Хорошая программа – хорошая работа

Хорошая программа – хорошая работа

30.03.2006 распечатать

Переводя бухгалтерию на определенную программу, компания становится ее заложником. Поэтому, выбирая сотрудников для работы в бухгалтерии, руководство прежде всего смотрит на опыт работы с соответствующим программным обеспечением. Посмотрим, какие требования чаще предъявляют работодатели.

Минимальный набор

На малых предприятиях документооборот небольшой. Зачастую он ограничивается тем, что продавец выписывает счета, счета-фактуры, накладные – то есть все, что нужно клиенту. А входные документы директор «складирует» у себя. В конце месяца бухгалтеру отдают все накопленные «входные и выходные» бумаги.

«Я считаю, что бухгалтер небольшой фирмы должен хорошо знать бухучет, уметь правильно рассчитывать налоги и своевременно сдавать отчетность, – говорит Дмитрий Егоров, директор магазина канцтоваров. – А уж как он это делает: с помощью компьютера или нет – это неважно. Если же бухгалтер хочет автоматизировать учет, пусть сам покупает нужное ему программное обеспечение».

«Руководители малых предприятий в первую очередь обращают внимание не на навыки работы с бухгалтерскими программами, а на рекомендации, профессиональные знания и опыт работы, – подтверждает Наталья Ермолова, менеджер питерского агентства по подбору персонала. – А такие требования, как знание офисных и специализированных бухгалтерских программ или, например, системы “Клиент-банк” руководители небольших фирм указывают редко».

«Действительно, пока количество операций в месяц не превышает сотню, учет можно вести вручную или используя Excel, – соглашается Алла Акимова, главбух интернет-магазина. – Но если главбух ведет несколько фирм или продажи резко увеличиваются, то без программы уже не обойтись. – Когда наша фирма только открылась, у нас было всего около десятка продаж в месяц. Поэтому до меня весь учет и документооборот вели вручную. Однако я хорошо умела работать с компьютером. Поэтому все формы отчетности я скачивала из интернета, потом заполняла и распечатывала их на принтере. Платежки, накладные, счета и счета-фактуры с моей подачи тоже стали делать в компьютере. Потом количество операций за месяц увеличилось, и я попросила купить бухпрограмму. Мы остановились на “БЭСТ”: она поддерживает и общую систему налогообложения, и спецрежимы, в ней есть возможность учета ожидаемого поступления товаров и резервирования. Директору понравилось, что можно проводить анализ деятельности фирмы и то, что есть встроенный язык программирования. А это значит, что программу легко подстроить нужным образом самому».

Надо заметить, что большинство малых предприятий, решивших приобрести программу для бухучета, сталкивается с такой банальной проблемой, как недостаточная техническая оснащенность. Ведь на стареньких компьютерах новые «навороченные» программы не «пойдут». В результате приходится искать старые версии. Соответственно претендентам на должность главбуха малых предприятий может очень даже пригодиться знание старых версий таких программ, как: 1С, БЭСТ, Инфо-бухгалтер, Турбо-бухгалтер, Парус, Галактика. Но поскольку отчетность в нужном формате они уже не формируют, то необходимо знать еще Word и Excel. Ведь в них сделано большинство деклараций.

Типовое оформление

Области деятельности организаций со средними оборотами достаточно разнообразны: торговля, услуги, производство. Месячный документооборот у этих фирм часто намного превышает объем документов, составленных малым предприятием за год. Поэтому большинство средних фирм просто вынуждено использовать бухгалтерскую программу.

«Я считаю, что в работе фирмы с постоянными отгрузками бухпрограмма просто незаменима, – сказала Ирина Богомолова, главбух торговой организации. – У нас большой объем документов, судите сами – иногда до 100 отгрузок в день. И если, например, сначала счета-фактуры в Excel делать, а затем в 1С проводки вводить, то придется удвоить состав бухгалтерии. К тому же программы позволяют сразу автоматически заполнить несколько документов, например счет и счет-фактуру. Это экономит много времени».

