Разведем инвестора на деньги

Разведем инвестора на деньги

06.07.2006

Привлечь дополнительный капитал на развитие бизнеса не так просто. Даже для получения банковского кредита не достаточно предъявить лишь бухгалтерскую отчетность, а что уж говорить про инвесторов.

Российскую бухгалтерскую и налоговую отчетность практически все фирмы заполняют по принципу: скрыть прибыль, чтобы не платить налог. В результате данные о реальном состоянии организации искажаются донельзя.

Вот поэтому и неудивительно, что потенциальный инвестор не доверяет официальной отчетности своего предполагаемого партнера, а для получения инвестиций требует представить данные управленческого учета и показать управленческую отчетность.

Оперативность – главное достоинство!

Не всегда доверяет официальной отчетности и руководитель. Что может он понять, глядя, например, на бухгалтерский баланс? Мало того что ему непонятно назначение большинства строк, так и сам документ к тому времени успевает устареть как минимум на месяц, а если баланс годовой, то и на все три. Например, на балансе предприятия находится квартира где-нибудь в Южном Бутово, купленная четыре года назад приблизительно за 800 000 тысяч рублей. Если теперь оценить ее по рыночной стоимости, то стоить она будет не менее 3 000 000, а вот в бухгалтерском балансе ее стоимость будет где-то 750 000 за вычетом амортизации – 300 процентов неточности! Иной пример – компьютерная техника. За сколько, по-вашему, времени устаревает купленный компьютер? Максимум года за два – а вот по российским стандартам бухучета (ПБУ) он устареет за срок от трех до пяти лет; и не раньше, то есть неточность оценки составит 50–150 процентов.

Использование непонятных, недостоверных, да еще и устаревших данных может привести только к ошибкам. Их цена для организации еще выше, если другой информации под рукой нет, а времени, необходимого для выработки правильного решения, как всегда, не хватает. Думающий руководитель это понимает и рано или поздно формулирует свои требования к управленческой отчетности и к срокам ее составления и представления ему.

Отчет в свободной форме

Каких-то специальных требований к управленческой отчетности нет, каждое предприятие имеет такую отчетность, которая с нужных сторон отражает деятельность предприятия. Однако можно выделить некоторые общие для всех организаций негласные правила раскрытия информации об активах и пассивах.

Таблица 1

Виды активов или пассивов

Порядок раскрытия информации

Недвижимость
Подтверждается регулярно публикующимися рейтингами стоимости крупнейших агентств недвижимости. Необходимо подтвердить право собственности на объект недвижимости. Также разъяснить вопрос с правом собственности на земельный участок, на котором возведен объект
Сырье, материалы, товары
Указывается по наименьшей из величин: рыночной стоимости или стоимости приобретения. Можно подтвердить только настоящими ценовыми листами и накладными от поставщиков или покупателей, имеющих на рынке известность и устойчивую деловую репутацию
Техника
Аналогично оборотным активам, но предпочтительнее учитывать по рыночной стоимости
Дебиторская задолженность
Подтверждается договорами, актами сверок, исключая задолженность дочерних и зависимых фирм, процентные ставки тоже должны быть обоснованны
Кредиторская задолженность
То же, что и кредиторская, только дополнительно раскрывается задолженность по налогам и сборам (может понадобиться акт сверки по налогам и сборам)
Выданные и полученные займы и кредиты
Проценты и суммы займов и кредитов должны быть подтверждены договорами, а сами заимодавцы и займополучатели не должны быть взаимозависимыми с вашей фирмой

Используя эти оценки, а также зная, на какие цели каждый день расходуются наличные и безналичные деньги фирмы, необходимо составить следующие документы: управленческий отчет о прибылях и убытках и управленческий баланс.

Таблица 2: Управленческий отчет о прибылях и убытках

стр.

Наименование статьи и как следует раскрывать информацию

1.
Выручка от продаж
Указывается с учетом НДС за вычетом оборотов между компаниями, связанными с отчитывающейся организацией. «Раздувание» выручки путем проведения фиктивных сделок – мошенничество.
2.
Прочие доходы
Включаются: выручка от продажи имущества, сырья, а также проценты по выданным; полученные штрафные санкции по договорам; доходы от операций с ценными бумагами.
3.
Материальные затраты
Стоимость использованного сырья или покупная стоимость реализованных товаров, затраты на электроэнергию и коммунальные услуги для производства, аренда производственных помещений. Стоимость сырья и товаров следует брать по правилам таблицы 1.
4.
Затраты по оплате труда
Указываются полные выплаты по заработной плате сотрудников, участвующих в процессе производства или продаж, включая выплаты по «серым схемам» Здесь же указывается сумма налоговых начислений на заработную плату.
5.
Управленческие расходы
Затраты на персонал, не участвующий напрямую в процессе производства: аренда офиса, коммунальные платежи, зарплата с начислениями, канцтовары. Можно назвать их накладными расходами.
6.
Затраты на продвижение и исследование рынка, PR, представительские расходы
Затраты на персонал, участвующий напрямую в продвижении товара: «коммуналка», зарплата с начислениями, канцтовары, услуги сторонних рекламных агентств. Можно включить в состав накладных расходов, но лучше все-таки показать их обособленно.
7.
Прочие затраты
Проценты по полученным займам, кредитам, расходы по операциям с ценными бумагами, налоги на имущество и прибыль, которые уплачиваются в государственный бюджет
8.
Прибыль

Обратите внимание: из затрат, так же как и из доходов, необходимо убрать все операции по фиктивным договорам, используемым для налоговой оптимизации по уплате НДС и налога на прибыль. И еще если доработать бухгалтерскую программу или создать в Excel пару электронных таблиц, то составлять управленческую отчетность можно будет вообще каждый день.

Далее составляем управленческий баланс. Данные берутся по правилам таблицы 1, а величину прибыли можно взять из таблицы 2.

Таблица 3: Управленческий баланс
Активы предприятия
На начало периода
На конец периода
Пассивы предприятия
На начало периода
На конец периода
Недвижимое имущество


Кредиторская задолженность поставщикам


Оборотные активы


Задолженность персоналу по зарплате


Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков


Займы и кредиты полученные


Прибыль отчетного периода


Займы выданные


Задолженность по налогам


Прочие пассивы


Денежные средства


Прочие активы


Собственный капитал, вложенный в бизнес.


Итого:


Итого:


Интересно, что все данные, кроме величины собственного капитала, вложенного в бизнес, вам известны, а эта величина определяется так:

  1. подсчитываются все активы и известные статьи пассивов;
  2. итоговая сумма активов и пассивов должна совпадать, поскольку Баланс есть равенство;
  3. из известной теперь общей величины пассивов вычитаем известные статьи и получаем искомое значение.

Интересно, что по этой величине банкиры, например, судят о том, как плотно собственник «сидит» в своем бизнесе; и чем эта величина больше, тем больше доверия он вызывает, так как в активы вкладывается большая часть его личных средств, да и полученной прибыли тоже.

И тут рискуем

Главный риск состоит в том, что управленческую отчетность предстоит отдать для изучения кредитному инспектору, и она будет какое-то время находиться в помещении банка. А значит, может попасть в недружественные руки, тем более что у правоохранительных органов при проверках банков, есть и возможности и полномочия изымать необходимые документы для анализа. Так, только в прошлом году произошли две крупные проверки российских коммерческих банков на предмет работы тех с фирмами-«однодневками»: в мае проводился обыск и выемка документов в «Юниаструм-Банке», а в декабре – в банке – «Нефтяной». Обыску подверглись даже подвальные помещения банка.

Представьте, что будет, если в милицейские руки попадет управленческая отчетность претендента на кредитование. Если ее сравнят с официальной бухгалтерской отчетностью компании, запросив ее под благовидным предлогом, то вполне реально получить два варианта последующего развития событий: налоговое и уголовное преследование фирмы и ее руководителей, или шантаж и вымогательство со стороны теперь уже нечистоплотных правоохранителей. Будьте осторожны.

Васильев Дмитрий, главный бухгалтер Фонда ИФРУ «Федеральное агентство финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA