Зарплаты в конвертах тянут на дно. Избавьтесь от них, чтобы не утопить фирму

Зарплаты в конвертах тянут на дно. Избавьтесь от них, чтобы не утопить фирму

11.07.2006 распечатать

Апрель и май ознаменовались для ряда столичных фирм новой волной проверок. В этот раз налоговики не брали в расчет ни «массовые адреса», ни «номинальных директоров», ни обанкротившиеся банки. Камнем преткновения между бухгалтерами и ФНС стала зарплата сотрудников, а точнее, ее размер.

«Маловато будет!»

Под таким лозунгом сегодня работают столичные налоговые инспекторы. Федеральная налоговая служба заварила кашу уже давно. Еще 22 марта глава ФНС Анатолий Сердюков на «правительственном часе» в Госдуме сообщил, что его ведомство начало борьбу с фирмами, выплачивающими сотрудникам «серую» зарплату.

Тогда же он озвучил интересную статистику. Согласно ей, треть всех отечественных зарплат работники получают нелегально — «в конвертах». Смириться с тем, что налог на доходы физических лиц с этих денег не идет в казну, а оседает в карманах граждан, налоговикам довольно трудно. Поэтому в столице, впрочем, как и в других регионах, в начале апреля при УФНС заработала специальная Комиссия по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда. В нее вошли представители ФНС, столичного правительства, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, Министерства внутренних дел и прокуратуры. Кстати, при каждой московской налоговой инспекции создана рабочая группа этой комиссии.

Комиссия вплотную занялась компаниями, где уровень оплаты труда ниже МРОТ. Кроме этого ее представители потихоньку приглядываются к фирмам, в которых оклады работников меньше прожиточного минимума. Столичное УФНС сообщило «Московскому бухгалтеру», что инспекторы разработали порядок автоматизированного отбора и мониторинга фирм с низкими зарплатами. На начало года налоговики выявили в Москве

42 901 организацию, где уровень зарплаты меньше прожиточного минимума, установленного для столицы: 4815 рублей. Кроме того, еще на 15 615 предприятиях зарплата ниже 1100 рублей — минимального размера оплаты труда. В частности, последних ждет наиболее суровое наказание. Например, налоговики смогут остановить финансово-хозяйственную деятельность организаций, зарплаты на которых не достигают МРОТ. Это указано в официальном сообщении УФНС, которое оказалось в распоряжении «Московского бухгалтера».

Весеннее обострение

Несмотря на то что выявлять организации, работающие по «теневым» зарплатным схемам, налоговики начали еще в январе, сейчас их деятельность активизировалась. Руководителей предприятий с низкими зарплатами сотрудников начали вызывать в районные инспекции для доверительных разговоров. Вот что рассказала нам главбух одной столичной фирмы Анна Коваленко:

— Позвонили из налоговой, попросили директора прийти на следующий день в инспекцию к 11.00. Поскольку он был в командировке, пришлось ехать мне. Прибыла на место за десять минут до назначенного времени. Меня проводили в зал, где уже сидели несколько человек. В итоге нас собралось около 15. Ровно в 11.00 пришел руководитель налоговой инспекции и начал читать лекцию. Сообщил о том, что сверху в налоговую пришли списки фирм, у которых зарплаты ниже прожиточного минимума. Все собравшиеся попали в перечень. Руководитель прямо объяснил, что его задача — собрать налоги и пополнить казну, поэтому так просто от нас не отстанут. Пообещал нам звонить, писать и приглашать каждую неделю на беседы, пока не поднимем зарплаты. Если все это не поможет, «будут вызывать в УФНС, там поговорят уже по-другому».

Передав все услышанное начальнику, главбух с директором решили поднять сотрудникам оклады до 5000 рублей. Впрочем, поступили они достаточно хитро. Прожиточный минимум покрыт, налогов в бюджете прибавилось на копейки, зато отстали налоговые инспекторы. Старший аудитор Группы компаний «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова полагает, что в легализации заработной платы есть свои плюсы:

— Интересы работника в большой «белой» зарплате прежде всего связаны с накоплением средств на пенсионном счете. Большую роль играет и увеличение платежеспособности, дающее возможность получить кредит в банке. Работодатель же, увеличив официальную зарплату, освободит себя от повышенного внимания со стороны и налоговиков, и трудовой

инспекции. Кроме того, в соответствии с трудовым законодательством материальная ответственность работника равна его среднемесячному заработку. Следовательно, увеличивая официальный заработок, работодатель тем самым страхует себя, поднимая имущественную ответственность работника за возможный нанесенный ущерб. Ну а разница в увеличении единого социального налога частично компенсируется уменьшением налога на прибыль. Ведь налогооблагаемая выручка будет уменьшена на величину возросших расходов на оплату труда.

Откуда что берется

Руководитель Управления аудита Группы компаний «Градиент Альфа» Светлана Тищенко считает, что нельзя забывать и о минусах легализации заработной платы:

— Общая сумма налогов для работодателя вырастет, да и работникам придется платить больше НДФЛ. Причем под удар, как обычно, попадут наименее обеспеченные слои населения, которые не могут приобретать, например, недвижимость, чтобы потом использовать свое право на получение вычета по НДФЛ.

Увеличение зарплат на фирмах, штат которых составляет всего несколько человек, не сильно отразится на деятельности организации. Зато перед предприятиями, численность работников на которых превышает несколько десятков, вопрос стоит достаточно остро. Бухгалтер Ольга Куренкова поведала о своей ситуации:

— Моему работодателю принадлежит несколько торговых точек на столичных рынках. Работают в основном приезжие — торгуют фруктами и овощами. Те рады любой копейке, тем более если не платить с нее налоги. Подняв уровень зарплаты, мы сядем считать убытки. Большинство продавцов просят выдавать им зарплату «в конверте». Получив отказ, они сразу уйдут к более сговорчивым хозяевам. Кстати, я не совсем понимаю, почему мы заинтересовали налоговиков, ведь зарплаты у нас выше МРОТ, как и должно быть по закону. Про то, что ориентироваться надо на прожиточный минимум, я даже и не знала.

Действительно, почему за константу принят прожиточный минимум, а не МРОТ, для многих бухгалтеров загадка. Впрочем, на пресс-конференции 10 мая руководитель столичного департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев пролил свет на эту темную ситуацию. Он напомнил про трехстороннее соглашение на 2006 год, подписанное 28 ноября прошлого года московским правительством, объединениями профсоюзов, промышленников и предпринимателей (работодателей). (Текст соглашения смотрите в справочной правовой базе Консультант-Плюс.) Именно в нем указана минимальная сумма выплат работнику, отработавшему месячную норму. С 1 мая 2006 года она составляет 4,1 тысячи рублей, а с 1 сентября ее поднимут до 4,9 тысячи рублей.

В самом деле размер прожиточного минимума вполне укладывается в указанный интервал. Удивительно, но многие бухгалтеры о соглашении и не слышали. Только сути это не меняет, отмечает Вышегородцев. По его словам, если предприятие официально не отказалось от условий соглашения, то оно автоматически считается с ними согласным. То есть на фирму в полной мере распространяются все права и обязанности, прописанные в соглашении.

Однако не исключено, что, подняв зарплаты сотрудникам, компании не избавятся от претензий налоговых органов. Директора фирмы Андрея Иванова инспекторы пообещали не только в управление вызвать, но и ящик для анонимных писем от работников поставить.

— Не знаю только, кто сам на себя будет писать, что НДФЛ не платит. Но даже если жалоб не будет, мне кажется, от фирмы не отстанут. Замучают внеочередными проверками. Приходить пообещали, пока платить больше не станем. Кстати, мне знакомый рассказал, что после того, как все поднимут зарплату до прожиточного минимума, ФНС начнет рассматривать зарплаты по отраслям. Тут уже ни на какие цифры ориентироваться не надо будет. То есть «попасть» может каждая не понравившаяся инспектору организация.

Это подтвердила «Московскому бухгалтеру» и начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ московского УФНС Мария Правдина:

— Несмотря на то что сегодня за основу при проверке налоговые инспекторы берут МРОТ, отраслевую деятельность фирмы также учитывают.

Подводя итоги

Поразительных результатов налоговикам удалось достичь практически сразу. По словам Анатолия Сердюкова, руководители ряда столичных фирм после доверительных бесед в межведомственной комиссии повысили официальные зарплаты своим работникам в 8—10 раз.

В московском Управлении ФНС сообщают, что заседания межведомственной комиссии и рабочих групп при инспекциях проходят не реже двух раз в месяц. С момента ее создания рассмотрено 524 организации. Их вызывали на заседания комиссии «пожурить» за низкие оклады. Среди них строительные фирмы, предприятия игорного бизнеса, торговли и других прибыльных областей экономики. В результате почти 400 руководителей фирм сообщили о решении повысить зарплату сотрудникам в ближайшее время, а свыше 70 еще до вызова «на ковер» подняли оклады по собственной инициативе.

Порывы руководителей легко объяснимы. Ведь в компании, не подчинившиеся требованиям налоговиков, начнут с завидной регулярностью наведываться проверяющие. Причем кроме инспекторов ФНС нагрянут и силовики, а у них полномочий несоизмеримо больше. Об этом сказано в послании ФНС, о котором шла речь выше.

Впрочем, по мнению налоговиков, сотрудники сами должны быть заинтересованы в легальных зарплатах. Например, заместитель руководителя столичного УФНС Галина Суворова сообщила «Московскому бухгалтеру» свое мнение по данной проблеме. По словам чиновницы, зарплата «в конвертах» — большой бич нашего общества.

— Сотрудникам необходимо платить реальную зарплату, то есть показывать ее во всех документах и перечислять с нее налоги. То, что удается сэкономить сегодня, скажется на будущем людей, которые работали в фирмах. Это повлияет на размер пенсии, оплату больничного листа. Ведь эти суммы выплачивают из бюджета.

Несмотря на это, большинство сотрудников фирм с низкими «белыми» зарплатами не горят желанием платить в несколько раз больший НДФЛ. Заинтересованы в высокой зарплате пока лишь те, кому нужна справка о доходах. Например, в банк, чтобы дали кредит, или в налоговую инспекцию, чтобы оформили социальный налоговый вычет на лечение или образование.

Сегодня ситуация, когда «и волки сыты, и овцы целы» сложилась лишь в Подмосковье. Налоговыми проверками фирмы пока не донимают. Естественно, ведь согласно Московскому областному трехстороннему (региональному) соглашению на 2006—2008 годы, зарплаты в Подмосковье на порядок выше, чем в столице. Документ был заключен между московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области еще 10 ноября прошлого года. Согласно ему, в первом полугодии этого года работодатели обязуются довести размер среднемесячной зарплаты сотрудников до 13,5 тысячи рублей, а в V квартале — уже до 15 тысяч рублей.

К СЛОВУ ПРИШЛОСЬ

Интересно, что заработная плата во многих бюджетных учреждениях также не дотягивает до прожиточного минимума.

В частности, официальная зарплата налогового инспектора колеблется от 2000 до 3000 рублей. Милиционер получает в среднем 3000—4000, а оклад судебного пристава и вовсе смехотворен. Минимальная ставка составляет 600 рублей.

— С 1 мая ежемесячный федеральный МРОТ составляет 1100 рублей. Без сомнений, зарплата сотрудника, отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего все трудовые обязанности, не может быть ниже этой цифры. Впрочем, регион вправе установить более высокий размер МРОТ, если не будет получать дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Согласно приложению 14 к Закону от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», Москва в список дотационных субъектов не внесена. Это значит, что столичные власти вправе устанавливать более высокий размер МРОТ, нежели федеральный. Но только если примет соответствующий закон, однако до сих пор такой закон не принят. Казалось бы, нет закона — нет проблемы. Тем не менее существует Московское трехстороннее соглашение. Оно относится к правовым актам, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений (ст. 45 ТК). Именно обязанность применять данный документ и вызывает споры.

В частности, фирмы, не подписавшие документ и не входящие в московские объединения профсоюзов, промышленников и предпринимателей (работодателей), полагают, что они не должны соблюдать соглашение. Согласно статье 48 Трудового кодекса, правила документа не распространяются на тех, кто его не заключал и не присоединился к соглашению после его подписания. Обязательствам, прописанным в документе, должны следовать лишь фирмы — члены объединений работодателей, заключивших соглашение. Кроме того, принимать или нет на себя обязательства социальных партнеров — дело добровольное (ст. 3 и п. 2 ст. 13 Закона г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 «О социальном партнерстве» ). Соответственно московские предприятия, не участвовавшие в переговорах по заключению соглашения и добровольно к нему не присоединившиеся, могут брать за основу федеральный МРОТ.

В то же время к участникам соглашения могут быть причислены не только члены объединений, подписавших документ. Согласно пункту 9 статьи 9 столичного закона от 22 октября 1997 г. № 44, к соглашению автоматически присоединены все организации, письменно не заявившие в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в 30-дневный срок со дня опубликования документа.

