Малому бизнесу обещают светлое финансовое будущее

Малому бизнесу обещают светлое финансовое будущее

05.06.2006 распечатать

В конце мая на заседании правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф подробно рассказал о том, чем живет малый бизнес сегодня и что ожидает его в недалеком будущем.

Доклад "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства", сделанный главой Минэкономразвития, как принято выражаться, можно назвать сдержанно оптимистичным. Да, есть проблемы. Да, их много. Но все решаемо, и к 2010 году российский малый бизнес ждет успех и процветание. Вот результаты, которых предприниматели, по расчетам специалистов МЭРТ, должен достичь к концу первого десятилетия двадцать первого века: доля в валовом внутреннем продукте — 40 процентов, доля в занятости населения — 50 процентов, доля в общем количестве действующих субъектов предпринимательства — 90 процентов. Между прочим, сейчас каждый показатель в 7-8 раз меньше намеченного. За счет чего же федеральные, региональные и муниципальные чиновники хотят добиться грандиозного улучшения дел в малом бизнесе за три с половиной года?

Проблем с налогами почти не осталось

В последнее время чиновники все чаще говорят о том, что все надежды на снижение налогов в ближайшую трехлетку предприниматели должны оставить. Эту же мысль в своем докладе подтвердил и Герман Греф. Он заявил, что систему налогообложения малого бизнеса можно считать сформированной. В числе положительных налоговых решений он назвал увеличение размера оборота компаний, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, до 20 миллионов рублей, упрощение процедуры исчисления единого налога на вмененный доход, а также возврат патента для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников. От себя отметим, что крупнейшие деловые общественные организации давно говорят о том, что для "упрощенцев" 20 миллионов — это мизерная сумма, а значит, воспользоваться налоговыми послаблениями могут либо совсем маленькие фирмы, либо хитрецы, дробящие компании.

Что до патентов, то они действуют лишь в нескольких субъектах страны. Но будем справедливы: глава Минэкономразвития указал руководителям регионов на важность и обязательность применения патентов. Также МЭРТ совместно с Минфином намерен урезонить "жадные" регионы, в которых установлены нереально высокие коэффициенты базовой доходности для малых фирм, использующих "вмененку". Обещано, что будут разработаны "корректирующие коэффициенты", соизмеримые с финансовыми возможностями малых предприятий.

Не доверяют и проверяют

Серьезного успеха в достижении названных выше показателей государство может добиться, умерив пыл многочисленных контролеров. Однако рапортовать о достижениях в системе проверок министры пока не в состоянии. Основные проблемы предпринимателям, как отметил Герман Греф, доставляют налоговики и милиция. Причем если с первыми деловое сообщество еще надеется справиться, приняв поправки в многострадальный законопроект о совершенствовании налогового администрирования, то с "людьми в сером" дело обстоит сложнее. МВД наотрез отказывается отречься от своих полномочий по контролю на потребительском рынке. При этом все, чем занимаются контролеры от милиции, в состоянии делать инспекторы других ведомств, например Роспотребнадзора. Но кто ж откажется от хлебного места?

Возвращаясь к налоговым проверкам, скажем, что в ходе тяжелых переговоров с Минфином предпринимателям удалось сделать из "драконовского" законопроекта о совершенствовании администрирования довольно приемлемый. Однако почти окончательный вариант документа мы сможем увидеть после его принятия во втором чтении, которое должно состояться уже в июне. Недовольство затянувшимся процессом обсуждения уже высказывали вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин, да и сам президент Владимир Путин. Поэтому вполне вероятно, что в ближайший месяц станет ясно, какими будут налоговые проверки в перспективе.

В Минэкономразвития также рассчитывают, что в этом году будет принят разработанный ими законопроект о проверках. Он, в частности, позволит признавать недействительными результаты инспекции, проведенной с нарушениями процедуры. По мысли авторов документа, это должно помочь малому бизнесу снизить затраты.

В госреестр вернут дешевые кассы

Откровенно говоря, с трудом верится в эффективное правоприменение законопроекта о проверках. Налоговики и другие контролирующие инстанции давно научились обходить нормативные акты, мешающие им "регулировать" деятельность фирм в своих интересах. Куда более действенным вариантом снижения издержек представляется другая инициатива Минэкономразвития. Не исключено, что обязательное применение кассовых аппаратов, снабженных дорогостоящим чипом ЭКЛЗ, будет наконец отменено. Во всяком случае, Герман Греф прямо заявил, что предприниматели должны сами решить, какой кассовый аппарат им необходим.

