Радости и печали предприятий-недоимщиков

Радости и печали предприятий-недоимщиков

02.06.2006

Компании – должники перед бюджетом в свое время получили право реабилитироваться перед государством: провести реструктуризацию. Одним из плюсов этого мероприятия является списание части пеней и штрафов. Обратите внимание: учет таких сумм изменился.

Несколько лет назад государство предприняло решительную попытку сократить число предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Было выпущено два постановления Правительства РФ по реструктуризации (поэтапному погашению) долгов:

  • по налогам и сборам – от 3 сентября 1999 г. № 1002;
  • по взносам в государственные внебюджетные фонды – от 1 октября 2001 г. № 699.

Эти документы объединяет положение о списании части пеней и штрафов в случае выполнения некоторых условий. Так, в пункте 5 Порядка, который утвержден постановлением Правительства РФ № 1002, указано, что если фирма в течение двух лет погасит половину недоимки по налогам (и при этом она своевременно перечисляет текущие платежи), то ей списывают 50 процентов долга по пеням и штрафам. Если же организация за четыре года полностью перечислит недоимку по налогам, ей простят все пени и штрафы.

Подобная поблажка предусмотрена и в случае реструктуризации задолженности по платежам во внебюджетные фонды. Согласно пункту 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 699, компания может рассчитывать на списание 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам. Для этого необходимо за пять лет полностью погасить недоимку по страховым взносам и перечислить 15 процентов суммы долга по пеням и штрафам. Данный вопрос сотрудники МНС, ПФР, ФОМС, ФСС дополнительно пояснили в совместном письме от 21 января 2003 года.

Перед бухгалтерами фирм, которые выполнили необходимые условия, встал вопрос об отражении списываемых сумм.

Не теряйте надежду

Как известно, не все доходы включают в базу по налогу на прибыль. Перечень «льготных» доходов приведен в статье 251 Налогового кодекса. В подпункте 21 пункта 1 данной статьи упоминаются списанные долги. Однако в предыдущей редакции этого подпункта не было деления сумм на налоги, пени и штрафы. То есть все долги, которые списываются в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению правительства, не увеличивают налоговую прибыль.

Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ добавил всего несколько слов, которые изменили смысл «льготного» подпункта. Теперь в базу не включают только списанные налоги и сборы. Следовательно, «прощенные» пени и штрафы облагаются налогом на прибыль.

Исправленный подпункт начал действовать в 2005 году (п. 5 ст. 8 Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ). Однако чиновники пришли к выводу, что новое положение нужно применять только с 1 января 2006 года (письмо Минфина России от 13 января 2006 г. № 03-03-02/5). Их объяснения заключаются в следующем. Поскольку поправка ухудшает положение плательщиков, она не может иметь обратной силы (п. 1, 2 ст. 5 НК РФ).

Хотя финансисты «подсластили пилюлю», новая редакция подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса мало кого радует. Однако чиновники не исключают, что ситуация в скором времени может измениться. Как сказано в письме Минфина России от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/184, готовится проект поправок в Налоговый кодекс. В их числе – внесение изменений в «льготную» статью 251. Согласно поправкам, в доходы не будут включаться списанные пени и штрафы. Действовать это положение начнет «задним числом» – с 1 января 2005 года.

К сожалению, на сегодняшний день списываемые пени и штрафы нужно облагать налогом на прибыль. В какой момент их необходимо включить в базу? В письме от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/184 финансисты дали ответ: на дату списания таких долгов.

Проценты признали расходом

Закон № 58-ФЗ принес не только огорчения для тех предприятий, которые погашают долги поэтапно. В нем есть и приятные моменты. Так, документ изменил учет процентов, которые фирма платит за пользование реструктуризацией.

До выхода документа единодушия у компаний и налоговых инспекторов не было. Первые считали, что проценты можно признать внереализационным расходом, вторые занимали противоположную позицию.

Судьи также не могли прийти к единому мнению. Например, разбирательство в Западно-Сибирском округе закончилось в пользу ревизоров (постановление ФАС от 13 октября 2004 г. по делу № Ф04-7275/ 2004(5444-А27-15)). Арбитры сочли, что уплата процентов не направлена на получение доходов. Следовательно, такие суммы нельзя включить во внереализационные расходы.

Судьи Волго-Вятского округа заняли противоположную позицию (постановление ФАС от 26 августа 2004 г. по делу № А29-700/2004а). Они заявили, что уплата процентов является обязательным условием реструктуризации задолженности. Цель этого мероприятия – финансовое оздоровление компании и нормализация производственной деятельности, которая направлена на получение дохода.

Точку в спорах поставил Президиум ВАС. Арбитры выразили мнение, что реструктуризация не может быть отнесена к долговым обязательствам (ст. 265, 269 НК РФ). Более того, речь идет о недоимке, которая образовалась вследствие неисполнения обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Следовательно, уплату процентов нельзя признать расходом. Этот вывод отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2004 г. № 5665/04.

Так что с выходом в свет Закона № 58-ФЗ фирмы наконец-то получили право учитывать проценты по реструктуризации при расчете налога на прибыль. Они включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

внимание

Некоторые специалисты считают, что пени и штрафы по платежам во внебюджетные фонды списывают в день принятия решения о реструктуризации долгов. Эксперты ссылаются на пункт 2 Порядка, который утвержден постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. № 699. Действительно, текст составлен так, что позволяет сделать следующий вывод: инспекция одновременно принимает решение о реструктуризации долгов по взносам во внебюджетные фонды и о списании 85 процентов пеней и штрафов. Следовательно, списание «внебюджетных» пеней и штрафов никак не отразится на налоге на прибыль, поскольку эта операция произошла раньше, чем вступил в силу Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ. На наш взгляд, списание пеней и штрафов является поощрительной мерой за погашение долгов перед фондами (п. 2 Правил, которые утверждены приказом МНС России от 11 октября 2001 г. № БГ-3-05/397). Судя по запросу, адресованному в Минфин, и ответу чиновников, это не вызывает сомнений ни у предприятия, ни у финансового ведомства (письмо Минфина России от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/184). Поэтому фирмам, которым «простят» пени и штрафы, нужно проявить бдительность.

Т. Аверина, ведущий эксперт ПБ

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное