Откуда пошел годовой отчет

Откуда пошел годовой отчет

30.03.2006

Сдать годовую бухгалтерскую отчетность – все равно что сдать серьезный экзамен. В рабочий план бухгалтера этот экзамен вошел еще в XVIII веке, хотя от современного варианта он сильно отличался.

Петровское указание

К появлению в российской бухгалтерии годового отчета приложил свою царственную руку Петр I. Это в его Указе о банкротстве, выпущенном в 1740 году и гласившем о необходимости «по окончании каждого года оканчивать и баланс свой чинить».

Этим Указом, хотя и в рекомендательной форме, было положено начало составлению годового бухгалтерского отчета. Но данная рекомендация так и не получила должного распространения. Купцы – хитрый народ, понимали, что учет – это сугубо личное дело каждого коммерсанта, позволяющее выявить размеры преумножения своего капитала. А об этом совсем не обязательно знать государственной казне. Предприниматели не слишком стремились следовать совету государства, а государство не слишком стремилось следить за исполнением своих же рекомендаций.

Требование века корпораций

Только XIX век привнес серьезное отношение со стороны государства к составлению годовой бухгалтерской отчетности. Это было вызвано рядом причин. Первой причиной был бурный рост корпоративной формы организации бизнеса – акционерных обществ. Еще в 1836 году в России было всего лишь десять акционерных предприятий, а к концу века их было уже около 2,5 тысячи. В таких обществах функции владения и управления были впервые разделены. Поэтому у бдительного собственника, вверявшего свое дело и капитал в руки наемного управленца, возникала здоровая потребность в ежегодном бухгалтерском отчете, который помог бы оценить эффективность деятельности последнего.

Второй причиной стало введение промыслового налога. Именно Указ о промысловом налоге регламентировал порядок составления бухгалтерской отчетности и представления ее всем заинтересованным физическим и юридическим лицам. Так, статья 473 Устава предписывала: «правлениям, ответственным агентствам и главным представителям предприятий ежегодно публиковать в журнале “Вестник финансов” заключительные балансы и извлечения из годовых отчетов». Однако структура баланса, состав статей, способы их оценки и представления не регламентировались никаким законодательным документом.

Лишь немногие и очень общие правила составления балансов приводились в инструкции от 11 мая 1899 г. о применении Положения о государственном промысловом налоге. Статьей 103 этого Положения предусматривалось в дальнейшем разработать формы отчетов и балансов, однако эта задача так и не была решена. И неудивительно, что предприятия публиковали отчетность в той форме и в том объеме, в каких им представлялось необходимым, целесообразным и достаточным. Единственным обязательным требованием со стороны государства было – «составлять баланс ежегодно и во всяком случае не более чем за 18 месяцев» (ст. 614 Торгового устава).

Кто во что горазд

Информация, представленная в отчетности, полностью зависела от целей, которые преследовали ее составители. Так, одни стремились завысить актив баланса и для этого вводили новые статьи типа «неисследованные ископаемые богатства», «движущая сила воды» и т. п. Чаще всего это происходило, когда владельцы предприятия хотели показать высокую прибыль и оправдать выплату тех или иных дивидендов либо обосновать чем-то выпуск дополнительных акций и облигаций. Другие, напротив, стремясь занизить финансовые результаты, списывали произвольные суммы со стоимости движимого и недвижимого имущества, остатков товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности (в частности, нередко мелкое конторское оборудование сразу же списывалось на затраты и вообще не показывалось в балансе).

В активе баланса предприятия представляли следующие объекты: имущество реальное, имущество нереальное, должники, расходы по учреждению предприятия (организационные расходы), расходы и убытки прошлых лет, убытки отчетного года. В пассиве имели место: капиталы, кредиторы, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года.

Главное – податная прибыль

Гораздо больше внимания со стороны государства уделялось отчету о прибылях и убытках: нормативные документы довольно жестко регламентировали состав валового дохода, виды расходов и отчисления из него. Согласно инструкции от 11 мая 1899 г., в составе валового дохода выделялось 15 элементов, а все расходы подразделялись на три группы: на управление, содержание и эксплуатацию предприятия (приобретение сырья и материалов, заработная плата, аренда земельных угодий и имущества, покрытие неблагонадежных долгов, погашение закладных листов и облигаций и т. п.); на поддержание предприятия в исправности (расходы по страхованию, ремонту, амортизации имущества); на дела благотворительного характера (улучшение быта рабочих и служащих, устройство и содержание лечебных, учебных и других учреждений и т. п.).

Видный бухгалтер-аналитик первой половины XX века Александр Рощаховский одним из первых проанализировал практику составления отчетности 25 крупными акционерными предприятиями, и результаты показали исключительную пестроту структуры публикуемых балансов, неоднозначную трактовку отдельных его статей. Только жесткое нормативное регулирование правил составления отчетности, по его мнению, могло исправить положение.

Отныне и теперь

С тех времен годовой бухгалтерский отчет претерпел существенные изменения в отношении его аналитических и контрольных качеств. Так, долгие годы советской власти основной функцией отчетности был контроль за выполнением плана. Сегодня приоритетной функцией является аналитическая.

Изменился состав годовой отчетности. Годовая отчетность наших советских предприятий насчитывала свыше 20 форм, сегодня их всего шесть: баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним и пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Что уж говорить о переменах, которые претерпело содержательное наполнение основных статей. Если в 80-х годах прошлого века количество балансовых статей превышало 160, то к началу 90-х оно сузилось до 38 статей в активе и 29 статей в пассиве. Были собраны в одну статью все производственные запасы, которые прежде показывались в довольно подробном разрезе. Незавершенное производство как в основном, так и во вспомогательных и подсобных цехах и хозяйствах стали показывать общей суммой в одной статье. А сегодняшний бухгалтерский баланс по сравнению с балансом прошлого века еще более компактен и прозрачен, хотя и для его составления бухгалтерам требуются немалые знания и время.

Наталья СОКОЛОВА

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное