Леонид Хэ: Финдиректором и главбухом может быть один человек

Леонид Хэ: Финдиректором и главбухом может быть один человек

06.06.2006 распечатать

В некоторых компаниях должности главного бухгалтера и финансового директора совмещает один специалист. Он одновременно отвечает за бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, планирует схемы оптимизации налогообложения, а также анализирует экономические показатели предприятия. Такой финансовый работник берет на себя большую ответственность. Ему приходится решать огромное количество задач. О секретах успешного совмещения столь разных должностей «Консультанту» рассказал Леонид Хэ, экс-финдиректор крупного автосалона Mitsubishi.

– Расскажите, как Вы стали финансовым директором?

– Свой трудовой путь я начал на заводе техником процесса обработки пивоварения. Очевидно, что с бухгалтерией и финансами эта профессия абсолютно не связана. Работая, я учился во Всесоюзном промышленном экономическом техникуме. В дальнейшем я хотел работать бухгалтером. На предприятии меня на эту должность не взяли. Поэтому, окончив техникум, я ушел с пивоваренного завода. После чего полтора года работал бухгалтером на продуктово-овощной базе. Там я начал с азов постигать практику учета. К сожалению, перспективы роста на базе не было. Поэтому мне вновь пришлось сменить место работы. Я устроился на должность бухгалтера в производственную компанию. Это был завод полного цикла – он производил из сырья готовые товары. Мои обязанности состояли из расчета себестоимости продукции и подготовки бухгалтерской отчетности.

– На заводе Вы, наверное, познакомились со всеми тонкостями реального бухгалтерского учета?

– Да, учет на производстве – очень хорошая практика для бухгалтера. Но мне хотелось развиваться дальше. Я устроился работать главным бухгалтером в крупный автосалон. Позже – через год – руководство возложило на меня обязанности финансового контролера. Кроме ведения бухучета, мне нужно было отслеживать расходы компании и фиксировать ее прибыль. Одновременно с работой в автосалоне я поступил во Всесоюзный заочный финансово-экономический институт.

– Вы повышали квалификацию по своей инициативе или этого требовала компания? Платила ли она за Ваше обучение?

– Я всегда считал важным получить высшее образование. Поэтому и пошел учиться. Причем за свой счет. С одной стороны, руководство было действительно заинтересовано в том, чтобы на фирме работал дипломированный финансовый специалист. Но вот длительный срок обучения компанию не устроил. Начальник считал, что на первом месте для меня должна быть работа. Поэтому вопрос об оплате обучения за счет фирмы он решил не в мою пользу.

– Как известно, и по обязанностям, и по стилю работы финансист серьезно отличается от бухгалтера. Легко ли Вам удавалось совмещать такие разные должности?

– Серьезных затруднений я не испытывал. Хотя проблемы периодически возникали. Причина в том, что интересы этих специалистов зачастую не совпадают. Для финансиста налоги – затратная часть бюджета компании. Они формируют себестоимость продукции. А бухгалтер относит налоговые платежи на затраты в полном объеме, что для него очень удобно. Поэтому, когда обе эти должности совмещает один человек, происходит внутренняя борьба. Например, главному бухгалтеру не выгодно выдавать авансы. Ведь на их суммы приходится начислять НДС. Соответственно фирма больше отдает бюджету. Финансисту же предпочтительнее проавансировать сделку, чтобы получить большую прибыль.

Удалось ли Вам уравновесить интересы «финансиста» и «бухгалтера»?

– Разумеется, некоторые решения давались нелегко. Самое сложное – определить, что выгоднее компании в данный момент. Существует еще одно важное противоречие между двумя должностями. Для финансиста прежде всего важна общая сумма денег в компании. Если у фирмы большие обороты, он сможет разработать хорошие финансовые схемы. А главный бухгалтер обращает внимание на документы. Например, выбирая работу, он смотрит не на денежный оборот, а насколько велик объем «первички».

– Как Вы считаете, почему некоторые руководители стремятся возложить на главного бухгалтера обязанности финансового директора или наоборот?

– На мой взгляд, это явление вызвано особенностью мышления таких директоров. Многие из них по-прежнему считают, что бухгалтер должен вести все виды учета и при этом еще постоянно придумывать, как снизить налоги. Современные передовые компании ориентируются на западные фирмы и перенимают их методы работы. Поэтому главного бухгалтера постепенно перестают рассматривать как специалиста, который может и должен предлагать ценные стратегические идеи. Скорее всего в будущем от главбухов будут требовать только «подстраивать» решения руководства под законодательство. Но пока мы продолжаем сталкиваться с компаниями, где главный бухгалтер и финансовый директор – один человек.

– Как Вы считаете, чем совмещение должностей выгодно фирме?

– Прежде всего оно удобно для руководителя. Так, он может спросить у одного человека, почему увеличились налоговые расходы. И у него же уточнить, сколько фирме придется отдать казне в ближайшее время. Не стоит забывать и о существенной экономии на фонде оплаты труда. Зарплата двух специалистов – финдиректора и главного бухгалтера, – как правило, обходится компании в немалые суммы. Еще одно важное преимущество совмещения должностей – «единый» сотрудник может выполнять представительскую функцию. Например, во время встречи с партнерами руководитель может заявить, что план платежей по договору утвердил его финдиректор, а не главбух. Вполне вероятно, что такие слова руководителя подтолкнут партнеров к подписанию контракта.

– Какие опасности угрожают фирме, в которой работает «двойной» специалист?

– Пожалуй, главная из них состоит в том, что финансист-бухгалтер может не рассчитать свои силы. Важно, чтобы он вовремя заметил, что не успевает выполнить всю работу к установленному сроку. Ведь ему придется «закрывать» месяц и по бухгалтерскому, и по управленческому учету. Поэтому нужно постараться не допустить ошибок, которые уже нельзя будет исправить. Здравомыслящий человек должен вовремя сообщить руководству, что не справляется со своими обязанностями. Конечно, начальник не обрадуется, но отрицательных последствий для компании и самого специалиста скорее всего удастся избежать. Можно отметить еще один минус для фирмы. Главный бухгалтер не обладает полной информацией о движении денежных средств. А финансовый директор в курсе всей деятельности компании. Существует вероятность того, что в процессе работы у него возникнет конфликт с руководством. Это представляет большую опасность для компании в целом. Ведь, обладая всей внутренней информацией о предприятии, финансовый директор может причинить вред фирме.

– Действительно, если главный бухгалтер и финансовый директор один человек, то он посвящен во все секреты компании. Может ли фирма как-то обезопасить себя?

– Работу финансового директора можно и нужно контролировать. Существуют, например, аудиторы, которые проверяют не только бухгалтерский и налоговый, но и управленческий учет. Разумеется, правильность последнего контролировать сложнее. Ведь правила ведения бухгалтерского и налогового учета строго регламентированы, а управленческого – нет. Поэтому результаты «управленческой» проверки могут оказаться непредсказуемыми. Приведу пример из практики. Компания начала работу над новым проектом. Его рентабельность составляла 50 процентов. Проекты с таким уровнем доходности считают интересными. Финансист предупреждал руководство, что высокая рентабельность означает и крупные риски. Проект все же утвердили. Финансовый директор составил план платежей в бюджет. По его замыслу, фирма должна была рассчитаться с казной за счет банковского кредита. Проект окончился провалом. Чтобы выяснить его причины, директор пригласил аудиторов для проверки управленческого учета. Они установили, что проект был слишком рискованным. В результате «крайним» оказался финансовый директор. То есть руководитель обвинил его в провале, но забыл о том, что его заблаговременно предупреждали о возможности краха.

Давайте посмотрим на проблему совмещения двух должностей с точки зрения финансового работника. Что думаете об этом лично Вы?

– Я рад, что у меня есть возможность заниматься любимым делом – бухгалтерией и финансами одновременно. Положительно и то, что мне платят больше, чем если бы я работал только финдиректором или главным бухгалтером. Когда я разрабатываю какой-то проект, сразу оцениваю его с позиций и главного бухгалтера, и финансового директора. Это очень удобно. Двум разным людям сложнее достичь взаимопонимания. Спорные вопросы я обычно решаю как финансовый директор. Для меня эта должность все же имеет приоритет. Если человек решился стать таким совместителем, для него важно выяснить, насколько «адекватно» руководство компании. Зачастую начальники неверно понимают, что представляет собой прибыль фирмы – требуют дать ее «пощупать» в виде сумм на банковских счетах. Финансовый же директор обычно стремится задействовать все деньги в обороте или во что-то вложить. Если начальник регулярно требует выводить крупные суммы из оборота, между ним и финансистом неизбежно возникнет непонимание. На мой взгляд, основной минус совмещения должностей финансового директора и главного бухгалтера в том, что это очень нервная работа.

Допустим, в компании есть и финдиректор, и главбух. Первый предложил какую-то сложную схему, а второй заявил, что ее нельзя реализовать без нарушений закона. Спорите ли Вы сами с собой?

– Осуществить можно любую схему. Все зависит от того, на какие риски готов пойти руководитель для оптимизации налогов. После того как финансовый директор разработал схему, он должен согласовать ее с главным бухгалтером. Когда последний произведет все необходимые расчеты, можно будет решать, каким образом оптимизировать налоги. На этом этапе в схему часто вносят изменения. В любом случае главный бухгалтер обязан предупредить руководство о возможных рисках для фирмы. Если главбух настаивает, что по правилам Налогового кодекса и ПБУ схему реализовать невозможно, у руководителя останется только два варианта. Первый – изменить схему. И второй – уволить главного бухгалтера. Последний вариант самый распространенный. Ведь, если поменять схему, фирма, как правило, потеряет прибыль. В настоящее время описанный конфликт возникает все реже – бизнес постепенно становится более прозрачным. Руководители компаний идут на уступки бухгалтерам – не требуют снизить налоги до нуля под угрозой увольнения. Фирма, где я работал, платила большие суммы налогов, так как руководство очень ценило бизнес. Начальник понимал, что, если сэкономить 50 000 долларов на налогах, можно потерять гораздо больше.

Как Вы считаете, любой ли главный бухгалтер может стать финансовым директором?

– Я так не думаю. Проблема в том, что типичный главный бухгалтер не имеет опыта работы с финансами фирмы. Даже если он выполнял отдельные функции в этой сфере, то полную картину, как правило, четко не представляет. Поэтому главным бухгалтерам, которые задумались о карьерном росте, можно посоветовать учиться составлять бюджеты, планировать платежи компании и осваивать практику управленческого учета.

Беседовала эксперт «Консультанта» Ольга Сизова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...