О том, какие требования руководители средних фирм предъявляют к бухгалтерам, рассказала Наталья Александрова, менеджер по подбору персонала ККЦ «Профи-Персонал»: «В основном работодатели ищут бухгалтеров со знанием программы 1С, гораздо реже Инфин или БЭСТ. Например, торговые организации отдают предпочтение соискателям, хорошо знающим “1С: Предприятие 8.0”. Возможен прием на работу и бухгалтера, который работал на более ранней версии программы.

Обращают работодатели внимание и на знание офисных программ – это в основном Word и Excel, реже Access. Приветствуют навыки работы с интернетом, работу с электронной почтой.

Кроме того, для работы главбухом в иностранной компании может понадобиться знание “иностранных” программ. То есть программ, которые трансформируют отчетность для иностранных компаний или ведут учет по российским и западным стандартам (IAS, GAAP). Однако, по нашим данным, только 20 процентов из соискателей-бухгалтеров знают принципы GAAP. А программу, которая поддерживает оба плана счетов (например, Scala), знают всего лишь 5 процентов. Обучать же персонал навыкам общения с бухпрограммой в процессе работы большинство российских и иностранных фирм не готово. Они хотят нанять специалиста, который сразу приступит к работе. Поэтому бухгалтерам приходится самим искать подходящие курсы, которые стоят порой недешево».

В последнее время у руководства средних компаний появилось и еще одно новое, очень желательное требование к главбухам: умение работать с конфигуратором или настраивать необходимые параметры в программе. Дело в том, что многие работодатели не хотят тратить деньги на постоянное обслуживание бухпрограммы. Они считают, что сейчас дешевле нанять сертифицированного бухгалтера, который понимает логику программы и умеет ее подстраивать под свои нужды.

О том, как работодатели проверяют «продвинутое» знание бухпрограммы, рассказала Елена Максимкина, главбух московской фирмы: «Когда я устраивалась на работу, меня попросили продемонстрировать свое умение конфигурировать программу. Для этого в нее ввели некорректную операцию, из-за чего сразу вылетело сообщение об ошибке. Именно с этой проблемой мне и нужно было как-то справиться.

Знания продвинутого пользователя мне в работе очень пригодились. У моих бухгалтеров постоянно возникают какие-то вопросы: то налог неправильно рассчитан, то такой стандартной операции нет. Пыталась отправить сотрудников на курсы, которые обучают работе с программой. Но там нужных знаний не дали. Рассказывали только, в какой последовательности нужно команды из меню выбирать, чтобы получить необходимый результат. Например, как рассчитать зарплату. Но это им и так было известно. Видимо, поэтому директор изначально и выдвинул такое условие, как умение настраивать программу – ему надоело постоянно платить консультантам».

Но все же руководство фирм понимает, что даже продвинутый пользователь бухпрограммы – не программист. Поэтому уметь радикально изменить программу от бухгалтера не потребуют. Достаточно, чтобы он грамотно объяснил специалистам, что ему нужно. Так, например, в программе «Электронные деньги – Бухгалтерия» по просьбе одного из клиентов ввели возможность проводить инвентаризацию материальных ценностей при помощи ручного терминала сбора данных, снабженного встроенным устройством считывания штрих-кодов. Без специальных знаний бухгалтер сделать бы этого не смог.

Индивидуальный подход

Крупные организации в большинстве своем делают ставку на индивидуальные программы, которые позволяют контролировать весь производственный процесс. Ведь они в наибольшей степени учитывают потребности конкретной фирмы, особенности технологического процесса. Эти программы строятся в первую очередь для того, чтобы упростить документооборот и получать оперативную информацию для управленческого учета. Бухгалтерия в подобных программах идет отдельным блоком.

Некоторые организации приспосабливают под нужды предприятия одну из типовых программ, заказав у разработчиков некоторые доработки или нужную модификацию на базе Oracle, Парус, БЭСТ. Но иногда крупным фирмам бывает проще написать собственную программу, которая позволит лучше учесть специфику работы организации и пожелания руководства.

