Жулик-банк для товарища Бендера

Жулик-банк для товарища Бендера

19.05.2006

Банки – это фабрики по производству финансовых услуг, «сырьем» для которых служат деньги. А там, где большие деньги, всегда найдутся желающие поживиться за чужой счет. Новоиспеченные дети лейтенанта Шмидта изобретают все новые и новые способы мошенничества в банковской сфере.

Обман в кредит

Кредитование – самая «любимая» банковская операция мошенников. Ведь банк сам «вручает» вам свои денежки. Надо только придумать, как бы похитрее их получить, чтобы потом не надо было возвращать. Особенно участились случаи обмана с развитием экспресс-кредитования. Такая кредитная схема предполагает, что кредит, например, на покупку бытовой техники, можно получить прямо в магазине. Для этого потенциальный покупатель должен просто заполнить анкету, которую ему выдаст служащий мобильного офиса банка.

Для аферы с «быстрыми» кредитами используют незамысловатые способы мошенничества. Например, подделку документов. Один из вариантов: мошенник просто вклеивает свою фотографию в украденный паспорт гражданина приблизительно своего возраста. Работник мобильного офиса должен незамедлительно решить вопрос о выдаче экспресс-кредита, и у него нет возможности всесторонне проверить подлинность документов, которые предоставил ему заемщик.

Если банковский специалист принял положительное решение по кредиту, то он просто снимет ксерокопию с паспорта и подошьет ее в кредитное досье заемщика. А тот в свою очередь навсегда исчезает вместе с дорогостоящим холодильником или домашним кинотеатром.

Если гражданин, который потерял паспорт, вовремя заявил об этом в милицию и из ксерокопии паспорта, которая осталась а кредитном досье банка, очевидно, что на нем фотография другого лица, то у бывшего владельца паспорта есть все шансы доказать, что «он тут ни при чем». В этом случае жертвой обмана будет банк, так как именно он понес финансовые потери.

А вот если мошенником является банковский служащий, который «состряпал» кредитное дело с помощью реальных данных и «действующих» документов клиента, то дела последнего плохи.

Рассказывает Марина, клиентка одного широко известного банка: «Мне позвонили из отделения, в котором у меня открыт счет, и сказали, что я уже на несколько дней просрочила платеж по кредиту. Я действительно недавно обращалась к ним с заявлением на получение кредита, но мне отказали, объяснив, что я запрашиваю слишком большую сумму для моего уровня дохода.

Я тут же поехала в банк разбираться. Каково же было мое изумление, когда мне показали мое кредитное дело. В нем были все документы, которые я предоставляла в банк для получения кредита: заявление, ксерокопия паспорта, справка 2-НДФЛ, техпаспорт на автомобиль, который я хотела передать в залог. Но больше всего меня поразило, что в деле были кредитный договор и договор залога, которые я якобы подписала. Подпись действительно была похожа на мою как две капли воды, но ведь ее можно было скопировать с моего заявления, которое я действительно подписывала собственноручно!

Разумеется, я отказалась возвращать этот липовый кредит, и банк подал на меня в суд. Мой адвокат говорит, что надо требовать проведения почерковедческой экспертизы. Но я очень волнуюсь: смогут ли эксперты по такой маленькой закорючке определить, что она сделана не моей рукой? И еще меня одолевают сомнения: а что если сама подписала эти листки? Я же заполняла в банке какие-то документы, где-то ставила свою подпись. Вдруг сотрудник банка подсунул мне эти бумажки, а я “подмахнула” их не глядя».

Кредит на выпивку

Другой вариант кредитной аферы предполагает участие подставных лиц. Для этого мошенники чаще всего используют людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. «Асоциальный элемент» приобретает в магазине выбранный подельником товар в кредит. При этом он предъявляет банковскому клерку, который оформляет выдачу кредита, свои подлинные документы. За это пьянчужка получает от организатора аферы небольшое вознаграждение. При этом он часто даже не задумывается о том, что впоследствии банк может предъявить ему претензии.

Мошенники прибегают к услугам «алкоголиков и тунеядцев» не только при покупке в магазине товаров в кредит. Не слишком щепетильные граждане с настоящими документами – ценные помощники при получении кредитов в денежной форме непосредственно в банке. Здесь тоже возможны варианты.

Мошенники могут обратиться за потребительским кредитом. В этом случае помимо подлинных документов, которые удостоверяют личность, потенциального заемщика необходимо снабдить фальшивой справкой № 2-НДФЛ. Ведь у алкоголиков и наркоманов, как правило, нет постоянного места работы с достаточной зарплатой. Нужно только найти фирму, которая поможет аферисту. Это может быть фиктивная фирма, которая фактически не ведет никакой деятельности и которую потом банку не удастся разыскать. Иногда мошенник сам «рисует» печать какой-нибудь фирмы. В справке аферист указывает номер телефона, по которому он сам будет отвечать на звонки банковских служащих, если те захотят проверить достоверность указанных в справке сведений.

Но еще большую «прибыль» можно получить, если открыть контору «Рога и копыта», владельцем которой будет безработный любитель выпивки. Ведь фирмы могут претендовать на кредит в сумме гораздо большей, чем граждане. Поэтому такая «операция Ы» при кажущейся трудоемкости может быть весьма выгодна. Стоит отметить, что банки тщательно проверяют документы фирм, которые обращаются к ним за кредитом, анализируют их финансово-хозяйственную деятельность, требуют залог. Поэтому зачастую в таком кредитном «деле» мошенникам не обойтись без помощи сотрудников банка.

Свободно конвертируемая афера

Мошенничество в валютной сфере тоже довольно популярно в нашей стране. Его масштаб может быть разным. От несанкционированного вывода капитала за рубеж по подложным документам до попытки обменять фальшивую валюту.

Бывают и уникальные случаи. Например, в конце прошлого года в средствах массовой информации сообщалось о мошеннике, который обманывал работников обменных пунктов с помощью гипноза. По словам кассиров, к ним подходил мужчина и, внимательно глядя в глаза, начинал что-то говорить. Приходили в себя они только через некоторое время и начинали понимать, что, находясь в гипнотическом состоянии, отдали мошеннику все наличные.

Иногда преступники пользуются невнимательностью кассиров обменника. Ведь при работе с денежными знаками «чужого» государства так легко ошибиться. Рассказывает сотрудница обменного пункта одного из московских банков: «Этот случай произошел еще до введения в оборот евро. Приходит ко мне под вечер молодой человек, кладет в лоток деньги и начинает спрашивать что-то про то, с чем выгоднее ехать в Украину – с рублями или долларами. Я достаю деньги из лотка, считаю, там пять тысяч марок. Большая сумма! Стараюсь не ошибиться при пересчете курса, несмотря на то, что парень пытается отвлечь меня разговорами. Немецкие марки мы тогда покупали по 13,60. Отсчитываю 68 тысяч рублей, молодой человек забирает их и быстро уходит не пересчитывая. В конце рабочего дня я начала считать деньги. Тут к моему ужасу обнаружилось, что болтливый юноша сдал пять тысяч финляндских марок! С этой валютой мы вообще не работали, а по курсу Центробанка за пять тысяч финляндских марок можно было получить только 22 305 рублей.

До сих пор не понимаю, как я могла так ошибиться. Могу объяснить это только тем, что все мое внимание было направленно на то, чтобы убедиться, что деньги не фальшивые, и правильно сосчитать сумму».

Однако иногда и сами работники обменных пунктов бывают нечисты на руку. В большей мере это относится к пунктам, которые работают под вывеской какого-либо банка, а на самом деле принадлежат частному лицу. Известны случаи, когда при обмене иностранной валюты на рубли последняя купюра, из тех, что кассир выдает клиенту, «залипает» в лотке обменника. Часто при этом кассир сообщает клиенту сумму рублей, которая ему причитается, и слишком явно демонстрирует отсчет денег, чтобы у клиента не возникло желания пересчитать их. Если клиент, получив деньги, тут же их пересчитывает и обнаруживает недостачу, то кассир говорит: «Вот, вы из лотка не все вытащили». А если клиент не сочтет нужным перепроверить сумму (только что ведь при нем кассир пересчитал), то нечистоплотный работник обменного пункта обогатится на 500–1000 рублей.

Зал игровых банкоматов

В отличие от «наглых» валютных кассиров «пластиковые» жулики действуют более деликатно. Но и среди них есть те, кто облапошивает население и банки примитивными старыми методами, а есть и такие, кто не чужд техническому прогрессу.

Например, до сих пор жив самый простой метод воровства, не требующий никаких технических ухищрений. Мошенник подсматривает ПИН-код, когда гражданин получает деньги в банкомате, а позднее просто крадет у него карту. Однако сейчас владельцы карт серьезнее относятся к мерам безопасности, чем несколько лет назад. Они избегают открыто набирать код карты, когда у них за спиной маячит неизвестная личность.

Поэтому аферистам приходится совершенствовать методы «отъема денег у населения». Прогрессивные мошенники вытаскивают деньги из электронного кошелька с помощью различных приспособлений. Например, устанавливают на клавиатуру банкомата специальную накладку, которая повторяет настоящие кнопки клавиатуры. Владелец карты снимает деньги, а фальшивая «клавиатура» запоминает, какие кнопки и в каком порядке нажимал клиент. Таким образом ПИН-код становится известен мошенникам.

