Зачем фирме внешние советчики

Зачем фирме внешние советчики

25.05.2006

На Западе бизнесмен шагу не ступит, не посоветовавшись с консультантом. У нас же многие руководители считают, что это напрасная трата денег. «Лучше израсходовать их на зарплату квалифицированному бухгалтеру», – рассуждают они. Попробуем разобраться, стоит ли пользоваться услугами посторонних советчиков.

Не все сами с усами

Некоторые наши соотечественники скептически относятся к внешним консультантам. Они уверены, что со всеми своими проблемами способны справиться самостоятельно. Однако многие другие считают, что одна голова хорошо, а две – лучше.

Валерий Кононов, генеральный директор ООО «Шибер»: «Одна аудиторская компания предлагала нам консультационные услуги: бухгалтерские, налоговые и управленческие. Нам обещали повышение эффективности производственной и финансовой деятельности. Консультанты убеждали нас, что “растить рентабельность” – это их профессия. Но я не уверен, что от их советов будет сногсшибательный экономический эффект. Я работаю в металлургии уже более 40 лет. И главный бухгалтер работает у нас уже почти 20 лет. Что нового нам могут посоветовать люди, которые вообще не имеют представления о нашем производственном процессе?»

Марина Павлова, заместитель генерального директора аудиторской фирмы «Бейкер Тилли Русаудит»: «Зачастую некоторые бухгалтеры и руководители недооценивают эффект, который они могут получить от сотрудничества с консультантами. Конечно, бухгалтер, проработав на предприятии 20 лет, может досконально знать свое дело, но, к сожалению, никто не застрахован от ошибок, особенно если “варится в собственном соку”. Даже самые опытные и профессиональные люди могут стать жертвой устоявшихся традиций, которые мешают принимать правильные решения.

Взгляд бухгалтера зачастую бывает “замылен”. Поэтому в учете своей родной фирмы он может не заметить какой-то недостаток или проблему либо не посчитает это проблемой. А консультант поможет увидеть ситуацию со стороны и свежим взглядом. Это позволит выявить слабые места и получить экономический эффект, например, за счет оптимизации схем расчетов с контрагентами или выбора оптимальных методов ведения учета».

Кирилл Кожухов, владелец продовольственного магазина: «Это точно. Например, мне консультанты очень помогли. Мой бухгалтер посоветовала заключить договор с компанией, которая оказывает услуги по ведению бухучета. Потому что у нее было слишком много технической работы, и она просто физически не успевала выполнять ее. У нас был принят особый порядок погашения задолженности перед поставщиками: каждый день – по небольшой сумме, но каждому поставщику. Бухгалтер разносила данные о платежах в учетные регистры ежедневно примерно по 50 контрагентам.

Специалисты бухгалтерской компании порекомендовали нам сократить количество платежей в день. Для этого имеющиеся денежные ресурсы было предложено направлять двум-трем поставщикам исходя из условий договоров. Эта простая рекомендация позволила высвободить большое количество времени. Так как теперь не нужно было печатать кучу платежных поручений, подписывать их и отражать эти платежи в учетных регистрах. Кроме того, снизились риски возникновения технических ошибок, которые неизбежны на этапе переноса данных в учетные регистры. Поэтому через некоторое время моя бухгалтер поняла, что она вновь сможет вести учет самостоятельно».

Валерий Кононов: «Мы в итоге все-таки воспользовались услугами консультантов. Но не для “оптимизации учета и повышения рентабельности”. А для того, чтобы обезопасить себя от возможных претензий контрагентов, государственных и налоговых органов. Нашему бухгалтеру уже 50 лет, и в принципе она хороший специалист. У нее всегда идеальный порядок в документах, вся отчетность сдана вовремя, сроки платежей соблюдены. Но ей трудно отслеживать все новые инструкции, письма и изменения в законы, которые наши чиновники плодят чуть ли не ежедневно. Она порой не может разобраться, что имели в виду “законотворцы” в своем очередном опусе».