Он напомнил, что требование об обязательном использовании контрольно-кассовой техники с ЭКЛЗ было введено почти четыре года назад. Его выполнение стоило бизнесу дополнительных 14 миллиардов рублей в год, поскольку стоимость касс одномоментно выросла с пяти до двадцати тысяч рублей. В то же время, по данным министра, это никак не повлияло на собираемость налогов. Именно поэтому Греф считает, что всеобщую обязаловку пора бы уже и отменить.

Вполне вероятно, что от применения касс, дорогих и не очень, избавят всех "вмененщиков". Логику законодателей, принимавших в свое время этот закон, понять просто невозможно. Не осилили ее и в МЭРТ, где уже подготовлен проект закона, который даст бизнесменам, платящим ЕНВД, право применять дешевые модели касс, не оснащенные фискальной памятью, либо предоставлять по требованию покупателя товарный чек. В министерстве надеются, что давно ожидаемый "вмененщиками" закон будет принят к концу этого года. А пока фирмы тратят по 30 миллиардов рублей в год на приобретение и обслуживание совершенно бесполезных с точки зрения здравого смысла кассовых аппаратов.

Кого теперь малым назовут?

Притом что едва ли не ежедневно в свет выходят нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты предпринимательской деятельности, актуального "рамочного" закона о малом бизнесе нет. До сих пор действуют установленные 11 лет назад критерии отнесения фирм к малым и средним. И вот в этой области, похоже, наметился прогресс. Минэкономразвития совместно с Торгово-промышленной палатой России, общероссийской общественной организацией "Опора России", правительствами Москвы и Санкт-Петербурга разработало концепцию и текст нового федерального закона о малом предпринимательстве. Он, как надеются авторы, будет рассмотрен и принят депутатами Госдумы уже осенью этого года. Согласно тексту документа, малыми будут признаваться организации, в которых работает от 16 до 100 человек. Если на предприятии трудится от 100 до 250 человек, оно будет считаться средним. Помимо этого, вводится новое понятие "микропредприятие". Его штатная численность не должна превышать 15 человек. По словам Германа Грефа, введение новых критериев не пустая формальность. Это позволит учитывать малый и средний бизнес как один сектор, включать в программы поддержки средние предприятия, разграничить полномочия федеральной, региональной и местной власти по развитию малого бизнеса, а также обеспечить равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке.

Малый бизнес от своего статуса получает не только выгоды, но и неудобства. Глава Минэкономразвития с сожалением отметил, что госведомства не располагают информацией о проблемах малых фирм и индивидуальных предпринимателей, поскольку те по закону не обязаны представлять статотчетность. В итоге выводы о положении вещей в этом секторе приходится делать на основе добровольно предоставляемых 20 процентами малых предприятий данных.

Впрочем, простым перечислением статистических бед Герман Греф не ограничился и предложил проводить каждые пять лет перепись субъектов малого бизнеса. Что касается индивидуальных предпринимателей, то с их пересчетом в Минэкономразвития решили не тянуть. Он будет организован уже в следующем году. Хочется верить, что практический толк от этой масштабной затеи будет. Пока лишь можно быть вполне уверенным, что бумажной работы и у чиновников, и у ПБОЮЛов прибавится.

Власть оценит деньгами региональный опыт

Масштаб предстоящих реформ в сфере малого бизнеса настолько велик, что реализовать его без взаимодействия с местными властями федеральному центру не удастся. Однако, как отмечено в докладе МЭРТ, 18 республик, краев и областей намеренно не приняли участие в конкурсах на получение государственных средств для поддержки малого бизнеса. Среди них такие крупные субъекты, как Башкортостан, Хабаровский край, перспективные Брянская, Ивановская и Псковская области. Причины здесь разные. Где-то предпринимателям активно помогают, но концепция такой поддержки отличается от общефедеральной. Между прочим, наиболее эффективные региональные программы поддержки малого бизнеса правительство намерено софинансировать, а лучшие из них использовать на всей территории страны.

Но есть и такие субъекты, где из регионального бюджета средства на участие в конкурсах просто не выделяются. В этом случае предпринимателям рассчитывать придется только на свои силы и средства. Разумно предположить, что им наверняка не удастся внести свой вклад в выполнение амбициозной задачи-2010, поставленной перед российским малым бизнесом главой Минэкономразвития.

А. Уйменов, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.