За что ответит консультант

За что ответит консультант

25.05.2006

Оплачивая услуги, фирма рассчитывает на качественную работу. «Но что если консультанты ошибутся? – опасается главбух ИРИНА. – Штрафы-то с пенями все равно мы будем платить...» Разберемся, насколько обоснованны ее сомнения и какие претензии можно предъявить консалтинговой компании, если вы считаете, что качество ее услуг оставляет желать лучшего.

Сделку, по условиям которой консалтинговая фирма за вознаграждение консультирует компанию по тем или иным вопросам, Гражданский кодекс требует оформлять в виде договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК). При этом к консультационным договорам применяются правила, установленные для договоров подряда (ст. 783 ГК).

По этим правилам подрядчик (в нашем случае – исполнитель) отвечает за то, чтобы его работа соответствовала условиям договора (была выполнена в срок, в указанном объеме и надлежащего качества). Если же исполнитель нарушает условия договора, то заказчик имеет право потребовать от него:

  • безвозмездно устранить недостатки в разумный срок (безвозмездно выполнить работу заново);
  • соразмерно уменьшить установленную за работу цену;

Об этом сказано в статье 723 Гражданского кодекса. К тому же заказчик имеет право потребовать, чтобы контрагент возместил ему убытки, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК).

Попробуем применить эти правила к договору с консалтинговой компанией и уточним, в каких случаях и каким образом можно наказать консультантов за некачественную работу.

Привлекаем без проблем

Такое нарушение, как нарушение срока выполнения работы (срока для оказания консультации), доказать достаточно просто. Статья 708 Гражданского кодекса прямо предусматривает ответственность исполнителя за нарушение сроков, установленных договором. Поэтому достаточно предусмотреть в договоре с консультантами сроки для ответов на ваши запросы и пени за каждый день просрочки. Если все вопросы вы будете формулировать письменно, оставляя у себя их копии с датой передачи заданий консультантам, никаких проблем в суде у вас не возникнет.

Несложно доказать и выполнение работы не в том объеме, который вы заказывали. Для этого вам нужно иметь на руках опять-таки письменное задание консультантам и их письменный же ответ, из которого будет видно, что именно они сделали, а о чем забыли.

«При составлении договора на оказание консультационных услуг нужно предельно четко фиксировать предмет договора. И подробно прописывать, какие именно услуги оказывают консультанты, на какие именно вопросы и в каком виде они должны ответить, – советует Андрей Строганов, ведущий юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы “Клифф”. – Важное значение имеет и сама постановка задачи консультантам. Формулируя ее, необходимо максимально подробно описать ситуацию, для экспертного заключения по которой компания обращается к консалтинговой фирме, а также четко сформулировать вопросы, на которые ее специалисты должны дать ответы. Это поможет избежать размытых и неконкретных, а в ряде случаев и неправильных ответов», – считает Андрей.

Консультация может заключаться в том, чтобы помочь фирме составить документы по определенной форме или по определенным требованиям. Если по итогам такой консультации у вас не приняли документы из-за нарушения требований к их форме, можете смело предъявить консультантам претензии и потребовать возмещения убытков. Так, например, одна компания отказалась платить консультантам за то, что они неправильно составили документы для подачи в суд (в связи с чем иск в суде не приняли). Кроме этого консультантам пришлось еще и возместить фирме убытки в виде взысканных налогов и пени. Дело в том, что если бы документы были составлены правильно, налоговой инспекции запретили бы безакцептное списание. Вынося решение по этому делу, арбитры подчеркнули, что консультанты обязаны оказывать услуги качественно и должны нести ответственность за нарушение своих обязательств (постановление Президиума ВАС от 23 февраля 1999 г. № 2732/98).

Только не забудьте – если у вас есть какие-то претензии к выполненной работе, обязательно укажите это в акте приема-передачи работ. Или вообще составьте письменный отказ в приемке работ и приведите причины. Имейте в виду: статья 720 Гражданского кодекса лишает заказчика права предъявлять претензии исполнителю, если он подписал акт приемки работ без замечаний. Сослаться можно только на те обстоятельства, которые указаны в акте.

Сложнодоказуемые случаи

Наказать консультантов за неправильные ответы несколько сложнее. «С одной стороны, такую некачественную услугу закон также расценивает как ненадлежащее исполнение должником своего обязательства, – поясняет Андрей Строганов. – Если, руководствуясь неверным советом консультантов, компания совершила действие (или бездействие), результатом которого стал налоговый штраф, он расценивается как убыток, и консалтинговая фирма обязана его возместить. Однако, – подчеркивает Андрей Строганов, – для того чтобы выиграть суд о взыскании с консалтинговой фирмы убытков, компании-клиенту придется доказать:

  • противоправность действий консалтинговой компании (в данном случае то, что ответ консультанта является неправильным);
  • факт причинения убытков и их размер (уплата налогового штрафа);
  • причинно-следственную связь между противоправными действиями консультантов и убытками (то есть тот факт, что именно неправильный ответ стал причиной убытков)».

Как показывает практика, серьезные проблемы могут возникнуть именно с подтверждениями причинно-следственной связи. По мнению Ивана Чемичева, ведущего юриста «Налоговой компании “Патера”», говорить об ответственности за неправильные консультации можно только в одном случае – если у компании на руках есть письменное заключение консультантов, в котором они рассматривают четко описанную ситуацию и дают однозначную рекомендацию действовать каким-либо образом.

Однако Иван Чемичев отметил, что, рассматривая сложный вопрос, консалтинговые компании чаще всего описывают все возможные риски и предлагают на выбор заказчика тот или иной вариант поведения. В таком случае риск ответственности в результате применения того или иного варианта ложится на заказчика.

Дмитрий Черепков, юрист Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры», посоветовал заключать договоры с теми консалтинговыми компаниями, которые страхуют свои профессиональные риски. В этом случае заказчик сможет получить возмещение ущерба, вызванного некачественным оказанием услуг, от страховой компании.

Кстати, имейте в виду: если совет консультантов действительно окажется неверным (и это будет очевидно из письменного ответа специалиста), то руководителя компании не смогут привлечь к ответственности по статье 199 Уголовного кодекса. Ведь она установлена за «заведомо ложные сведения» в налоговых декларациях. А направляемый консультантам запрос – веское доказательство того, что директор искренне старался действовать в рамках закона.

Претензии налоговой – не показатель

«Неверные рекомендации могут больно ударить по репутации. А консалтинговые компании ей очень дорожат, – говорит Марина Павлова, заместитель генерального директора аудиторской фирмы “Бейкер Тилли Русаудит”. – Поэтому, прежде чем высказать свое мнение, мы всегда оцениваем вероятность возникновения налоговых споров. Однако ни для кого не секрет, что налоговые инспекторы зачастую предъявляют неправомерные претензии, рассчитывая на то, что предприятие сочтет суммы санкций несущественными и не захочет тратить время и силы на судебные разбирательства».

«Если инспекция предъявила претензию по вопросу, который рассматривался консультантом, это еще не значит, что консультанты дали неверное разъяснение. Инспекторы часто придираются только для того, чтобы поставить галочку и отчитаться о суммах найденных недоплат, – подтверждает Наталья Малофеева, заместитель генерального директора аудиторской компании “Horwath МКПЦН”».

«В любом случае серьезная консалтинговая компания всегда осуществляет юридическую поддержку клиента, – добавила Марина Павлова. – Помогает составить протокол разногласий с налоговой инспекцией, участвует в переговорах, а также отстаивает свою позицию и интересы клиента в суде».

Елена КОРЕЦКАЯ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA