Как декларациям не «зависнуть» в проводах

Как декларациям не «зависнуть» в проводах

12.07.2006 распечатать

Есть один способ вовремя сдать декларацию без очередей и с минимумом энергозатрат, то есть буквально не выходя из офиса. А именно отправить отчетность в электронном виде. Но и здесь возможны неожиданности. О неприятностях, связанных с таким способом, Минфин написал отдельное письмо от 24 апреля 2006 г. № 03-02-07/1-106.

Даешь электрификацию!

Ни для кого не секрет, что личное присутствие в налоговой в «разгар сезона» – удовольствие не для слабонервных. Именно поэтому большинство бухгалтеров предпочитают пользоваться услугами почты или интернета. Огромный минус Федеральной налоговой службы, что не все инспекции России имеют возможность принять отчетность именно по электронной почте. Тем не менее для большинства налогоплательщиков Москвы и области этот способ доступен.

В свое время Министерство по налогам и сборам разработало и утвердило специальный документ, посвященный вопросам принятия такой отчетности, порядка ее представления и т. д. (приказ МНС от 4 февраля 2004 г. № БГ-3-06/76). Этим приказом ввели в действие регламент принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых органов деклараций и иных документов.

Формат имеет значение

Итак, отправляя документы по телекоммуникационным каналам связи, не забывайте, что контролеры должны подтвердить получение. То есть они обязаны передать вам квитанцию о приемке. Сделают они это также в электронном виде, но только после проверки соблюдения требований к оформлению документов. Данные требования установлены в пунк- тах 3.4.1 и 3.4.2 регламента. В них определено, что все поступающие таким образом декларации проходят обязательный программный контроль. Он заключается, в частности, в подтверждении подлинности электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) отправителя. Формат тоже имеет значение, то есть в первую очередь проверять будут по этим двум основаниям.

Затем в течение суток налоговики вышлют вам протокол входного контроля, в котором может быть указано несоответствие деклараций требуемому формату. Будьте внимательны, такое сообщение считают уведомлением о необходимости представить исправленные документы в срок, определенный инспекцией. Если же вы не получили в течение указанного времени протокол и квитанцию, обязательно сообщите об этом в ИФНС и при необходимости продублируйте отправку.

Сеть к вашим услугам

Электронная отчетность имеет такую же юридическую силу, как и представленная на бумаге. Это означает, что данные документы являются подлинниками и их можно использовать в качестве доказательств в суде. Точно так же они будут иметь значимость при рассмотрении споров в досудебном порядке (например, в вышестоящей организации).

Днем представления декларации, как и в «почтовом» варианте, будет день отправки. Такой порядок прописан в Налоговом кодексе. Дата должна быть зафиксирована в подтверждении специализированного оператора связи (п. 3.2 регламента). Но обратите внимание, что, согласно Методическим рекомендациям, утвержденным приказом МНС от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@ (с полным текстом документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс), документ считают представленным только в том случае, если отправитель получил это самое подтверждение оператора связи (п. 6.10).

«Там собрался у ворот этот, как его? Народ...»

В письме Минфина от 24 апреля 2006 г. № 03-02-07/1-106 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик отправил декларацию по телекоммуникационным каналам связи, но инспекция не успела выслать подтверждение. На компанию наложили штраф по статье 119 Налогового кодекса за несвоевременное представление документов.

Фирма поинтересовалась в финансовом ведомстве о правомерности такого решения. Ответ обнадежил не только данную компанию. По мнению авторов письма, в таком случае применять указанную статью неправомерно, так как нарушение – это виновно совершенное деяние. А при рассматриваемых обстоятельствах налогоплательщик не несет ответственности.

Кстати, ФНС обращает внимание нижестоящих инспекций на соблюдение законодательства при получении отчетности в таком виде. Разница в представляемых документах у малых фирм и крупных организаций огромная. Поэтому первым разрешено не отправлять и в электронном виде некоторые отчеты (Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств). Безусловно, это возможно только в том случае, если соответствующие данные отсутствуют. Кроме того, забота о налогоплательщиках выражается также в напоминании территориальным инспекторам о неправомерности требовать документы, не предусмотренные нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности (письмо ФНС от 31 марта 2005 г. № ММ-6-01/247@).

ФНС разъясняет

В распоряжении «Московского бухгалтера» оказалось свежее послание УФНС по г. Москве, в котором инспекторы объясняют столичным бухгалтерам условия доступа к лицевому счету по телекоммуникационным каналам связи. В нем есть весьма интересные моменты, которые будет полезно узнать финансовым работникам.

С начала этого года Управление ФНС по г. Москве ведет активную работу по разъяснению преимуществ сдачи отчетности через интернет. На данный момент с двумя специализированными операторами связи уже заключены соглашения по разработке и внедрению систем электронного документооборота. Сегодня более 30 тысяч налогоплательщиков представляют отчетность в московские инспекции в электронном виде, и количество подключившихся ежемесячно растет.

Управление ФНС по г. Москве заявляет: компании, сдающие отчетность через интернет, могут получить доступ к своему лицевому счету в режимах off-line и on-line. В обоих случаях бухгалтеру в автоматическом режиме поступает информация об уплаченных налогах, начисленных штрафах и пенях (если они имеются) по каждому налогу.

В режиме on-line фирма просматривает карточку своего лицевого счета с использованием обычного web-броузера. Для того чтобы попасть в раздел лицевого счета, бухгалтер авторизуется с помощью ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Этот ключ нужно получить в удостоверяющем центре специализированного оператора связи. При этом пользователь может попасть только в свой раздел базы. Доступа в чужой у него нет, равно как никто другой не увидит его раздел. Далее бухгалтер осуществляет навигацию по своему разделу так же, как по любому интернет-сайту, и получает информацию в режиме реального времени.

В режиме off-line компания для того, чтобы получить данные со своего лицевого счета, формирует запрос в виде текстового документа в формате, утвержденном налоговой службой. Затем документ необходимо подписать электронно-цифровой подписью, зашифровать его и отправить по электронной почте, предоставленной оператором. Данный запрос приходит в инспекцию в автоматическом режиме. Однако сначала его расшифровывают с помощью специального программного обеспечения, проверяют ЭЦП налогоплательщика и (если все в порядке) формируют запрос в базу данных налоговой службы. После получения ответа из базы данных составляют документ в требуемом формате, подписывают ЭЦП налогового органа, шифруют и отправляют в адрес компании по электронной почте. Таким образом, между отправкой запроса и получением ответа проходит некоторое время. Такие задержки и характеризуют режим off-line.

мнение

Алексей Ермолов, директор по развитию бизнеса компании ЗАО «Расчетный центр “ПРАКТИК”»:

«При сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи все декларации и отчеты отправляют только в электронном виде. Это позволяет инспекторам своевременно и оперативно регистрировать и обрабатывать представленные документы. Как следствие – снижение числа ошибок по сравнению с вводом данных в базу инспекций ФНС вручную. В результате этого у фирмы появляется возможность в кратчайшие сроки в режиме реального времени получать информацию о состоянии своих расчетов с бюджетом. Кроме того, бухгалтеру не нужно следить за изменениями форматов налоговых деклараций, так как все нововведения появляются автоматически через интернет».

Т. Бартенева

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.