Сколько стоит начать бизнес с нуля

Сколько стоит начать бизнес с нуля

17.04.2006

Открыть собственное дело – мечта многих финансовых специалистов. Какой минимальный капитал понадобится начинающей компании? Очевидно, что ответ на этот вопрос зависит от деятельности, которой она будет заниматься. Например, торговать пирожками можно и не имея больших денег. Другое дело – что-либо производить. Однако существует неторговый вид бизнеса, который можно начать без астрономических первоначальных вложений. Главный бухгалтер недавно открывшейся туристической фирмы Надежда Куксова в своей статье рассказала о «стартовых» расходах туроператора.

Мой генеральный директор (он же учредитель компании) захотел открыть туристическое агентство. По его мысли, фирма должна была организовывать отдых клиентов как самостоятельно, так и продавать готовые туры других операторов.

Сначала директор заплатил юристу 1000 рублей за помощь в составлении учредительных документов. Затем он внес 5000 рублей на банковский счет компании для оплаты уставного капитала. Напомню, в пункте 1 статьи 14 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) сказано, что уставный капитал ООО должен быть не меньше 100 МРОТ. То есть 10 000 рублей (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», далее – Закон о МРОТ). Причем на момент государственной регистрации достаточно внести половину этой суммы (п. 2 ст. 16 Закона об ООО). Оставшуюся часть (5000 рублей) нужно оплатить в течение года с момента госрегистрации. В противном случае фирму должны ликвидировать (п. 2 ст. 20 Закона об ООО).

Кроме того, за регистрацию мы заплатили госпошлину в 2000 рублей (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Таким образом, в сумме первоначальные затраты учредителя составили 8000 рублей.

Лицензия – 23 700 рублей

Зарегистрировать фирму оказалось намного проще, чем получить лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность. Требования к соискателям разрешительных документов достаточно жесткие. Они прописаны в постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности». В частности, в штате компании-туроператора должны состоять минимум семеро человек. При этом 30 процентам из них нужно иметь либо специальное туристическое образование (высшее, среднее или дополнительное), либо стаж работы в отрасли не меньше пяти лет. Руководителю также необходимо соответствовать последнему требованию. Кроме того, у него обязательно должно быть высшее образование, пусть и не «туристическое». Также на момент подачи документов на регистрацию нам нужно было иметь на руках договор об аренде офиса.

К слову, к турагентам законодательство более лояльно. Для их успешного лицензирования не важно, сколько людей состоит в штате. Достаточно, чтобы сотрудники имели трехлетний стаж работы. Да и то им должны обладать всего лишь 20 процентов из них. Требования к руководителю в данном случае также менее жесткие: кроме высшего образования, ему достаточно иметь трехлетний стаж работы в области туризма.

К сожалению, для нас описанные требования были совершенно невыполнимы. Так, у генерального директора не хватало стажа – в сфере туризма он отработал всего лишь два года вместо требуемых пяти. Да и нанимать на работу семерых специалистов и платить им заработную плату, когда компания еще не начала деятельность, мы были просто не в состоянии. Казалось, лицензия на туроператорскую деятельность нам «не светила».

Выход из создавшегося положения был найден неожиданно. Директор обратился в юридическую компанию с сомнительной репутацией. Ее телефон он нашел в одной из газет с объявлениями. Юристы предложили «сделать» стаж генеральному директору и добиться, чтобы никто не проверял трудовые книжки наших сотрудников. Разумеется, небесплатно.

Трудовая книжка старого образца обошлась директору в 500 рублей. 200 американских долларов (5600 рублей) стоили услуги юридической фирмы.

Семерых опытных специалистов нам искать также не пришлось – должности в штатном расписании были номинальными. Причем большинство из наших «сотрудников» даже не знали, что мы их принимаем на работу. К туризму они, естественно, также не имели никакого отношения.

За помощь в оформлении лицензий мы платили юристам отдельно – 10 000 рублей за туроператорскую и 5000 рублей за турагентскую.

На этом расходы на разрешительные документы не окончились. Ведь надо было заплатить еще и пошлины за рассмотрение контролерами заявлений и выдачу двух лицензий. Они составили соответственно по 300 и 1000 рублей за каждую бумагу (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). То есть в сумме 2600 рублей.

Офис – 38 750 рублей в месяц

Как я уже говорила, для получения лицензии нам потребовалось снять офис. Причем его площадь должна была быть не меньше 30 квадратных метров. Изначально у нас был договор на аренду офиса площадью 15 квадратных метров, что нас вполне устраивало. Но инспекторы отказались его принять. Причина была такой. О том, что туроператоры должны располагать офисом определенной площади, в законодательстве ничего не сказано. Но существует постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Согласно пункту 3.4 этого документа, минимальная площадь, которую должно занимать одно рабочее место, – 4,5 квадратных метра, если сотрудник использует жидкокристаллический монитор. И шесть квадратных метров, если он работает за дисплеем с электронно-лучевой трубкой. Зная, что в офисе туроператора должны трудиться как минимум семеро человек и каждый из них сидит за компьютером, легко сделать нехитрый расчет минимально возможной площади офиса:

7 x 4,5 = 31,5 кв. м.

Именно так сотрудники юридической компании, которая помогала нам получать лицензии, объяснили отказ инспекторов зарегистрировать нас в помещении вдвое меньшей площади. Спорить мы не стали и нашли офис нужного размера. Причем в центре Москвы (точнее – в пределах третьего транспортного кольца). Для этого нам пришлось исследовать предложения о сдаче помещений в наем в специализированных газетах объявлений. В результате мы выяснили, что минимальная стоимость аренды одного квадратного метра площади нужного нам помещения составляет 350 евро в год. Сумма месячной платы в рублях получилась такой:

350 евро x 34 руб. x 30 м. : 12 месяцев = 29 750 руб.

Разумеется, телефон, Интернет, коммунальные услуги, а также уборку надо оплачивать отдельно. Так, коммерческая телефонная линия стоит нам 3000 рублей в месяц. В такую же сумму обходится выделенная интернет-линия и коммунальные платежи.

Итого месячная аренда офиса стоит фирме 38 750 рублей (29 750 + 3000 + 3000 + 3000).

Заработная плата – 9784 рубля в месяц

Семь человек, из которых должен состоять штат туроператора, не могут работать бесплатно. Согласно статье 2 Трудового кодекса, они должны получать хотя бы минимальную зарплату – 800 рублей в месяц (ст. 1 Закона о МРОТ). Однако уже с 1 мая «минималка» увеличится до 1100 рублей в месяц.

Поэтому фирма несет расходы и на оплату труда. Ежемесячный фонд оплаты труда составляет 5600 рублей. Из них 13 процентов – 728 рублей – уходят в бюджет в качестве налога на доходы. ЕСН обходится директору в 1456 рублей (5600 руб. x 26%).

Итого чистые «потери» от начисления минимальной заработной платы у нас ежемесячно равны 2184 рублям (728 + 1456).

Но этой суммой траты на персонал, естественно, не ограничиваются. Ведь даже если фирма не ведет никакой деятельности, есть два человека, которым нужно регулярно платить. Это бухгалтер и уборщица. За сдачу в инспекцию баланса я беру 200 долларов США или около 5600 рублей. Услуги уборщицы стоят директору 2000 рублей.

Итак, ежемесячные расходы на зарплату составляют как минимум 9784 рубля.

Недешевая «мелочь» – 328 100 рублей сразу плюс 6000 ежемесячно

Не могу не упомянуть о расходах на покупку мебели и оргтехники.

Соорудить одно рабочее место из стола, стула, тумбочки, полки, настольной лампы и шкафчика удалось за 9000 рублей. Пришлось купить сразу семь комплектов, иначе мы рисковали потерять лицензию. В итоге этот вид расходов «поглотил» 63 000 рублей (9000 x 7).

Семь компьютеров обошлись нам в 182 000 рублей (по 26 000 каждый). Конечно, можно было купить оргтехнику раза в два – два с половиной дешевле. Но для нас было важно, чтобы мониторы были жидкокристаллическими. Иначе не исключено, что пришлось бы снимать офис на 15 квадратных метров больше – как я уже говорила, согласно СанПиН, на рабочее место с «обычным» монитором должно приходиться не меньше шести квадратных метров площади. В итоге расходы возросли бы на 5250 евро (350 евро x 15 м) в год или примерно 178 500 рублей (5250 ев-ро x 34 руб.).

Затем мы купили ксерокс за 6000 рублей, лазерный принтер за 5200 рублей, телефон-факс за 5900 плюс четыре телефонных аппарата по 1000 рублей каждый. Суммарные единовременные расходы на оргтехнику составили 21 100 рублей (6000 + 5200 + 5900 + 1000 x 4).

Канцтовары – папки, ручки, дыроколы, рамочки для лицензий и т. п. – обошлись директору еще в 6000 рублей.

Собственный логотип нужен каждой компании. Вместе с визитками, бланками и т. п. фирма заплатила за него 9000 рублей. Плюс к этому на изготовление и раскрутку собственного сайта мы потратили 47 000 рублей.

И конечно, турфирма ежемесячно дает рекламу. Пока на небольшую сумму – всего 6000 рублей. Уверена, в ближайшем будущем эта статья расходов увеличится.

Итак, единовременные расходы составили не меньше 359 800 рублей (8000 + 23 700 + 328 100). Кроме этого, ежемесячно приходится расставаться с суммой в 54 534 рубля (38 750 + 9784 + 6000).

Совет эксперта

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»

Предприниматель сможет открыть дело дешевле

Туроператорскую и турагентскую лицензию вправе получить не только фирма, но и предприниматель. Закон этого не запрещает. Правда, у него должен быть необходимый опыт работы в туристической сфере. Требования к стажу ПБОЮЛ такие же, как и для руководителей фирм: три года для турагентов и пять лет – для туроператоров. При этом каждые три года предпринимателю придется повышать квалификацию.

ПБОЮЛ имеет ряд преимуществ перед традиционными ООО или ЗАО. Перечислю их.

Во-первых, вся прибыль от продаж туров поступит непосредственно коммерсанту. Он сможет сразу распоряжаться ей по своему усмотрению. Учредители организаций этого делать не вправе. Им придется оформлять множество документов, связанных с распределением прибыли.

Во-вторых, предприниматель не обязан арендовать или иметь в собственности помещение для регистрации юридического адреса – контролеры «учтут» его по месту жительства.

Наконец, ПБОЮЛом дешевле и проще «оформиться». Так, регистрационный взнос для него составит всего 400 рублей против 2000 для ООО. Коммерсанту не придется тратить время и деньги на разработку и регистрацию учредительных документов, формировать уставный капитал.

У предпринимателя всего один серьезный недостаток – по обязательствам он отвечает собственным имуществом. Однако для коммерсантов, которые только начинают работать, он не критичен. Ведь крупных долгов у них, как правило, нет.

В недалеком будущем туристических операторов и агентов избавят от длительной и дорогостоящей процедуры лицензирования. С 1 января 2007 года она будет отменена (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Надежда Куксова, главный бухгалтер

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное