Выбираем поставщика: советы профессионала

Выбираем поставщика: советы профессионала

06.06.2006 распечатать

Все чаще суды выносят решения о том, что налогоплательщику, который не проявил должной осмотрительности при выборе поставщика, может быть отказано в вычете НДС. Что необходимо сделать организациям, чтобы избежать такой ситуации? На этот вопрос в ходе бизнес-завтрака, организованного газетой The Moscow Times, попытался ответить управляющий партнер юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев.

Профессия — подозревать…

Первым делом Пепеляев напомнил, что 28 апреля текущего года увидело свет информационное письмо ФНС о порядке осуществления контроля за применением налогоплательщиками налоговых вычетов по НДС за подписью заместителя руководителя ведомства Михаила Мокрецова. Слышали об этом документе все, а вот подробно ознакомиться смогли немногие, поскольку вышел он под грифом ДСП. Основой для этого "широко известного в узких кругах" документа послужили несколько прошлогодних (декабрьских) постановлений ВАС по делам, связанным с незаконным возмещением НДС. "Действительно, в них имело место настоящее налоговое мошенничество, но качество решений арбитров было таково, что позволило налоговикам интерпретировать их по-своему", — подчеркнул Пепеляев. В первую очередь ФНС указывает, что представление полного пакета документов, соответствующего требованию ст. 165 Налогового кодекса, не влечет автоматического применения нулевой ставки и возмещения НДС. "Факт неуплаты налога в бюджет поставщиками является основанием для отказа экспортеру наряду с другими признаками, свидетельствующими о недобросовестности экспортера", — говориться в документе. Сам юрист от такой формулировки, мягко говоря, не в восторге.

"Является ли факт неуплаты налога поставщиком самодостаточным основанием для отказа, либо должна быть именно совокупность всех оснований?" — недоумевает он. По мнению Пепеляева, налоговики в очередной раз применили один из своих излюбленных приемов: "как хотите, так и понимайте". В дальнейшем на любые претензии в свой адрес они смогут возразить: "Да нет, мы имели ввиду совершенно другое, читать надо внимательнее".

Помимо этого, в письме, уже воспринятом инспекторами региональных УФНС как руководство к действию, дается перечень признаков, на основании которых выводится презумпция недобросовестности налогоплательщика. Ну, во-первых, предпринимателю (причем не только экспортеру) неминуемо откажут в возмещении НДС, если его поставщик принадлежит к печально известному "племени" фирм-однодневок, зарегистрированных по несуществующему адресу или месту массовой регистрации. На фиктивность контрагента указывает и то, что он долгое время не предъявляет отчетность в налоговые органы, не располагается по юридическому адресу, не имеет штата и складских помещений. "Из этого пункта можно сделать вывод, что нарушения, допущенные третьим лицом, уже являются достаточным основанием для отказа. Правда, при этом не разъясняется, при чем здесь, собственно, сам покупатель, который может об этом не знать. Ну да ладно, в этом случае логику налоговиков еще можно понять", — отметил Пепеляев. Сомнения налоговиков вызовет и взаимосвязь продавца и покупателя, то есть если должностные лица фирм — участников сделки являются родственниками или связаны трудовыми отношениями либо учредителем фирмы-поставщика и фирмы-покупателя является одно и то же лицо. Не менее проблемные варианты: если, в договоре купли-продажи отсутствуют пункты об ответственности покупателя и поставщика, не определены размеры неустоек или иных финансовых санкций за непоставку или неуплату, если в нем содержатся пункты об отсрочке платежа и не предусмотрена уплата процентов за эту отсрочку. По мнению авторов послания, эти факты свидетельствуют о согласованности действий. Момент, на который инспекторам рекомендовано обращать особо пристальное внимание — когда приобретение товара не сопровождается его движением со склада на склад, а также если расчет производится неденежными средствами. Весьма подозрительно также, если у вас и у вашего поставщика имеется счет в одном и том же банке, а также низкая рентабельность сделки.

… и штрафовать

Кроме вышеперечисленных "подозрительных" пунктов есть в письме и еще одно новшество, которое может осложнить коммерсантам их и без того нелегкую жизнь. Сейчас, отметил Пепеляев, когда речь идет о наложении штрафов в случае недоимки, налоговики в большинстве случаев руководствуются п.1 ст.122 Налогового кодекса (20 процентов от суммы недоимки). Руководство же настоятельно советует им почаще применять п.3 этой же статьи, в котором говорится об умышленном занижении сумм налога. Штраф в этом случае составляет уже 40 процентов, а в случае повторного выявления указанных нарушений, в соответствии с п. 2 ст. 112 и п. 4 ст. 114 увеличивается вдвое и составляет таким образом 80 процентов от суммы недоимки. "Я уверен, что сейчас будет развиваться следующая практика: провели проверку за май, не согласились с применением вычетов, так как плательщик показался подозрительным, и взяли 40 процентов, затем провели за июнь и содрали 80", — считает адвокат.

А как у них?

Предприниматели, полагающие, что их коллегам, к примеру, в Европе живется легче, сильно ошибаются. По словам Пепеляева, в странах ЕС подход налоговых органов еще более жесткий. Скажем, в Англии с 2003 года действует положение о солидарной ответственности поставщиков и покупателей. В законе сказано, что "если налогоплательщик знал или имел достаточно оснований полагать, что имеет дело с мошенником", то он несет солидарную ответственность за неуплату налога третьим лицом, то есть обязан заплатить не только свой налог, но и налог, не уплаченный поставщиком. Причем главным основанием является покупка по аномально низкой цене. Недавно английские бизнесмены обратились в суд ЕС, дабы разъяснить, соответствует ли эта норма европейским правилам, и получили ответ: "Вполне".

Существует в ЕС и так называемая оспоримая презумпция вовлеченности налогоплательщика в схему, положения которой напоминают пункты пресловутого письма ФНС.

Итак, резюмировал Пепеляев, анализ подозрительных признаков — общеевропейская тенденция, и пытаться ее исправить — все равно, что теленку бодаться с дубом. Поэтому каждая фирма должна по мере возможности нивелировать соответствующие риски.

Хочу все знать

Конечно, узнать о своем поставщике "все" вам не удастся: по крайне мере, законных способов для этого не существует. Обращение же к партнеру с прямым вопросом, заплатил ли он налоги, а тем более требование у него соответствующей "справки" скорее всего приведет к тому, что он прекратит с вами всяческие контакты. Но узнать определенный минимум, чтобы обезопасить себя от претензий контролеров, все же можно. Более того, это не потребует больших усилий и затрат.

Основные задачи фирмы при выборе поставщиков — проверить юридический статус организации и ее деловую репутацию, перепроверить представленные поставщиком документы, а также сформировать доказательства своего осмотрительного отношения к выбору контрагента. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Следовательно, ничто не препятствует вам собирать, казалось бы, пустяковую информацию о контрагентах (например, буклеты, публикации, сведения из Интернета). Коллекция таких "пустяков", подшитая в папки и озаглавленная "Досье на поставщика", сможет помочь вам в общении с непреклонным налоговым инспектором. Впрочем, отметил Пепеляев, к получаемой таким образом информации необходимо относиться критически. Ведь сведения о нарушениях налогового законодательства не относятся к налоговой тайне, то есть не являются закрытыми для других налогоплательщиков, поэтому в СМИ нередко появляются сообщения о якобы допущенных той или иной фирмой нарушениях, которых на самом деле нет. Разумеется, в условиях противоречивого и изменчивого налогового законодательства и порой чрезмерного старания контролеров один лишь факт составления акта о нарушении не может служить основанием для признания поставщика ненадежным — редко для кого налоговая проверка заканчивается выдачей справки о полном отсутствии нарушений.

Фирма вправе также попросить у партнера свидетельство о государственной регистрации и другие учредительные документы, свидетельство о постановке на учет налоговой инспекции (копии этих документов подшиваются в досье). Желательно также запросить в инспекции выписки из ЕГРЮЛ, в которых указываются адрес, наименование, ИНН — словом, сведения, подтверждающие, что организация действительно существует. При случае такую выписку также можно будет предъявить инспектору: вот, дескать, проявил должную осмотрительность.

В досье поставщика могут быть приложены и другие документы: доверенности, копии карточки с образцами подписей лица, имеющего право распоряжаться расчетным счетом, решение (протокол собрания) о назначении этого лица на должность руководителя, копии лицензий, сведения с сайтов поставщиков и налоговых органов, рекомендации торгово-промышленных палат и любые другие документы, подтверждающие правовой статус и хорошую деловую репутацию контрагента.

В особо значимых и рискованных случаях следует позаботиться о свидетелях, которые подтвердят, что важные договоры со стороны партнеров подписывал руководитель поставщика, а не третьи лица. Можно также проверить путем осмотра наличие офисов и производственных площадей (если пустят), а факт осмотра зафиксировать в служебной записке на имя своего руководства. Желательно регулярно, например раз в год, проводить плановую проверку соответствия имеющихся документов действительности, то есть вести мониторинг. Правда, перед этим желательно поговорить с контрагентом, что называется, "по душам": объяснить, почему, собственно, вы проявляете к нему столь пристальное внимание. Скорее всего он, как честный налогоплательщик, поймет вас и не обидится, ведь в других ситуациях он также является покупателем. Отказ же предоставить минимальную информацию о компании, ознакомить с производственным процессом, должен вас по крайней мере насторожить и заставить задуматься: а нужно ли с ним иметь дело. Не стоит гнаться за заманчивыми скидками, о которых объявляет никому не известная молодая фирма, если не хочется терять на вычетах по НДС 18 процентов от уплаченной цены. Хорошая деловая репутация — вот верный признак надежности для участников рынка.

Даже если вы приобретаете товар у проверенного поставщика, всегда следите за сохранностью документов, которыми оформляется движение товара, чтобы в случае чего подтвердить реальность сделки. Если фирма работает не на высокой рентабельности, а на обороте — соберите пакет документов, подтверждающих такую бизнес-ситуацию. Формулируя условия договора, постарайтесь исключить все, что может показаться подозрительным.

И еще один способ "подстраховки": нелишне издать и довести до сведения своих сотрудников приказ по организации совершенствования преддоговорной работы. В нем должны быть указаны ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислены новые документы, которые необходимо запрашивать у поставщиков и других лиц. Обучение сотрудников желательно зафиксировать документально.

"В общем, чем больше проверочных действий вы можете себе позволить, тем лучше — поставщики должны быть надежными во всех отношениях", — заключил Пепеляев.

В. П. Хвориков, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.