Бухгалтер на собрании акционеров

Бухгалтер на собрании акционеров

04.07.2006

На собрании акционеров обсуждаются все жизненно важные для компании вопросы на текущий год. В том числе и те, которые требуют обязательного участия бухгалтерии. Например, такие решения, как выплата дивидендов, одобрение крупных сделок, выбор аудитора и утверждение отчетности, без бухгалтера принять не получится.

Утверждаем годовой отчет

Ежегодное собрание акционеры должны провести в период с 1 марта по 30 июня (п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). И главный бухгалтерский вопрос, который они должны решить на этом собрании, – утверждение бухгалтерской отчетности. Заверять отчетность у акционеров требует как бухгалтерское законодательство (п. 2 ст. 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), так и акционерное (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

По идее сдавать годовую отчетность в налоговую инспекцию нужно только после того, как она будет утверждена акционерами. Однако срок сдачи годового отчета в инспекцию (31 марта) уже давно прошел. Поэтому многим компаниям пришлось сдавать неутвержденную отчетность. В большинстве налоговых инспекций в настоящее время отнеслись к этому лояльно. Правда, в дополнение к такой отчетности некоторые инспекторы требовали письмо на имя руководителя инспекции – о том, что компания обязуется представить утвержденную отчетность сразу после проведения общего собрания. Если вы попали в такую ситуацию, то после собрания акционеров вам придется повторно сдать в налоговую инспекцию годовой отчет – уже с визой акционеров.

Кто у нас аудитор

Акционеры компаний, которые подпадают под обязательный аудит, на годовом собрании должны выбрать аудиторов на текущий год. Компании, которым необходим обязательный аудит, перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». К ним относятся:

  • открытые акционерные общества;
  • кредитные, страховые организации, бюро кредитных историй, товарные или фондовые биржи, инвестиционные, государственные внебюджетные фонды, а также фонды, созданные за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц;
  • компании, годовая выручка которых превысила 50 миллионов рублей или сумма активов баланса на конец года составила более 20 миллионов рублей.

Обратите внимание на последний пункт. Не исключено, что в прошлом вашей фирме не требовался обязательный аудит, но по итогам 2005 года показатели ее деятельности превысили один из выше приведенных показателей. В этом случае имеет смысл напомнить акционерам о необходимости выбрать на собрании аудитора для дальнейшего сотрудничества.

Более того, для всех будет лучше, если решение о выборе аудитора акционеры примут с учетом пожеланий главного бухгалтера. Ведь работать с аудиторами по большей части придется именно ему. О том, как выбрать подходящую аудиторскую фирму, «Расчет» подробно писал в февральском номере за этот год на стр. 78. Проанализировав все обстоятельства и остановившись на конкретной кандидатуре аудитора, бухгалтер может представить собранию акционеров гарантийное письмо или проект договора от аудиторской организации, в которых будут описаны все существенные показатели сотрудничества (сроки выполнения работ, объем работ, стоимость услуг и т. п.).

Крупные сделки будут?

Перед собранием акционеры могут поручить бухгалтеру рассчитать показатель, равный 25 процентам от балансовой стоимости активов общества. Он необходим для того, чтобы определить, планируются ли в текущем году крупные сделки и нужно ли их утверждать общим собранием. Данные бухгалтерской отчетности для этого показателя нужно брать на последнюю отчетную дату. То есть если собрание акционеров общества проводится в июне 2006 года, то необходимы данные за I квартал 2006 года.

Допустим, директор планирует в этом году купить или продать недвижимое имущество. Если цена сделки составит более 25 процентов балансовой стоимости активов общества, такая сделка считается крупной и требует одобрения собранием акционеров (ст. 78 Закона «Об акционерных обществах»).

При проверке сделок на «крупность» обратите особое внимание на так называемые взаимосвязанные сделки (ст. 78 Закона «Об акционерных обществах»). К примеру, если общество планирует заключить несколько договоров кредита и залога имущества или несколько договоров на приобретение оборудования для производства, то такие сделки будут являться взаимосвязанными. В этом случае проверять на «крупность» нужно общую сумму этих сделок.

Исключение из этого правила: договоры, которые относятся к обычной хозяйственной деятельности общества. В частности, это «сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи)» (постановление Пленума ВАС от 18 ноября 2003 г. № 19). Например, компания, которая занимается швейным производством, собирается взять кредит в банке и направить его на покупку швейного оборудования. В этом случае сделку не нужно одобрять на общем собрании акционеров.

Контролируем акционеров

Руководство компании может планировать сделки по продаже или покупке имущества с членами совета директоров, акционерами общества либо с генеральным директором (а также с их мужьями, женами, братьями, сестрами и детьми). В этом случае акционеры спросят у бухгалтера значение еще одного показателя. Он составляет 2 процента от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерского учета. Если суммы сделок с вышеперечисленными личностями превышают это значение, то сделка должна быть утверждена общим собранием акционеров. В противном случае впоследствии суд может признать ее недействительной (по иску общества или акционера).

Дивиденды заслужили?

По данным бухгалтерского учета, ваша компания получила прибыль. Это повод для того, чтобы общее собрание решало выплатить акционерам дивиденды (ст. 42 Закона «Об акционерных обществах»).

Однако перед тем как акционеры начнут делить заработанное, бухгалтер должен проверить:

  • нет ли у общества задолженности свыше 100 тысяч рублей, которая не выплачивается более трех месяцев (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»);
  • полностью ли оплачен уставный капитал общества (ст. 43 Закона «Об акционерных обществах»);
  • не превышает ли стоимость чистых активов общества сумму его уставного капитала или резервного фонда (на день выплаты дивидендов).

Невыполнение любого из этих условий лишает акционеров права на получение дивидендов.

О том, как рассчитать стоимость чистых активов, рассказано в совместном приказе Минфина (№ 10н) и ФКЦБ (№ 03-6/пз) от 29 января 2003 г. Этот показатель представляет собой разницу между активами общества и пассивами.

При этом в активы включают:

  • внеоборотные активы (первый раздел баланса);
  • оборотные активы (второй раздел баланса). Обратите внимание, из этого показателя для расчета стоимости чистых активов надо исключить фактические затраты на выкуп собственных акций (которые общество приобрело у акционеров для перепродажи или аннулирования), а также сумму задолженности участников по взносам в уставный капитал.

К пассивам для расчета стоимости чистых активов относят:

  • долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства по займам и кредитам, кредиторскую задолженность, задолженность участникам по выплате доходов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.

Стоимость чистых активов рассчитывают ежеквартально, а также в конце года на соответствующие отчетные даты.

Списываем затраты

С проведением собрания акционеров может быть связано множество затрат. Например, на аренду помещения, на разработку и подготовку бюллетеней для голосования, на рассылку сообщений о проведении общего собрания акционеров. При налогообложении прибыли эти, а также другие «непосредственно связанные с проведением собрания» затраты можно учесть во внереализационных расходах (подп. 16 п. 1 ст. 265 НК).

В бухгалтерском учете расходы на проведение собрания акционеров включают в состав прочих расходов (п. 4 ПБУ 10/99).

Перед собранием акционеров бухгалтеру необходимо рассчитать несколько показателей, без которых акционеры не смогут принять важные для фирмы решения

Алина ДОМКИНА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное