Главный бухгалтер российского законотворчества

Главный бухгалтер российского законотворчества

04.07.2006 распечатать

В этом году Государственная Дума отметила 100-летний юбилей. Слуги народа издают законы, по которым Россия живет, работает и платит налоги. Одним из наиболее дисциплинированных налогоплательщиков является сама Дума – по мнению ее главного бухгалтера Петра НОВИКОВА, законодатель должен служить примером для населения.

Петр Новиков, доктор экономических наук и автор нескольких известных научных трудов, легко согласился на интервью. Хотя, как выяснилось на деле, главному бухгалтеру Государственной Думы трудно оторваться от работы даже на несколько минут – преследуют телефонные звонки, почта, платежки, требующие подписи.

– Государственная Дума – самая большая бюджетная организация в России, – говорит Петр Васильевич, визируя документы. – Поэтому здесь огромный документооборот. И хотя на должность я заступил только этой весной, с первых же дней удалось прочувствовать масштаб бухгалтерии. Ну и конечно, огромную ответственность, ведь Государственная Дума, с одной стороны, законодательный орган, а с другой – самый крупный бюджетополучатель. Дума должна своим примером показывать исполнение закона, по-другому нельзя.

По маршрутам бухучета

На предложение возглавить бухгалтерию Государственной Думы Петр Васильевич согласился незамедлительно. Быстро ориентироваться в обстоятельствах и быть всегда готовым к новому делу научила военная служба, с которой наш собеседник решил связать свою жизнь еще в 17 лет. Выбор в пользу военной карьеры был сделан самостоятельно и вполне обдуманно.

– После школы я решил поступать в Ярославское военно-финансовое училище, – рассказывает главный бухгалтер. – Мне показалось это отличным выбором – знать два дела сразу – военное и финансовое. И я не разочаровался в своей профессии.

Когда Петр Васильевич закончил с отличием училище, попал по распределению в Германию. Затем служба – она же ведение учета в гарнизонах Целинограда, Талды-Кургана, Алма-Аты. Военные финансы настолько увлекли молодого бухгалтера, что он решил продолжить свое образование и поступил на Военно-финансовый экономический факультет при Московском финансовом институте. Высшая школа и опыт позволили ему позже занять пост главного бухгалтера ВВС Киевского военного округа, а затем стать советником в Народной Республике Ангола и возглавить там валютно-финансовый отдел.

В разнообразии маршрутов военного бухгалтера финансовому делу не всегда сопутствовали благоприятные обстоятельства. Яркий пример – работа на месте ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В па- мять о тех событиях у Петра Новикова остались орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и орден Мужества.

Госдума – новое место для подвига

Еще в ходе военной службы Петр Новиков был прикомандирован к Счетной палате и возглавил одну из ее инспекций. Позже посчастливилось поработать первым заместителем директора музея-заповедника «Московский Кремль», заниматься финансами авиамоторного научно-технического комплекса «Союз» и временами совмещать работу с преподаванием в вузе и написанием докторской диссертации. Оглядываясь назад, главный бухгалтер Государственной Думы признает, что эти карьерные ступени позволили ему посмотреть на бухгалтерский учет с разных сторон.

– В армии я был расходчиком, в Счетной палате контролером, другими словами, побывал по обе стороны баррикад. А что касается учета, то «Союз» – был коммерческой организацией, музеи Кремля живут на бюджетные средства. Поэтому я имею представление о том, каково работать бухгалтерам и в коммерческих, и в бюджетных организациях.

Возглавив бухгалтерию Государственной Думы, Петр Новиков вернулся к практическому бухучету, в котором расходуются и учитываются средства. И несмотря на то, что должность имеет сложное название – заместитель управляющего делами Государственной Думы – главный бухгалтер, вторую «приставку» Петр Васильевич все же считает самой важной.

Образцово-показательная бухгалтерия

Петр Васильевич вступил в должность главного бухгалтера накануне 100-летнего юбилея законодательного органа, и поначалу знакомство с новым сложным, но интересным делом приходилось продлевать до 11 часов вечера. Хотя это и неудивительно: за делами время действительно бежит быстро, а главный бухгалтер Думы только почту расписывает три раза в день. За несколько недель Петр Васильевич приобрел основные навыки управления объемной бухгалтерией и потерял 7 килограммов веса, о чем, впрочем, не жалеет и об обязанностях и трудах своего ведомства рассказывает с удовольствием.

Сегодня учет Государственной Думы ведут 22 сотрудника. Как и в любой другой бухгалтерии, здесь есть группа материального учета и группа заработной платы. Часть коллектива занимает офис в одном из дополнительных зданий Государственной Думы, которое расположено на Воздвиженке. Другие бухгалтеры трудятся в головном, более знаменитом здании на улице Охотный ряд. Кстати, оно на балансе бухгалтерии не числится. Оно не относится к основным средствам, также как и служебные автомобили, которые предоставляются депутатам Думы. Все это, согласно 1444-му президентскому Указу, курирует Управление делами Президента, а обслуживанием занимается система унитарных предприятий. К расходам относится только текущий ремонт зданий, которые занимает Дума, а к основным сред- ствам – все, что находится в кабинетах. Как правило, расходование бюджета исполняется строго, а все статьи и суммы обязательно публикуют на сайте.

– Если и бывают отклонения, то они связаны с подорожанием тех или иных товаров или услуг или с изменением законодательства. Например, в связи с указом о повышении денежного содержания гражданских служащих или выходом в свет нового реестра должностей. Все это прямо отражается на работе бухгалтерии и вносит изменения в запланированный ранее бюджет. Но в принципиальных вопросах, как правило, статьи расходов не меняются. Поэтому стадия планирования бюджета очень важна для нас.

Планированием расходов на следующий год Петр Васильевич совместно с планово-экономическим отделом занимается уже сейчас. В 2007 году состоится очередной созыв депутатов, и перед бухгалтерией стоит сложная задача – предусмотреть расходы на содержание действующего и нового состава Думы.

Кроме того, не требует отлагательства внедрение в работу бухгалтерии новой 25-й инструкции для бюджетных организаций. А в ней много особенностей, касающихся, например, материального учета и учета имущества, переданного от других организаций. К реформе бюджетного учета главный бухгалтер Думы относится осторожно, по его мнению, в ней есть свои недоработки, что добавляет учету сложности.

– Еще одна из основных трудностей сейчас – это применение 94-го Федерального закона, который ограничил расходование средств. Раньше Дума могла потратить 200 тысяч рублей без организации тендера, а сейчас эта сумма снизилась до 60 тысяч. Если покупка дороже, то Дума обязана объявить конкурс.

Работа с контрактами, которые заключаются в результате тендеров, – основная нагрузка бухгалтерии Государственной Думы. Ее сотрудники полностью ведут каждый проект, начиная с экономической экспертизы и заканчивая первичной документацией. Контракты заключаются постоянно – для каждого депутата необходимо создать условия работы, нужен удобный кабинет, офисная техника и т. д. Кроме того, в каждом из 89 субъектов Российской Федерации работают общественные приемные депутатов. Размер помещения, где располагается приемная, служебный автомобиль также должны быть отобраны по конкурсу. Все средства, затраченные на организацию общественных приемных и оплату труда помощников депутата, возмещаются через центральную бухгалтерию.

Ну и конечно, через бухгалтерию оплачиваются все командировки, ведь депутаты совершают деловые поездки в регионы России, а иногда и за рубеж, например, на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Счетная палата: по разные стороны баррикад

Свою бухгалтерскую отчетность Государственная Дума сдает в основном на бумажных носителях. Прежде всего на ней должны присутствовать оригиналы подписей и печати, которые играют большую роль во всех государственных учреждениях подобной величины. Отчитываться Думе приходится не только перед налоговой, но и перед Министерством финансов, статистическими институтами, Счетной палатой.

Всю работу бухгалтерии Государственной Думы проверяет Счетная палата. На момент нашей встречи документацию изучали три инс- пектора. Обычная проверка длится три месяца. Этот факт тоже свидетельствует о том, какой огромный объем работ ведет бухгалтерия. К самому процессу проверки главный бухгалтер относится абсолютно спокойно. Во многом потому, что сам когда-то курировал работу инспекторов.

– Опыт работы в Счетной палате действительно был очень интересен и полезен, ведь это высший контрольный орган. В свое время довелось контролировать программы Президента, резервный фонд Правительства, участвовать в проверках Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства, МЧС. Кстати, последнюю структуру я могу назвать образцом в планировании и расходовании средств.

Кроме того, на этой службе я по- лучил первый опыт общения с Госдумой, когда принимал участие в обсуждении законов и давал заключения со стороны Счетной палаты на согласительных комиссиях.

Ну а что касается проверок, то есть у Козьмы Пруткова такое знаменитое выражение: «Ревизора боятся в двух случаях: если нос в пуху или если он дурак». Так вот в нашей отчетности нет никаких пробелов, а в Счетной палате работают умнейшие люди, с которыми легко найти общий язык. К тому же важно понимать, что бюджетные организации ведут бухучет в рамках инструкций, и в случае разногласий нам легко доказать свою правоту. Проверки это скорее проблема коммерческих организаций, которые вступают в спор с налоговыми инспекторами по поводу неоднозначных трактовок той или иной статьи. Налоговое законодательство несовершенно, и это очевидно.

Как достичь профессионализма

Несмотря на рассуждения о недостатках законодательства, к которым мы периодически возвращались, Петра Васильевича трудно отнести к категории специалистов, наблюдающих за ситуацией со стороны. Особенно если принять во внимание несколько научных работ по совершенствованию государственного финансового контроля и аудита.

По сути в нашем герое я нашла единомышленника, пытающегося, как и эксперты нашего журнала, достичь взаимопонимания между бухгалтерами и ревизорами. В преддверии пятилетнего юбилея «Расчета» я решила спросить у главного бухгалтера Государственной Думы, каким, по его мнению, должно быть бухгалтерское издание. Совет этого специалиста показался мне особенно важным, ведь его давал не только человек, познавший разные стороны бухучета и аудита, но и наш подписчик:

– Главный бухгалтер в любой организации – это не просто сотрудник, это личность. Ему доверяют, к его мнению прислушиваются. Прочитайте внимательно 129-й Федеральный закон: он позволяет главному бухгалтеру отстаивать свое мнение и не соглашаться с позицией руководства. Ведь там так и написано: «В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций...»

Это говорит о том, как высоко ценится мнение бухгалтера, профессионализм, добиться которого не так-то просто... И, по моему мнению, журнал для современного бухгалтера должен помогать специалистам учета совершенствовать свои знания. Вы занимаетесь серьезным делом, от которого зависит авторитет бухгалтерской профессии. Поэтому я желаю вашей команде доброго хорошего настроения, не останавливаться на достигнутом, развиваться и повышать профессионализм читателя. Только в этом случае наше сообщество ждет успех.

Ирина СТЕПАНЕНКО

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.