Закон «О таможенном тарифе» подправили

Закон «О таможенном тарифе» подправили

29.05.2006

Определение таможенной стоимости вызывает большое количество споров между фирмами и таможней. Законодатели подкорректировали Закон «О таможенном тарифе», учтя требования Всемирной торговой организации. Но помогут ли эти поправки участникам внешнеэкономической деятельности? Жизнь по новым правилам начнется у них с 1 июля 2006 года.

Разобрались с терминологией

В законе, который действует сейчас, таможенной пошлиной называется обязательный взнос при ввозе или вывозе товара (п. 5 ст. 5 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1). В Таможенном кодексе пошлина определена как обязательный платеж (п. 1 ст. 318). С 1 июля 2006 года и по Закону «О таможенном тарифе», и по Таможенному кодексу «таможенная пошлина» – это платеж. Эта правка – чисто теоретическая, и она никак не повлияет на работу таможни и фирм.

С понятием таможенной пошлины связано и еще одно изменение. Сейчас есть пошлины при ввозе товара, пошлины при вывозе (п. 5 ст. 5 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1). Отдельно описаны сезонные пошлины (ст. 6 раздела II) и особые пошлины (ст. 7 раздела II). К особым видам относят специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

С 1 июля 2006 года деление будет проще: на таможенные и особые пошлины. А понятие сезонных просто войдет в таможенные пошлины.

Сейчас ряд основных терминов, понимание которых необходимо для того, чтобы правильно определять таможенную стоимость товаров, разбросаны по разным статьям. Они встречаются и в статье 20 «Метод по цене сделки с идентичными товарами», и в статье 21 «Метод по цене сделки с однородными товарами», и в статье 22 «Метод на основе вычитания стоимости». Речь идет об определении, какие товары называют идентичными, какие однородными, а какие товарами того же класса. В новой редакции все термины объяснены в одном месте. Это статья 5, которая так и будет называться: «Основные понятия, используемые в настоящем Законе».

Термин «общепринятые принципы бухгалтерского учета» вообще не встречается в нынешней редакции. В обновленном законе это понятие будут использовать, определяя таможенную стоимость по методу вычитания (ст. 22) или сложения (ст. 23). Поэтому и этот термин объяснен в новой редакции.

Все перечисленные понятия соответствуют международной торговой терминологии и отвечают требованиям Всемирной торговой организации. Необходимость подобных уточнений связана с тем, что «сближение российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 года – один из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО» (из пояснительной записки к проекту Закона «О внесении изменений в Закон “О таможенном тарифе”»).

Убрали лишние статьи

В Законе «О таможенном тарифе» с 1 июля 2006 года не будет статей о специальных (ст. 8), антидемпинговых (ст. 9), компенсационных (ст. 10) пошлинах и процедуре их применения (ст. 11). Это тоже лишь техническая правка. Дело в том, что в 1993 году, когда был принят Закон «О таможенном тарифе», отсутствовало какое бы то ни было законодательство по поводу этих видов пошлин. Впоследствии был принят Закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Поэтому надобность дублировать содержащуюся в нем информацию в Законе «О таможенном тарифе» автоматически отпала.

Ненужным оказался и раздел V «Определение страны происхождения товара». Он был фактически повторен в принятом в 2003 году Таможенном кодексе. И все вопросы, связанные с определением страны происхождения для товаров, которые перемещаются через таможенную границу, решаются теперь по Таможенному кодексу (раздел 1 гл. 6 ТК).

Утратят свою силу с 1 июля 2006 года статьи о правах и обязанностях декларантов и таможенников (ст. 15, 16). Положения этих статей дублируют статью 323 Таможенного кодекса.

Статья 17 «Начисление, уплата и взимание пошлины» указывает, что пошлину надо считать и платить по Таможенному кодексу. Эту статью также удалили из новой редакции закона.

Текст статьи 18 «Методы определения таможенной стоимости» просто переехал в статью 12 «Основные принципы определения таможенной стоимости товаров». Такое объединение делает содержание закона более логичным.

Ввели новые ограничения

Законодатели уточнили, как фирмы должны рассчитывать «стоимость сделки» (ст. 19 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1) для того, чтобы воспользоваться первым методом (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) расчета таможенной стоимости. А он наиболее выгоден для участников внешнеэкономических сделок, так как учитывает реальные цены.

Сейчас стоимость ввозимого товара фирмы определяют по цене, которую они фактически уплатили или должны уплатить за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию. В цену декларанты также включают различные компоненты, которые перечислены в статье 19. Например, это расходы на выплату вознаграждений посреднику, на тару и упаковку, расходы на погрузку, выгрузку и перегрузку и др.

В новой редакции Закона «О таможенном тарифе» все эти добавки будут выделены в отдельную статью 19.1 «Дополнительные начисления к цене».

Причем законодатели вводят новое ограничение на использование первого метода. Если у декларанта нет «документально подтвержденных и поддающихся количественному определению» сведений о дополнительных тратах, то метод «по стоимости сделки» применять будет нельзя (п. 12 ст. 1 Закона от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ).

Появились новые возможности

Сейчас импортерам особенно сложно доказать таможне, что на величину цены сделки не повлияла взаимозависимость сторон. То есть участников сделки не связывают, например, трудовые, деловые или родственные отношения. Доказывать отсутствие зависимости должны сами декларанты (подп. г п. 2 ст. 19 Закона от 21 мая 1993 г. № 5003-1).

С 1 июля 2006 года ситуация меняется. «Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости товаров» (п. 11 ст. 1 Закона от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ).

Таможенники должны будут самостоятельно обнаружить влияние на цену товара взаимосвязи партнеров по внешнеторговой сделке. Затем письменно сообщить об этом декларанту. А он уже имеет право обосновать отсутствие такого влияния. Для доказательств импортер может использовать «проверочные величины». Проверочными величинами новая редакция закона называет, например, цены, которые были в аналогичных контрактах между независимыми партнерами (п. 11 ст. 1 Закона от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ).

Немаловажное нововведение касается импортеров-дистрибьюторов. По новому варианту статьи 5 Закона «О таможенном тарифе» тот факт, что фирма – единственный дистрибьютор или агент, еще не доказывает взаимозависимость. Это открывает возможность единственным дистрибьюторам использовать первый и наиболее выгодный метод определения таможенной стоимости товара.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Л. Изотова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA