Премия не для всех

Премия не для всех

08.06.2006 распечатать

Когда с 2006 года фирмам разрешили единовременно списывать на расходы 10 процентов от стоимости капвложений, все восприняли эту новость «на ура». Но со временем выяснилось, что некоторым было рано радоваться.

Благодаря поправкам в Налоговый кодекс теперь фирмы имеют право списывать на расходы капитальные вложения в пределах 10 процентов от первоначальной стоимости приобретенных основных средств или расходов на их достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение или частичную ликвидацию при их вводе в эксплуатацию. Пункт 1.1 статьи 259 Налогового кодекса, в котором и прописана эта амортизационная премия, был введен Законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ и действует с 1 января 2006 года.

Никаких специальных ограничений, касающихся того, кто может использовать эту норму, законодатели не предусмотрели. Однако со временем Минфин начал находить все новые и новые случаи, когда амортизационную премию применять нельзя.

Запутались в формулировках

Первой ласточкой стало то, что в перечень капитальных вложений не вошло понятие «реконструкция». Минфин поспешил разъяснить, что это было сделано неслучайно. По задумке авторов поправок амортизационная премия должна дать возможность компаниям быстрее накапливать денежные ресурсы для замены активной части основных средств, то есть оборудования. В то время как понятие «реконструкция» относится в основном к зданиям и сооружениям.

Чиновники признают, что замысел законодателей был очень нечетко воплощен в тексте кодекса. И теперь в Минфине всерьез озадачены тем, как (и главное – в чью пользу) устранить эту неясность. Поскольку финансовое ведомство не может взять на себя решение такого вопроса, министерство запросило мнение Государственной думы по этому поводу. Теперь ответ ждут специалисты Минфина, а с ними и тысячи фирм, которых «угораздило» провести реконструкцию своих зданий в период изменения законодательства.

Прочие неудачники

Затем Минфин оставил без амортизационной премии лизингодателей. Это коснулось оборудования, передаваемого в финансовую аренду (письмо от 29 марта 2006 г. № 03-03-04/ 2/94). Финансисты указали, что амортизационная премия применяется только к вложениям в основные средства. В то же время под основными средствами, согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса, понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства продукции, оказания услуг. По мнению Минфина, доходные вложения в материальные ценности, к которым, в частности, относится оборудование для лизинга, под это определение не подпадают.

Такая логика может вызвать только негодование: когда чиновникам надо собрать налог на имущество, они настаивают на том, что объекты лизинга – это основные средства*. А в случае с амортизационной премией им удобна противоположная точка зрения, и они уверенно утверждают обратное.

Следующим стало письмо Минфина России от 17 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/349. В нем финансисты «отменили» 10-процентную премию для фирм, которые получили основное средство как вклад в уставный капитал. Объяснили они это тем, что в данном случае фирма сама не осуществляла капитальных вложений, на которые и распространяется льгота.

Будет ли у этого списка продолжение, покажет время. Но уже сейчас понятно, что Минфин попытается ограничить использование компаниями амортизационной премии.


* Об этом мы писали в ПБ № 4, 2006 в статье «Арендодателям придется раскошелиться».

Д. Спицына, аудитор

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.