Алкогольный рынок по-прежнему лихорадит

Алкогольный рынок по-прежнему лихорадит

12.04.2006 распечатать

У отечественных производителей алкоголя появилась хорошая возможность усилить свои позиции на рынке. А все из-за того, что 1 апреля вступили в силу положения закона от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ, согласно которым ввозить в страну импортный алкоголь с акцизными марками старого образца нельзя.

Ни бутылки без штрихкода

Что говорить, компаниям, работающим в алкогольной сфере, сейчас не позавидуешь. Это касается как отечественного бизнеса (о неудачном начале года производителей винно-водочной продукции читайте в журнале «Московский бухгалтер» № 2 за 2006 год), так и импортного. Последнему сейчас приходится тяжело.

На пресс-конференции, которую 28 марта проводил Союз участников алкогольного рынка (СУАР), представители организаций-импортеров заявили о том, что зарубежное бизнес-сообщество возмущено действиями чиновников. Фактически, по их словам, введен запрет на ввоз спиртного для всех стран.

— Впервые в истории России импорт алкогольной продукции вообще остановлен, — заявил директор по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов.

Компании действительно оказались в трудном положении. На этот раз проблема не в отсутствии новых акцизных марок. Оказывается, Гознак напечатал их аж 100 миллионов штук. Таможенники получили на руки уже 82 миллиона. Но эти марки никому не нужны. До конца марта на них не был нанесен специальный штрихкод, без которого они считались недействительными.

По словам импортеров, причина в том, что ГУП «Научно-технический центр “Атлас”» Федеральной службы безопасности никак не могло наладить работу Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Напомним, именно с ее помощью наносят на марку этот самый штрихкод. Правда, специалисты «Атласа» ФСБ уверены, что их вины здесь не было.

— Комплекс ЕГАИС уже давно разработан. Более того, с 20 марта мы начали внедрять его в Москве и регионах, многих импортеров подключили. Почему они не работают, не знаем. Мы свою работу выполняем. Наоборот, удивляет, что они не очень-то активны: не спешат закупать необходимое оборудование, — сказал ведущий специалист отдела внедрения и сопровождения информационных систем ГУП «Научно-технический центр “Атлас”» ФСБ Александр Вихлямцев.

Таможня не дает «добро»

Как бы то ни было, а иностранные компании в панике. Многие из них подготовили к отгрузке алкоголь, уплатили за него налоги, но вся продукция встала на границе еще в конце марта.

— Дело в том, что импортеры предвидели сложности с 1 апреля, связанные с новым законом, поэтому многие из них увеличили объем грузов. В результате российская таможня просто не справлялась. Продукция сейчас даже не выгружена на склады временного хранения, — посетовал председатель совета директоров холдинга «Винный мир» Петр Каныгин.

По словам экспертов холдинга, многие предприятия понесли значительные убытки. Оказывается, некоторые магазины уже несколько месяцев не принимают импортный алкоголь. Причина как раз в пресловутых поправках. По закону бутылки со старыми марками можно было ввозить в Россию до 1 апреля, а проданы они должны быть до 1 июля. Понятно, что никто рисковать не хотел. Ведь не секрет, что дорогостоящее спиртное зачастую простаивает на полках не один год.

Как стало известно корреспонденту «Московского бухгалтера», группа депутатов подготовила изменения к закону от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ. Парламентарии предлагают продлить срок ввоза алкоголя, промаркированного по старому образцу, до 1 июля, а срок реализации — до 1 января 2007 года. Данные поправки поступили в правительство, но там их пока не одобрили. Рассчитывать на то, что их примут в ближайшем будущем, не приходится, а время идет...

Правда, по самым оптимистическим прогнозам, импортеры смогут ввезти продукцию в Россию не раньше конца мая.

— После того как получим штрихкодированные марки, мы отправим их за границу, чтобы там обклеили бутылки. На это понадобится еще два-три месяца, — сказал президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов.

Что касается ЕГАИС, то к этому нововведению двоякое отношение. С одной стороны, чем быстрее ее наладят и выдадут необходимые марки со штрихкодами, тем меньше будут убытки у предприятий алкогольной отрасли. С другой — производители считают, что ЕГАИС приведет к очередным проблемам. Каким — пока не знает никто.

О прямой политической подоплеке говорить никто из представителей алкогольного бизнеса не решается. Но это не мешает им высказывать претензии к чиновникам.

— То, что Госдуме и правительству не удалось вовремя подготовиться к этой ситуации, импортерам не интересно, — заявил Александр Романов. — Главное, что мы теперь не можем работать. Нас не волнует, политический это вопрос или нет. Мы занимаемся легальным бизнесом и исправно платим налоги, работаем в интересах государства и граждан, которые покупают нашу продукцию. Если чиновники придумывают разные законы, то почему мы должны от этого страдать?

Совсем неВИНное распоряжение

Если большинство стран все же смогут возобновить работу после того, как получат марки со штрихкодом, то импортерам из Грузии и Молдовы путь в Россию заказан. Наша страна уже столкнулась с дефицитом молдавских и грузинских вин. И дело не в поправках к закону. Проблемы начались еще 27 марта, когда Роспотребнадзор не только запретил ввозить грузинские и молдавские вина, но и приказал убрать продукцию с витрин магазинов.

Распоряжение об этом подписал 25 марта главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Он приостановил выдачу санитарно-эпидемиологических заключений для упомянутых вин. Как заявил глава Роспотребнадзора, более 60 процентов исследованной в марте продукции из Грузии и Молдовы не соответствует установленным требованиям безопасности и стандартам качества. К тому же на бутылках нет информации о том, что производители используют вредные пестициды. Да, они разрушаются во время брожения вина, но при длительном лабораторном анализе их достаточно просто обнаружить, что и сделали наши специалисты СЭС. Об этом говорится в письме Роспотребнадзора от 25 марта 2006 г. № 0100/ 3267-06-23.

А вот участники вышеупомянутой пресс-конференции опасения российских санитарных служб о качестве молдавских вин назвали беспочвенными:

— Как для России, так и для Молдовы использовать пестициды — слишком дорогое удовольствие, — заявил Александр Романов. — У нас практически чистое с экологической точки зрения сырье для виноделия.

Президент Союза участников алкоголь-ного рынка Осман Парагульгов считает, что заключение главного санитарного врача и со-ответствующее письмо в Федеральную таможенную службу не решат проблемы:

— Здоровье нации, конечно, нужно защищать, но это следует делать продуманно.

Сложившимся положением возмущен и председатель совета директоров холдинга «Винный мир» Петр Каныгин.

— Ситуация носит характер коллапса. Огромные партии алкоголя сняты с продажи, еще больше продукции находится в вагонах. Разве такое может быть? Как одним росчерком пера отозвали все документы импортеров, полученные в СЭС? Ведь в последнее время все было нормально, — недоумевает Каныгин.

— Подход к производителям из Молдовы и Грузии удивителен. Запретить ввоз всей продукции из этих республик из-за нескольких найденных нарушений — это абсурд. Представьте, если после автомобильной аварии, в результате которой был нанесен урон здоровью человека, у всех водителей России поголовно отобрали бы права! – возмущался директор по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов.

Вполне возможно, что под удар попадут еще и вина из Аргентины и Чили. В постановлении главного санитарного врача России Геннадия Онищенко они были названы как неблагонадежные импортеры алкоголя. Ежемесячно в Россию поступает около 50 миллионов литров импортного алкоголя. Кстати, в прошлом году доля чилийского вина в общем объеме импорта винодельческой продукции составила 1,5 процента (562,4 тыся-чи дал), а доля аргентинского — 2 процента (722 тысячи дал).

Сотрудники холдинга «Винный мир», который является крупнейшим импортером аргентинского вина, очень обеспокоены пристальным вниманием главного санитарного врача к такой продукции. Они считают, что запрет на продажу вин из Чили и Аргентины — лишь вопрос времени.

Представители рынка согласны с Роспотребнадзором в том, что нужно усилить контроль за качеством поставляемого алкоголя в Россию. Но не путем тотального запрета, когда могут пострадать и добросовестные производители.

Пить или не пить? Для России это не вопрос

По мнению импортеров, многие российские производители действительно окажутся в благоприятной ситуации, но и это не решит проблемы на отечественном рынке алкоголя. Не секрет, что некоторые предприятия используют виноматериалы из Молдовы и Грузии. Среди отечественных компаний, оказывается, далеко не все потирают ладоши, глядя на трудности иностранных конкурентов.

— Отечественное виноделие обеспечит отрасль в лучшем случае на 50 процентов. Этого недостаточно для развития бизнеса. Можно с уверенностью сказать, что такое положение выгодно для Осетии и Кабардино-Балкарии. Именно на их территории производят больше всего суррогатных алкогольных напитков, — сказал Петр Каныгин.

Представители крупного российского производителя крепких спиртных напитков — Группы предприятий «ОСТ» (Черноголовка) также признают, что без импортеров винной продукции отечественному рынку будет трудно. А вот если говорить о крепких спиртных напитках, то Россия, по их мнению, вполне справится без помощи иностранных компаний.

— Наконец-то мы в равных условиях с импортерами, и это не может не радовать, — считает пресс-секретарь Группы предприятий «ОСТ» Алексей Берестовский. — Раньше у них было большое преимущество. Если они могли сами наклеивать марки на бутылки с водкой, то мы должны были привозить свою продукцию на акцизные склады, а это лишняя трата времени и денег.

По мнению отечественных производителей алкоголя, закон от 21 июля 2006 г. № 102-ФЗ в принципе не так плох. Он позволяет импортерам и отечественным производителям работать в одинаковом правовом поле. Нуж- но только переждать время, чтобы чиновники окончательно разобрались во всех его нюансах. Правда, по мнению Берестовского, трудности придется преодолевать в течение всего года.

Игра в бутылочку не закончилась

30 марта Центральная акцизная таможня продемонстрировала запуск долгожданной ЕГАИС. Более того, уже выдано 40 миллионов марок по заявкам, поступившим от организаций. Штрихкод на марке содержит большое количетво информации. Это позволит бороться с нелегальными поставками и с фальсифицированной алкогольной продукцией. Таким образом, ФТС свою задачу выполнила.

Тем не менее остается еще одно испытание. Напомним, что до 1 июля нужно будет оформить новые лицензии на производство и оборот алкоголя. Решение, выдавать их или отказать, будут принимать налоговики, при этом в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. Но и это еще не все. Работники налоговых инспекций имеют право провести дополнительную экспертизу. Тогда ждать лицензии придется в два раза дольше, то есть уже 60 дней.

Сейчас документы на получение лицензий подали 126 столичных организаций из 923. Из-за этого налоговики опасаются большого наплыва заявлений в последние месяцы. Об этом заявила советник налоговой службы Татьяна Шевцова в письме ФНС от 24 марта 2006 г. № ШТ-6-07/322@.

Такая ситуация уже никого не удивляет: вполне по-русски — отложить все до последнего момента. Правда, если компании не успеют получить новые лицензии, жаловаться потом на ФНС уже не получится. Как говорится, кто не успел — тот опоздал.

Импорт алкоголя в Россию от общего объема произведенных в зарубежных странах вин (итоги 2005 года):

  • из Молдавии — 74,8%
  • из Грузии — 70%

40% вин из Молдавии и Грузии было ввезено в Москву

ГЛАВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ — НЕЛЕГАЛЫ

С 1 апреля импортеры обязаны ввозить алкогольную продукцию с новой маркировкой. Правда, из-за того, что до конца марта не была налажена работа ЕГАИС, выдача акцизных марок со штрихкодированием затянулась.

— В тяжелом положении оказались не только импортеры, — сказал начальник управления общественных связей Росспиртпрома Дмитрий Добров. — Российские предприятия также испытывают трудности, они вынуждены периодически останавливать производство из-за недостатка акцизных марок. В этой ситуации в выигрыше останутся только предприниматели-нелегалы, которых не волнуют подобные проблемы: они всегда смогут найти лазейки. Если бы их убрать с рынка, то места хватит всем: и российским производителям, и иностранным.

По данным Федеральной службы статистики, в феврале 2006 года российские предприятия произвели 3,1 млн дал этилового спирта. Это на 52,4 процента меньше, чем в том же месяце 2005 года. Объем водки и ликероводочных изделий в феврале составил 6,3 млн дал, что ниже аналогичного периода прошлого года на 24 процента. Также уменьшилось и производство отечественных виноградных вин на 79,5 процента. В начале 2006 года оно составило 375 тыс. дал. Подобная тенденция коснулась коньяка и плодовых вин. Их объем снизился на 41,8 и на 11,5 процента соответственно. А вот в производстве пива, безалкогольной продукции и минеральной воды наблюдается явное повышение. В феврале отечественные производители выпустили 54,9 млн дал пива (рост на 11,7%), 27,5 млн дал безалкогольных напитков (рост на 10,5%) и 314 млн полулитров минеральной воды (рост на 8,8%).

Марина Басович

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.