Кстати, в соответствии с федеральным законодательством в МРОТ не включены доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. А вот в московский городской минимум оплаты труда они включены. Единого мнения по данному вопросу на сегодня нет. Таким образом, устанавливая работникам зарплату ниже регионального МРОТ, предприниматели должны быть готовы отстаивать свою позиции в суде. Вполне вероятно, что налоговики сделают попытку привлечь их к административной ответственности. На наш взгляд, установив оплату труда в размере 1100 рублей, работодатель не нарушит законодательство. Однако какую позицию займут судьи в случае возникновения спора, сказать трудно.


ПЕРЕЙТИ РУБЕЖ 1100

Несмотря на шумиху, поднятую вокруг обязательного повышения зарплат в столичном регионе до прожиточного минимума, многие руководители не спешат отказаться от начислений по «минимуму». О том, как переубедить своего директора, нам рассказала Ксения Батракова, главный бухгалтер фирмы по производству пластиковых окон.

— Сейчас, когда официально проводим только «минималку», НДФЛ с сотрудников, конечно, никто не удерживает. Я предложила отказаться от этой практики, объявив коллегам, что больше никаких зарплат «в конвертах» не будет: с 1 июня официальная сумма оплаты труда станет 5000 рублей, с нее идут налоги, все остальное — премиальные. Премиальные, конечно, по-прежнему останутся неофициальной частью зарплаты.

— А почему именно 5000 и с 1 июня, а не с мая?

— 4815 рублей тоже попадают под мониторинг налоговиков. Повышать зарплату с мая не вижу смысла, ведь отчетность нужно будет сдавать в июле. Камеральщики увидят, что мы исправились месяц назад.

— Руководитель остался доволен, что вы сэкономили ему 13 процентов, и тут же согласился?

— Что вы! Мне пришлось делать раскладку, сколько мы платим «зарплатных» налогов с оклада в 1100 рублей, сколько будем платить с 5000 и сколько получится в пересчете на всех сотрудников. Даже за минусом НДФЛ разница была чувствительной для моего руководства. Я это знала и поэтому заранее подсчитала ему «экономию» на налоге на прибыль: ведь зарплата участвует в формировании себестоимости. Тут уже отличие стало буквально в несколько процентов.

Другая москвичка — главбух холдинга Арина Пушкарева — сообщила нам, что на ее фирме переход на «белые» зарплаты стал менее удачным, чем у Ксении:

— Директор заявил мне, что налог на прибыль можно уменьшить и другими способами. Для него экономия — пустой звук, если на круг сумма налогов все равно выше.

— Перспектива вызова в администрацию округа, трудовую инспекцию его не испугала?

— Да, тогда ему уже некуда будет деваться. Только... у нас недавно было две подряд проверки трудовой инспекции. Руководство совершенно не впечатлилось.

— Проверяли уровень зарплаты?

— Нет, по жалобам. Один раз было заявление от сторожа-инвалида, которого нанимали на неделю еще осенью и недоплатили тысячу рублей. Он у нас не числился, поэтому проблем особых не было, если не считать, что пришлось готовить много копий, в том числе и по выплате зарплаты с октября 2005 года. Инспектор похихикал над нашей зарплатой, но никаких внушений по ее повышению не проводил, особенно после того, как получил презент от нашей фирмы. Вторая проверка была по другой нашей фирме: экс-гендиректор требовал вернуть трудовую книжку. Все уладили миром, но копии с зарплатных ведомостей снова пришлось готовить. Я думаю, что сейчас они лежат в инспекции как мина замедленного действия, но руководство так почему-то не считает.

Если бы не решение руководства о переводе основных средств на «чистую» фирму, так и сидела бы Арина как на пороховой бочке. Теперь же она работает с юристами над договором аренды оборудования вместе со специалистами, его обслуживающими.

— Вы решили уволить всех сотрудников?

— Нет, массовое увольнение, как и низкая зарплата, нарушает трехстороннее соглашение между администрацией округа, профсоюзами и работодателями. Решено оставить начальников и начислять им зарплату по 5000 рублей, обслуживающий персонал перевести в фирму, работающую на упрощенке. Она создана, по сути, для того, чтобы сотрудники холдинга где-нибудь числились, естественно, с зарплатой в 1100 рублей. «Выручка», необходимая для выплат и налогов, поступает из «конвертационного» центра — так наше руководство именует специалистов по перегонке наличности в безнал. Так что, даже если трудовая инспекция приостановит деятельность этой «серой» фирмы, основной бизнес никак не пострадает.

Елена Березина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.