Иногда аферисты используют миниатюрную видеокамеру. Ее устанавливают в помещении, где расположен банкомат. Сами мошенники сидят в припаркованном рядом автомобиле и на экране переносного компьютера могут видеть, какой код набирают владельцы пластика.

Жулики, которые не имеют «шпионского оборудования», обходятся более примитивными средствами. Они устанавливают в приемник карт пластиковый конверт. Банкомат «проглатывает» карту, но не может считать с нее данные. Не получается у него и «выплюнуть» ее обратно. За спиной клиента стоит сам «автор проблемы» и смотрит, какой ПИН-код набирает «жертва». После того как хозяин карты отчаивается получить ее обратно и уходит, чтобы позвонить в банк, мошенник нехитрым приспособлением достает конверт с картой и тут же снимает деньги.

Но все эти аферы – детские шалости по сравнению с махинациями, которые совершают мошенники с помощью интернета.

«Банк-эмитент имитирует пластиковые карты»

Кражу реквизитов и кодов банковских карт через интернет специалисты называют кардингом. При этом способе воровства мошенники берут данные карт со взломанных серверов банков, платежных и расчетных систем, а также с персональных компьютеров.

Некоторые мошенники предпочитают получать данные пользователя без применения «грубого насилия». Они делают так, что держатели карт сами сообщают им необходимые реквизиты. Такой вид мошенничества именуется фишингом.

По информации сайта www.ru.wi-kipedia.org, организаторы фишинг-атак рассылают электронные письма от имени известных компаний и вставляют в них ссылки на фальшивые сайты. Оказавшись на таком сайте, пользователь рискует сообщить преступникам ценную информацию. За год фишинг-атакам подвергаются десятки миллионов пользователей интернета.

В 2004 году клиенты одного крупного банка получили письма по электронной почте, которые были написаны якобы от имени самого банка. В них содержалась просьба подтвердить некоторые данные своей пластиковой карты. Для этого клиент должен был нажать на ссылку, которая была указана в письме. При этом он попадал на сайт-обманку, который был полностью аналогичен реальному сайту настоящего банка. В указанном месте он вводил номер карты и ПИН-код. Все, информация в руках мошенников!

Зеркальные векселя

Это одна из самых беспардонных схем мошенничества. Внешне она выглядит так.

Фирма приобретает банковские векселя у компании-векселедержателя. Чтобы исключить возможность приобретения подделки, фирма связывается с эмитентом векселя и выясняет, выпускал ли он вексель с соответствующими реквизитами. Эмитент подтверждает, что действительно выписывал такие векселя. Однако когда наступает срок погашения векселей, их новых держателей ждет разочарование. Векселедатель сообщает, что векселя с такими реквизитами уже погашены.

Впервые такая махинация стала достоянием общественности благодаря публичным претензиям нескольких организаций, которые купили векселя банка «МЕНАТЕП СПб». Банк отказал им в погашении векселей, подлинность которых подтвердил ранее. Разгневанным векселедержателям ничего не оставалось, кроме как подавать в суд. Правоохранительные органы пришли к выводу, что бланки векселей настоящие и напечатаны в той же типографии, что и аналогичные погашенные векселя банка.

Понятно, что для того, чтобы отпечатать в типографии бланки строгой отчетности с одинаковыми номерами, необходимо заручиться «помощью» кого-либо из ее сотрудников. Однако, кто именно это сделал (сам банк или один из последующих векселедержателей), следствию выяснить не удалось.

Наши хакеры – самые хакерные

Не перестаешь восхищаться талантами наших компьютерных гениев, когда читаешь сообщения о совершенных ими «подвигах».

Недавно в Москве и Санкт-Петербурге была задержана группа хакеров, которые грабили французские банки и их клиентов через интернет. Они рассылали владельцам банковских счетов (компаниям и частным лицам) письма по электронной почте, которые содержали вирус. Когда получатель открывал письмо, вирус незаметно внедрялся в компьютер. И когда пользователь начинал связываться с банком для того, чтобы совершить нужные ему операции, программа активизировалась и начинала пересылать пароли, номера счетов, кредитных карт своим хозяевам.

За границей электронный банкинг развит достаточно широко. Не только многие компании, но и граждане получают банковское обслуживание через интернет. Поэтому нашим «умельцам» удалось ограбить французов почти на один миллион евро. Французским полицейским потребовался год, чтобы вычислить и обезвредить киберграбителей.

Елена РАКОВА

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное