Один день из жизни консультанта

Один день из жизни консультанта

25.05.2006 распечатать

Окончив экономфак приличного вуза, я устроился работать в бухгалтерию крупного холдинга. Но через год понял, что рутинный бухгалтерский труд – не лучший вариант для мужчины с высокими карьерными устремлениями, и решил попробовать себя в консалтинге. Работа консультанта действительно оказалась творческой. Каждый день преподносит какие-нибудь сюрпризы.

09.02

Кофе-машина проглотила десятирублевую купюру, и из ее нутра стало доноситься жужжание, свидетельствовавшее о том, что она приступила к выполнению своих прямых обязанностей – приготовлению чашечки крепкого ароматного эспрессо. Только нашему директору могло прийти в голову установить в офисе платную кофе-машину, чтобы собирать деньги со своих же сотрудников. Хотя, может, благодаря такой предприимчивости он и стал совладельцем аудиторско-консалтинговой фирмы.

Мои размышления прервал телефонный звонок. Это была главбухша торговой фирмы «Парнас» Изольда Юрьевна. Она была известна тем, что чуть ли не ежедневно звонила нам и советовалась по самому незначительному поводу. При этом она имела привычку, выслушав ответ консультанта, повесить трубку, подумать часика два и позвонить снова с приготовленными возражениями или дополнительными вопросами. И такой прерывистый диалог мог продолжаться в течение всего рабочего дня.

– Борис Валерьевич, – нервничала Изольда Юрьевна, – вы нам как-то говорили, что налоговые инспекторы не могут оштрафовать нас за неприменение ККМ...

– Изольда Юрьевна, такого я не говорил. Я сказал, что право налоговиков совершать контрольные закупки можно оспорить. Потому что Налоговый кодекс среди контрольных мероприятий не упоминает контрольную закупку. Эта процедура относится к оперативно-розыскным мероприятиям, на что прямо указано в статье 6 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». А значит, проведение контрольных закупок находится в компетенции несколько иных структур, нежели налоговая инспекция.

– Так вот эта самая инспекция сделала в одном нашем магазине контрольную закупку и выписала постановление об административном правонарушении. Собираюсь им звонить. Что мне им сказать?

– Скажите, что такую закупку может совершать только сотрудник милиции, а никак не налоговый инспектор. Да и милиционер имеет право на это только в том случае, если вашу фирму подозревают в совершении уголовного преступления. Посмотрите постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 августа 2005 г. № Ф09-2218/05-СЗ.

10.00

Следом за Изольдой позвонил сотрудник нашей фирмы Олег.

– Борис, не могу дозвониться до Биг Босса, (так мы между собой называли нашего директора), – скажи ему, что я на клиенте. Здесь полный завал. Они совершили просто антиаудиторское действие: «размазали» экспенсы до полной бесполезности последующего трейсинга. Аудировать эту фирму – дикие издержки здоровья. Мы здесь надолго. Передай, что я в офис сегодня не вернусь. У меня после работы назначен митинг с потенциальным клиентом на предмет релейненшип.

– Осторожней, Олег. У нас фирма не выдает запасную печень в комплекте с ноут-буком.

Не оценив моей шутки, Олег отсоединился.

11.00

Я начал писать ответ на письменный запрос нашего солидного клиента. Запрос был по поводу НДС в свете поправок, внесенных в Налоговый кодекс июльским Законом № 119-ФЗ. Наверное, многие согласятся со мной, что проще разобраться в основополагающих понятиях квантовой физики, чем в порядке исчисления этого налога. Поэтому мне то и дело приходилось звонить «старшему товарищу» Олегу, который находился «на клиенте» и знал НДС так, будто именно он являлся автором 21-й главы.

12.00

Мои налогово-исследовательские изыскания прервал телефонный звонок. Трубка вновь заговорила торопливым голосом Изольды Юрьевны:

– Борис Валерьевич, налоговики мне сказали, что в соответствии со статьей 7 закона о ККТ они могут проверять выдачу фирмами кассовых чеков.

– Вот и пусть стоят в сторонке и проверяют. А потом попробуют гражданина, которому не пробили чек, привлечь в качестве свидетеля. В противном случае считается, что доказательства добыты незаконным путем. Сошлитесь на статью 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

13.00

Продолжаю писать письмо с помощью Олега. Получается весьма солидно и убедительно. Я даже сам поверил в то, что пишу.

15.00

Возвращаясь в кабинет после сытного обеда, я еще за несколько шагов до двери услышал надрывающийся телефонный звонок. Это опять была Изольда Юрьевна:

– Борис Валерьевич, – с недовольством сказала она, – налоговики сослались на разъяснения Минфина от 28 марта 2006 г. № ММ-6-06/ 332@. Я их уже прочитала. Там сказано, что покупка товара в рамках проведения проверки применения контрольно-касовой техники не выходит за рамки полномочий налогового органа. В нем еще есть ссылки на арбитражную практику. И налоговики нам сказали, что если мы будем судиться, то скорее всего проиграем. Это правда?

– Я не согласен с Минфином и налоговой. Но арбитраж по этому вопросу в основном, действительно, не в вашу пользу.

– Как же так может быть? Вы говорите, что вы правы. Налоговики – что они...

– Ничего удивительного, Изольда Юрьевна. Экономика – это единственная область, в которой два человека могут получить Нобелевскую премию за прямо противоположные утверждения, – начиная раздражаться, съязвил я.

– И что же нам делать?

– Пробивать кассовые чеки!

– Я вынуждена пожаловаться вашему руководству, – предупредила напоследок Изольда.

16.00

Реакция директора последовала незамедлительно. Он вызвал меня в кабинет и вальяжно-недовольным тоном спросил:

– Ну, что там у тебя вышло с «Парнасом»? Их главбух сказала, что десять раз подумает, прежде чем заключить с нами договор на следующий год. Как это называется?

– Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения путем устранения изначально деструктивной транспортной единицы.

– Что? – не понял директор.

– Баба с возу – кобыле легче, – перевел я с консалтингового языка на русский.

– Ну-ну. Не дай бог, количество клиентов у вас уменьшится! – недобрым голосом сказал босс.

– Я вот еще о чем хотел поговорить. – Начальник выложил на стол распечатки из журнала консультаций.

Мы обязаны любую консультацию, устную или письменную, заносить в этот журнал и указывать время, которое было затрачено на ответ. В конце месяца часы по каждому клиенту суммируются, этот отчет распечатывается, и на его основании бухгалтерия выставляет счет тем клиентам, которые находятся на почасовой оплате. Надо сказать, что наш отдел всегда был в передовиках по сумме выручки.

– Если суммировать все часы, то получится, что ты работаешь по 15 часов в сутки, – продолжил директор.

– Видите ли, в чем дело, – начал оправдываться я. – Очень часто мне приходится работать одновременно с несколькими вопросами. Например, я писал ответ на запрос с 10.00 до 16.00. За это время мне несколько раз позвонили с вопросами минут на 15–20 каждый. Вот и получается... Это же все для пользы фирмы.

– Да, тебе поможет только нестандартный метод лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг, – проворчал директор.

– Горбатого могила исправит, – пояснил он, глядя на мое недоуменное выражение лица, – Доделай к вечеру мне новый прайс на наши услуги.

17.00

Я открыл экселевский файл с перечнем услуг, которые оказывает наша фирма, и расценками и принялся вносить уточнения и дополнения. Снова раздалась надоедливая трель телефона:

– Здравствуйте, – донесся из трубки голос прилежной ученицы, – это фирма «Глория», меня зовут Яна. Я тут недавно работаю, и главный бухгалтер сказала, что я могу к вам обращаться, если у меня возникнут вопросы. Дело в том, что я впервые оформляю зарубежную командировку. Наш сотрудник едет в Лондон. И мне нужно рассчитать ему суточные. А в приказе Минфина от 2 августа 2004 г. № 64н, в котором установлены нормы суточных, Англии почему-то нет, только Ангола. Какую сумму мне выплачивать?

– Посмотрите на букву В, – посоветовал я.

– Почему Англия на букву В? – удивилась Яна.

– Потому что Великобритания, – тоном слегка уставшего профессионала заметил я.

Повесив трубку, я снова принялся за прайс. После строки «Ответ на устный вопрос – 5 у. е.» приписал «Ответ на глупый устный вопрос – 10 у. е.». Полюбовался на результат, порадовался за свое чувство юмора и... стер.

Я вспомнил, как два года назад я пришел на свою первую работу в бухгалтерию. Как делал первые шаги на трудовом поприще, ошибался, чего-то не понимал... И как мои коллеги, и особенно умкдренная опытом главный бухгалтер, учили меня азам этой нелегкой профессии, которая требует предельного внимания, усидчивости и постоянного повышения уровня знаний. Вспомнил и наших консультантов, которые всегда были внимательны, предупредительны с любым сотрудником. И были готовы ответить на самые нелепые (как я понимаю теперь) и такие сложные (как мне казалось тогда) вопросы.

Борис РАКОВ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.