«Естественно, нам не обязателен опыт работы соискателя с программой, которую использует наше предприятие, – говорит Михаил Шаров, менеджер по подбору персонала группы фармацевтических компаний. – Выбирая бухгалтера на участок, мы обычно смотрим на опыт работы в данной должности, знание основных навыков работы с компьютером, опыт работы с большим количеством информации. При этом мы обращаем внимание на обучаемость, то есть прикидываем, сколько времени понадобится соискателю, чтобы разобраться в новой программе. Для этого на заключительном этапе тестирования мы показываем кандидату его участок и просим ввести несколько операций».

Немного иные требования для главбухов крупных компаний. «Главный бухгалтер обязательно должен иметь опыт работы в нашей отрасли на аналогичной должности, – считает Михаил. – Хорошо знать офисные программы, уметь работать с интернетом. Иметь представление о работе компьютеров в сети: большое количество пользователей, разграничение полномочий пользователей. Уметь настраивать программу главбуху не обязательно – у нас достаточно своих программистов, которые при необходимости наладят нужный участок в соответствии с пожеланиями бухгалтера».

Однако, по мнению самих бухгалтеров, знание типовых программ и умение конфигурировать облегчает работу и на крупных фирмах. «Я имею опыт работы с несколькими программами – 1С, Галактика – рассказывает Ирина Федотова, главбух фирмы по производству бытовой техники. – И эти знания мне очень пригодились, когда пришлось разбираться в новой программе. Ведь все равно все программы построены примерно по одному принципу.

Настраивают программу у нас программисты. Но если бы у меня не было никакого представления о конфигурации программ, то наше сотрудничество не было бы таким эффективным. Например, недавно по моей просьбе они слегка изменили порядок ввода информации. Дело в том, что я не могу отследить все проводки.

Поэтому наши программисты задали стандартные операции, которые бухгалтеры участка выбирают из списка. Эти проводки программа принимает автоматически. А нестандартные операции программа помечает и требует разрешение от меня или моего зама. Так мы контролируем возможные ошибки, которые в большинстве своем возникают в нетипичных для фирмы операциях».

Конфигурировать — это просто

Об основных вопросах, которые возникают у бухгалтера при работе с программой, рассказал Сергей Русаков, управляющий центральным офисом внедренческого центра «1С:Бухучет и торговля»:

«Многие проблемы, с которыми бухгалтеры к нам обращаются, можно элементарно решить самостоятельно. Например, изменить форму отчета. Ответы на большинство задаваемых вопросов в принципе есть в книжке, которую мы поставляем вместе с программой. Просто надо почитать нужный раздел и не бояться самим внести изменения.

Много вопросов задают и в связи с неправильным расчетом программой налогов. На самом деле обычно такие проблемы возникают из-за того, что бухгалтер изначально задает неправильные параметры. Например, заводя карточку на нового сотрудника, забывает отмечать, что он работает постоянно. Естественно, программа автоматически не делает стандартные вычеты, и расчет НДФЛ происходит с ошибкой. Бухгалтеру нужно быть более внимательным при вводе данных и настройке изначальных параметров.

1С содержит множество нюансов, уникальных возможностей, использование которых поможет бухгалтеру сэкономить время. Подсказать, как могут использовать эти дополнительные возможности специалисты компании. Для более глубокого знакомства с программой можно пройти обучение в Авторизованном учебном центре, который работает в нашей компании».

Рейтинг бухпрограмм

  • 1С – 65%
  • БЭСТ – 7%
  • Инфо-бухгалтер – 6%
  • Парус – 3%
  • Турбо-бухгалтер – 3%
  • Средства MS Office – 3%
  • Галактика – 2%
  • Самописная – 2%
  • Другое – 9%

По мнению самих бухгалтеров, работа с разными бухпрограммами – это скорее исключение из правил и связано в основном с личными предпочтениями пользователей.

Опрос проводился на сайте www.klerk.ru

Евгения ПАЛЬМИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.