Акцизы выросли, бумаг прибавилось

16.03.2006 распечатать

Последние изменения в главе 22 Налогового кодекса заметно осложнили жизнь производителей подакцизных товаров. Обязанность по уплате акцизов постепенно переносится именно на них. Кроме того, государство усиливает контроль над оборотом товаров, облагаемых акцизами.

С 1 января 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 107-ФЗ (далее – Закон). Дума приняла этот документ в одном пакете с новой редакцией Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В комплексе с ними был принят и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Этот документ вступил в силу также с начала 2006 года.

Неблагоприятные тенденции

Первое, на что можно обратить внимание при анализе изменений в главе 22, – это увеличение ставок. Очевидно, что оно затронет практически каждого плательщика акцизов и отразится на розничных ценах продавцов подакцизных товаров.

Изменения в сфере оборота этилового спирта и алкоголя также значительны. Уходит в прошлое режим налогового склада, платить акцизы теперь будут только производители алкогольной продукции. Упразднена система региональной маркировки алкоголя, а суммы акцизов на него будут поступать только в федеральный бюджет.

Реализация денатурированного этилового спирта (ДЭС) раньше освобождалась от обложения акцизами. Теперь этой льготы нет. Компании, которые продают ДЭС, будут платить налоги в том же порядке, как и при операциях с нефтепродуктами. В частности, появилось два дополнительных свидетельства, которые будут выдавать организациям, производящим и перерабатывающим ДЭС.

Порядок налогообложения нефтепродуктов изменился в меньшей степени. Однако и здесь не обошлось без концептуальной новации. Введена система контроля над оборотом прямогонного бензина. Она призвана не допустить производство из него высокооктанового автомобильного топлива без уплаты соответствующей суммы акциза.

Ставки выросли

С этого года выросли ставки акцизов по большинству подакцизных товаров (ст. 193 НК РФ). В среднем они увеличились на 9–10 процентов. А ставка акциза на сигареты возросла на 20 процентов. При этом нижний предел отпускных цен на сигареты и папиросы также повысился на 5 процентов (с 20 до 25).

Больше всего выросла ставка акциза на прямогонный бензин – с 0 до 2657 рублей за тонну. Теперь она соответствует ставке акциза на автомобильный бензин с октановым числом до «80» включительно.

По ряду важных подакцизных товаров ставки налога не изменились. В частности, это натуральные вина, безалкогольное пиво, легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 киловатт, автомобильное топливо и моторные масла.

Отметим также, что еще 28 августа 2005 года была увеличена ставка налога на добычу горючего природного газа – с 135 до 147 рублей за тонну.

Кто платит за алкоголь

Согласно прежней редакции главы 22, к алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта от 9 процентов и выше применялся режим налогового склада.

С 1 января 2006 года все положения, связанные с акцизными складами и распределением ставок, утратили силу. Таким образом, акцизы теперь платят только производители алкогольной продукции. Соответственно они должны уплачивать налог полностью независимо от того, кому был продан алкоголь – оптовику или розничному магазину.

Установленные Законом переходные положения невыгодны для оптовиков, которые не реализовали запасы спиртного до 1 января 2006 года. Организации, учредившие акцизные склады до этой даты, несут обязанности плательщиков акцизов в отношении алкогольной продукции, поступившей на их склады до 1 января.

Существенные изменения депутаты внесли и в законодательные акты, которые регулируют сферу производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, был упразднен порядок распределения акцизных поступлений от алкогольной продукции между федеральным и региональными бюджетами. Раньше компании платили 20 процентов акцизов в федеральный бюджет, а 80 – в бюджет региона, в котором они реализовывали продукцию. При этом на акцизных складах бутылки маркировали специальными региональными марками. С нового года акцизы поступают только в федеральный бюджет, а регионы лишены права контролировать оборот алкоголя на своей территории. Эти изменения могут ослабить позиции средних и мелких региональных производителей, которые раньше могли опираться на поддержку местных властей.

Дополнен объект налогообложения

До 1 января 2006 года компании, которые торговали денатурированной спиртосодержащей продукцией, налогов не платили. Теперь же организации, у которых есть свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, будут платить акциз за получение ДЭС (подп. 20 п. 1 ст. 182 НК РФ). При этом будет применяться ставка, предусмотренная для прочего этилового спирта, то есть 21,5 рубля за литр. Равная ставка для всех видов безводного спирта должна защитить рынок от появления продукции, изготовленной из дешевых технических спиртов.

Вместе с тем денатурированный этиловый спирт используют и для производства продукции, которая не содержит спирт. Если все операции с ДЭС отнести к налогооблагаемым, производители такой продукции окажутся в невыгодных условиях. Чтобы защитить их, законодатели дали им возможность пользоваться налоговыми вычетами. Для этого организациям, которые производят ДЭС или неспиртосодержащую продукцию на его основе, нужно получить соответствующие свидетельства (ст. 179.2 НК РФ). Иначе применить вычет нельзя. При этом ДЭС должен использоваться только для производства продукции, не содержащей спирт.

Установленный кодексом срок уплаты акциза по операциям с ДЭС отличается от общего срока уплаты налога по другим операциям. Акциз надо платить не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3.1 ст. 204 НК РФ). То есть спустя два месяца после представления соответствующей налоговой декларации.

Отметим, что изменения в Налоговый кодекс вводят новое понятие «неспиртосодержащая продукция» (п. 1 ст. 179.2 НК РФ), но четко его не определяют. Нет его и в других законах и нормативных актах. Официальная расшифровка этого термина нужна потому, что производство такой продукции дает налогоплательщику право на вычет сумм акциза. Неясность в вопросе о том, что следует относить к неспиртосодержащей продукции, может вызвать споры между фирмами и инспекторами.

Рассмотренные нововведения усилят государственный контроль над производством и оборотом ДЭС через систему выдачи свидетельств. Поскольку налогообложение всех видов этилового спирта стало равным, производить суррогатные алкогольные напитки на основе ДЭС теперь невыгодно. Поэтому следует ожидать сокращения масштабов нелегального производства алкоголя. Кроме того, вырастет налоговая нагрузка на предприятия, которые применяют ДЭС в производстве спиртосодержащей продукции. А предприятия, которые изготавливают ДЭС и производят из него неспиртосодержащую продукцию, теперь вынуждены вести учет налога и получать свидетельства для подтверждения своего права на вычет.

Борьба с прямогонным бензином

Прямогонный бензин – продукт первичной переработки нефти. Его используют в качестве сырья для производства таких материалов, как полиэтилен, полипропилен, полистирол и т. п. Однако нередко прямогонный бензин берут за основу при изготовлении суррогатного автомобильного бензина. Добавляя в него недорогие катализаторы и присадки, «производители» повышают октановое число и создают видимость качества топлива. При этом технология переработки прямогонного бензина чрезвычайно проста. Для производства из него автомобильного бензина не нужны мощности нефтеперерабатывающего предприятия. Достаточно смешать необходимые компоненты в цистерне или непосредственно в хранилище АЗС.

Прямогонный бензин был добавлен в перечень подакцизных товаров в 2002 году. Однако до начала этого года ставка акциза по нему оставалась нулевой. Данная мера была направлена на поддержку нефтехимической отрасли. Вместе с тем дешевизна прямогонного бензина при нулевой ставке акциза способствовала его нелегальному использованию. Полученный таким образом автомобильный бензин выводился из-под обложения акцизом.

Еще в 2003 году в правительст-ве обсуждали возможность введения единой ставки акцизов в отношении всех нефтепродуктов. При этом, согласно одному из вариантов, уплаченные суммы акциза по прямогонному бензину возвращали бы организациям. Для этого им надо было доказать, что бензин использовался в качестве сырья для нефтехимии. Предполагалось, что введение единой ставки лишит смысла производство фальсифицированного топлива из прямогонного бензина.

Вступившие в силу в этом году изменения не столь радикальны, но в целом следуют логике прежних предложений. Ставки акцизов на нефтепродукты остались без изменений, а ставка на прямогонный бензин увеличилась до уровня ставки на автомобильный бензин с октановым числом до «80» включительно.

При этом для контроля за дальнейшим использованием прямогонного бензина введено дополнительное свидетельство на его переработку. Его будут выдавать организациям и индивидуальным предпринимателям, которые производят продукцию нефтехимии из прямогонного бензина (п. 1 ст. 179.1 НК РФ). Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, который имеет свидетельство и использует этот бензин в качестве сырья, подлежат вычету (п. 9 ст. 200 НК РФ). Чтобы получить вычет, нужно представить пакет документов, подтверждающих факт передачи прямогонного бензина в производство (п. 9 ст. 201 НК РФ).

Таким образом, новая редакция главы 22 Налогового кодекса добавит сложностей и предприятиям нефтехимической отрасли, производящим пластики и полимеры. Им придется вести учет сумм налога, а также обосновывать свое право на вычет по полученным объемам прямогонного бензина.

Акцизы – что это?

Акцизы – один из видов косвенных налогов. Государство взимает их с производителей или оптовых поставщиков подакцизных товаров. При этом суммы акцизов, которые плательщики включают в цену товаров, платят конечные потребители. В отличие от другого косвенного налога – на добавленную стоимость, акцизами облагаются не все товары, а только строго определенный перечень.

Помимо пополнения бюджета, акцизы выполняют ряд других функций. Поскольку по своей природе акцизы – налог на потребление, в мировой практике широко используют регулирующие возможности этого вида налога. Так, относя к подакцизным товарам алкоголь и табак, государство ограничивает их потребление. Акцизы на топливо и моторные масла – по сути, плата за пользование природными ресурсами. Они должны компенсировать загрязнение окружающей среды. Акцизы на предметы роскоши позволяют перераспределить средства в экономике.

С момента введения в действие второй части Налогового кодекса внимание законодателей обращено прежде всего на две группы подакцизных товаров – алкогольную продукцию и нефтепродукты. Порядок их налогообложения меняется год от года. Причем обязанность по уплате налога постепенно переносят на производителей подакцизных товаров. Также усиливается контроль над сферой их производства. И изменения законодательства, которые вступили в силу с 2006 года, только развивают эту тенденцию.

Олег Брюхановский, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и партнеры»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.