бы то ни было юридических средств защиты перед налоговиками. Определяя правовые пределы, надо принимать во внимание, что ФНС уже обозначила свою позицию, в соответствии с которой в ближайшие год-два инспекторы будут разбираться с оптимизацией уплаты налогов внутри страны. А значит, давление на налогоплательщиков возрастет.

Ему вторит и заместитель генерального директора по финансам ООО «Фармстандарт» Елена Архангельская. Она подробно остановилась на том, что такое налоговое планирование:

— Это совокупность действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов компании, регулирующих величину и структуру налоговой базы. Они оказывают влияние на эффективность управленческих решений и обеспечивают своевременные расчеты с бюджетом.

Елена особо отметила пределы налоговой оптимизации, заострив внимание на пункте 3 статьи 17 Конституции и статьях 10, 169 и 421 Гражданского кодекса. При налоговом планировании можно пользоваться тремя методами: классическим, противозаконным и оптими-зационным. Использование первого предполагает, что все происходит как обычно, все положенные налоги уходят в бюджет и сэкономить невозможно. Второй вариант сулит определенные сложности с правоохранительными органами, поскольку, чтобы не платить в бюджет, преступить закон все-таки придется. При третьем платежи в бюджет минимизируют, а фирме со стороны инспекторов ничего не грозит. Рассмотрим этот путь подробнее.

Налоговое планирование — это составная часть общего финансового планирования, отмечает Архангельская. Оценивать каждую сделку нужно не только по экономическим, но и налоговым последствиям. То есть минимизировать налоговые риски, о которых говорилось выше. Для этого необходимо тщательно оформлять документы по каждой сделке и правильно отражать операции в бухгалтерском учете.

Оптимизация бывает как одноразовая — использование налоговой схемы для конкретной сделки, так и постоянная.

При этом налоговые схемы разрабатывают регулярно, их отражают в учетной политике и документообороте фирмы. Напоследок Елена Архангельская пояснила, как вести налоговое планирование. Бухгалтерам необходимо:

  • исследовать действующее законодательство;
  • анализировать налоговые проблемы и судебные решения;
  • изучать опыт и налоговые схемы партнеров и конкурентов;
  • консультироваться с аудиторами и налоговиками;
  • повышать квалификацию и обучать персонал.

Елена Березина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.