Марина Павлова: «Действительно, наше законодательство не позволяет расслабиться. Для того чтобы держать руку на пульсе, необходимо не просто отслеживать изменения, но и уметь правильно трактовать закон. К сожалению, нередки ситуации, когда тот или иной нормативный документ не дает однозначного ответа на вопрос, как отразить данную операцию в учете правильно. В этом случае бухгалтеру просто необходим совет квалифицированного консультанта».

Наталья Малофеева, заместитель генерального директора аудиторской компании «Horwath МКПЦН»: «Некоторые вопросы в налоговом законодательстве освещены так, что иногда бывает даже не два, а больше мнений по их решению. В этом случае хороший консультант прежде всего проинформирует своего клиента обо всех возможных вариантах решения вопроса, выскажет свою точку зрения, расскажет о мнении налоговиков и познакомит с арбитражной практикой. Поэтому претензии контролирующих органов хотя бы не будут неожиданностью».

Теоретики помогают практикам

Юлиана Петракова, главный бухгалтер ЗАО «Техсервис-лифт»: «А я считаю, что бухгалтер – это практик, который пуд соли съел, трудясь на бухгалтерской ниве, а консультант – это теоретик, который, конечно, читает много профессиональной литературы, внимательно изучает все изменения законодательства. Но иногда он даже не знает, как выглядит налоговая декларация. И поэтому вряд ли он может посоветовать что-то дельное опытному, закаленному в боях бухгалтеру».

Марина Павлова: «Доля правды в этом есть. Но нельзя забывать о том, что консультанты обладают более широким кругозором, чем бухгалтеры. Потому что они работают с предприятиями различных отраслей и видов деятельности, все время вынуждены решать новые нестандартные задачи. Таким образом, консультанты получают уникальный разносторонний опыт, который вряд ли сможет получить даже опытный бухгалтер, который проработал в своей отрасли много лет. Консультант иной раз заранее знает, где у предприятия могут появиться “узкие места”, которые приведут к снижению эффективности работы и вызовут значительные риски».

Дмитрий Федоров, индивидуальный предприниматель, налоговый консультант: «А по моему мнению, для консультанта не так важно знать тонкости технологического процесса в конкретной отрасти. Ведь правила бухгалтерского учета и Налоговый кодекс у нас одни и для хлебопекарни, и для строительной компании, и для торговой организации. Хотя, конечно же, во многих аудиторских фирмах есть специализированные подразделения, например для обслуживания строительного, страхового или гостиничного бизнеса».

Наталья Малофеева: «Кроме того, ни один, даже опытный бухгалтер не может быть уверен в том, что у него не появится никаких неясностей, если в деятельности предприятия возникнут не характерные для него ситуации. Например, бухгалтер строительной компании может впервые столкнуться с операциями с ценными бумагами, лизинговыми сделками, доверительным управлением».

Ирина Кузьмина, менеджер центра повышения квалификации: «По роду работы мне часто приходится общаться с бухгалтерами. И я вижу: несмотря на то что они считают себя профессионалами в своей отрасли, иногда даже маленький шажочек в сторону вызывает у них панику и они обращаются за помощью к коллегам. Так что, по моим наблюдениям, далеко не все бухгалтеры обладают способностью самостоятельно анализировать нормативную базу и использовать действующие законы и инструкции применительно к новой ситуации. А для консультанта – это одно из основных профессиональных качеств».

Этого бухгалтер не знает

Даже опытные и высокопрофессиональные бухгалтеры заключают договоры с консалтинговыми фирмами. Потому что эти фирмы оказывают целый комплекс услуг, которые помогают экономить время руководителя и главного бухгалтера.

Наталья Малофеева: «Для решения поставленной задачи не всегда бывает достаточно знаний бухучета и налогообложения. В практике многих фирм зачастую встречаются ситуации, в которых необходима помощь юристов, оценщиков, специалистов по управлению. Далеко не у каждого предприятия в штате есть такие сотрудники. А в консультационной фирме такие специалисты будут обязательно. Еще консалтинговые фирмы предлагают информационную поддержку и учебные мероприятия. Например, в нашем учебном центре мы проводим специализированные курсы повышения квалификации».

Кирилл Кожухов: «А бухгалтерское обслуживание нашей компании включало в себя различные бонусы. Например, мы регулярно получали от консалтинговой фирмы статьи по вопросам бухгалтерского учета, а также различные обзоры: арбитражной практики по налоговым спорам, изменений законодательства, типичных нарушений, выявленных при проведении аудиторских проверок».

Марина Павлова: «Консалтинговые фирмы имеют гораздо больше возможностей для сбора, систематизации и анализа информации, чем предприятие. Например, в нашей компании помимо различных информационно-правовых баз данных существуют базы знаний, содержащие наработки наших специалистов из разных департаментов. Кроме того, в случае необходимости мы можем привлекать специалистов этих департаментов к участию в проекте».

Возраст и профессионализм

Инесса Селина, главный бухгалтер ООО СК «Домстрой»: «Недавно была у нас аудиторская проверка за прошлый год. Вместе с аудитором пришел консультант, мальчик лет двадцати пяти. Сам бухгалтером никогда не работал, даже плана счетов не знает. Но зато считает себя знатоком налогового законодательства. Ну и что он мне может наконсультировать? Кстати, у меня-то аудиторский аттестат есть, а у него – нет.

Выходит, что для работы аудитором у нас в стране нужна лицензия и аттестат, а для того, чтобы заниматься консалтингом, ничего не надо. Так что же получается: кто захочет – может идти и консультировать? Сразу после института, не имея опыта работы ни бухгалтером, ни налоговым инспектором, ни аудитором?»

Кирилл Кожухов: «Но насколько я знаю, многие аудиторские фирмы, в том числе и компании большой четверки, набирают молодых людей, только что завершивших обучение в вузе. Это обычная практика».

Марина Павлова: «Молодые специалисты начинают свою трудовую деятельность в любой профессии. Но это не значит, что консультировать может любой, кто получил соответствующее образование. Помимо того что консультант – это высококвалифицированный специалист с широким кругозором, это профессия еще и творческая.

И поэтому при подборе сотрудников мы предъявляем к ним и к их квалификации довольно высокие требования. Нам важны не только образование, опыт, но и личностные качества. В нашей компании используется многоуровневая система отбора специалистов, которая включает тестирование по профессиональным знаниям, разбор кейсов, собеседование со специалистами профильных департаментов.

И важен не возраст консультанта, а хорошее образование, гибкость ума, креативность, способность анализировать и делать выводы, обучаемость и стремление к развитию. В нашей компании молодые специалисты работают под строгим контролем опытных сотрудников и со временем становятся настоящими профессионалами своего дела».

Наталья Малофеева: «Бывает, что компания “растит” консультантов самостоятельно: молодые специалисты в течение нескольких лет работают в аудиторской фирме, занимаются ведением учета, аудитом и постепенно переходят на более сложные участки работы. Как правило, это люди, которые обладают аналитическим складом ума и способны мыслить неординарно. Такие специалисты впоследствии станут очень толковыми консультантами, несмотря на то, что поначалу им может недоставать опыта.

Тем не менее даже на стадии трудоустройства наша компания предъявляет к соискателям-консультантам достаточно высокие требования. У них должен быть опыт работы в должности главного бухгалтера, налогового инспектора или аудитора не менее пяти лет. Также мы проводим жесткое тестирование на предмет знания бухгалтерского учета, налогового законодательства, а также законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. И нередко при тестировании оказывается, что специалист, имеющий опыт работы три года, лучше знает предмет, чем проработавший 20 лет. Так что дело не в стаже, а в способностях и желании учиться».

Нужны ли фирме консультанты?

  • Да, бухгалтер не может знать всего – 65%
  • Да, у них действительно полезные идеи – 25%
  • Нет, зачем зря тратить деньги, мы сами справляемся – 15%
  • Нет, есть негативный опыт работы с ними – 5%

Опрос, который мы провели на сайте www.klerk.ru, показывает, что большинство бухгалтеров уверены, что им необходима помощь консультантов. И только пятая часть считает, что лучше все делать самим.

Елена РАКОВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA