Бухгалтерией руководить — не руками водить!

Бухгалтерией руководить — не руками водить!

19.06.2006 распечатать

Многое в работе бухгалтерии зависит от грамотного подбора персонала и правильного распределения обязанностей среди коллег. Однако все люди разные, так что типовыми «хитростями» управления главбуху зачастую не обойтись. О нестандартных подходах к подчиненным с разными психологическими типами рассказала ведущая специализированного тренинга «БУХТренинг.RU» Татьяна Курдюмова.

«ОТ» потерь «К» карьере

Короля, как известно, делает свита. Мы все хотим видеть на своей работе достаточно слаженный и неконфликтный коллектив, где каждый на своем месте четко выполняет порученное ему дело. Что необходимо для того, чтобы грамотно распределить обязанности между сотрудниками? Понять их.

Как утверждают психологи, все люди по своей внутренней направленности делятся на две группы. Первые ориентированы на движение к чему-то. У вторых присутствует боязнь что-либо потерять. Это так называемые два типа людей: «К» и «ОТ».

«К» всегда ставят перед собой цели для достижения. Их интересует, например, продвижение по службе. Другие, которых относят к категории «ОТ», боятся изменений. Они не хотят потерять должность, зарплату, работу и т. д.

Чтоб избежать конфликтных ситуаций в бухгалтерии и не тратить массу времени на «разбор полетов», необходимо определить, к какому типу относятся ваши подчиненные. После такого анализа можно уверенной рукой управлять бухгалтерским царством.

Беря работника в свой коллектив, первое, что вам необходимо сделать, — это провести с ним беседу, не ограничиваясь письменными тестами. По ходу общения внимательно следите за тем, что говорит ваш оппонент. Почему, например, он хочет работать в вашей фирме? Он видит перспективы роста или его привлекает надежность компании? В случае если вы часто слышите от него фразы с приставкой «не» (не ухудшить, не потерять, например в зарплате), а вопросы, которые он задает вам, — о стабильности компании и заработной плате, то это ярко выраженный тип «ОТ». Его можно смело принять на работу, если вы не планируете в ближайшее время повышать соискателя по служебной лестнице.

Если же у собеседника сильно выражены лидерские качества, в речи присутствуют слова «перспектива», «возможности», его интересует в первую очередь карьерный рост, то скорее всего это тип «К». И он, набравшись опыта, либо будет стремиться занять более высокую должность, либо уйдет в другую фирму с повышением на посту и в зарплате.

Психологи предлагают еще один способ распознавания людей. Сотрудники могут быть ориентированны на процесс или на результат. Рутинную, каждодневную работу стоит предлагать тем, кто явно нацелен на процесс. А вот людям, которым важен результат, монотонный труд быстро надоедает. Им необходимо как можно чаще видеть плоды своего труда и подводить итоги проделанной работы.

«Рожденный ползать летать не может»

Коллег, которые знают свое дело и нацелены на процесс, можно «подбадривать», обустраивая их рабочее место. Например, купить дополнительные папки, установить лишний стеллаж или выдать канцтовары, которые они просят. Как вариант организуйте таким сотрудникам питание недалеко от работы. В общем, создайте комфортные для них условия труда.

Специалисту учета, который нацелен на результат, не стоит предлагать такую однообразную деятельность, как, например, выписывать накладные или отправлять платежки в банк. Это ему скоро наскучит. А вот в другой области бухгалтерии он мог бы проявить себя более полно. Один из наиболее оптимальных участков для таких людей — это заместитель главного бухгалтера. Если вакансия занята, попробуйте предложить блок заработной платы (начисление окладов и расчет налогов плюс отчетность по фондам могут его заинтересовать).

Как обнаружить подобного сотрудника? На неподходящей ему должности он достаточно быстро начнет «ерзать», проявляя неудовольствие вплоть до увольнения. Если вы заинтересованы в том, чтобы оставить его на фирме, как стимул к работе попробуйте «повесить» перед ним «морковку». Пообещайте повысить его в должности или поднимите ему зарплату. Сотрудники, ориентированные на результат и имеющие тип «К», лучше всего будут выполнять функции небольших начальников. Но на должность рядовых бухгалтеров оптимальнее все-таки набирать людей, направленных на процесс.

Правда, не все так просто — есть еще и смешанные типы людей. Многие бухгалтеры имеют потенциал «К», направленный на процесс, или, наоборот, — «ОТ», направленный на результат. Такие работники готовы достаточно длительное время выполнять функции младшего звена в бухгалтерии, набираясь опыта, а в результате занять более высокую должность.

Вовремя похвалить тоже наука

В работе бухгалтерии, да и вообще любого коллектива, временами могут возникать ситуации, грозящие перерасти в «конфликт вселенского масштаба». Чтобы избежать подобных моментов, воспользуйтесь следующими советами из практики.

Если вы заметили ошибку своего сотрудника, то не следует ругать его, переходя на личности: «ты этого не знаешь», «ты не умеешь». Надо ясно и четко указать на его промах. Чтобы не допустить негативной реакции, постарайтесь найти фразы, подкрепленные на личностном уровне: «Я знаю, что ты это можешь сделать». Обязательное условие — избегайте «публичной порки». Обида, нанесенная прилюдно, принижает личность человека, так что вряд ли с этим сотрудником в дальнейшем вы сможете наладить отношения. Наиболее оптимальный вариант — сесть и вместе обсудить возникшие недочеты. Ведь основная функция руководителя — обучение своих подчиненных.

Не стоит забывать, что сотруднику необходимо делать не только замечания. Старайтесь заметить, что подчиненный выполнил хорошо, и похвалить его. В этом случае будет лучше, если это произойдет публично. Нежелательно смешивать похвалу и замечания, то есть портить «мед» «ложкой дегтя». Например: «Ты молодец, но вот недоделала...» Или: «Я знаю, что ты все хорошо можешь делать, а вот сейчас...» В этом случае работник каждый раз после вашей похвалы будет ждать нареканий.

Главбух — лоцман «фирменного» корабля

Главный бухгалтер должен уметь не только составлять баланс. Ему необходимо быть еще и психологом, и организатором, а где-то и политиком. Новичков необходимо научить работать, определив, к какой категории они относятся. К наиболее опытным сотрудникам тоже надо суметь найти подход, например грамотно стимулируя их труд.

Если вам проще поправить ошибки за нерадивого сотрудника, нежели его самого заставить это сделать, то в таком случае вы упускаете из виду свои управленческие возможности. В результате подчиненные так никогда и не вырастут профессионально.

ПРОБЛЕМНЫЙ СОТРУДНИК

На специализированном тренинге для бухгалтеров «БУХТренинг.RU» один из участников рассказал о такой ситуации:

— У нас в бухгалтерии три человека. Одна женщина имеет поддержку президента компании и в то же время достаточно часто допускает ошибки. На замечания она не реагирует. Как можно руководить теми, с кого ни спросить нельзя, ни уволить?

— К сожалению, это достаточно распространенная ситуация, когда вы понимаете, что у подчиненного есть поддержка «сверху», а человек не справляется со своими обязанностями, — отметила руководитель проекта «БУХТренинг.RU» бизнес-тренер, консультант Татьяна Курдюмова. — В такой обстановке необходимо объяснить проблему руководству, заручиться его поддержкой, совместно выработать способы воздействия на «сложного» сотрудника. Договоритесь, как вы можете его наказывать. Если такой вариант не прошел и рассчитывать на помощь руководителя невозможно, то выявите реальные возможности человека. Определите, что он может делать с наименьшим количеством ошибок.

Ольга Гринь

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...