Новый закон о бухучете – шаг назад

Новый закон о бухучете – шаг назад

15.03.2006 распечатать

В прошлом номере журнала мы писали о преимуществах и недостатках проекта закона «Об официальном бухгалтерском учете»1. В Госдуму поступил еще один законопроект, который называется «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Он предлагает новый подход к введению в России национальных стандартов. Два возможных пути перехода на МСФО обсуждали участники II Национального конгресса «Современный этап реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: анализ и перспективы», который провела Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности (Фонд НСФО).

Открыл первую сессию конгресса председатель Попечительского совета Фонда НСФО Евгений Ясин. Во время вступительной речи он высказал сожаление, что процесс принятия национальных стандартов в России идет медленно.

Затем участников конгресса приветствовал президент РСПП, член Попечительского совета Фонда НСФО Александр Шохин. Он отметил, что Россия не просто должна перенимать вслед за Европой систему МСФО, но и пытаться обогатить ее позитивным отечественным опытом. По мнению г-на Шохина, МСФО должны стать основой национальных счетов, но адаптировать их без анализа недопустимо.

НСФО критикует проект Минфина

Фонд НСФО разработал проект закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Об этом документе, который был внесен в Государственную думу в декабре 2005 года, рассказал председатель правления Фонда НСФО, депутат Госдумы Андрей Буренин. Также он отметил недостатки проекта Минфина «Об официальном бухгалтерском учете». Дело в том, что сотрудники Министерства финансов планируют сделать аккредитацию негосударственных регулирующих организаций обязательной. «В результате все рычаги влияния на процесс внедрения национальных счетов остаются у государства, а ответственность перекладывается на общественные организации», – сказал г-н Буренин.

При этом законопроект подразумевает существование сразу нескольких систем финансовой отчетности. Будет отчетность в соответствии с ПБУ, отчетность по МСФО в интерпретации Минфина (проект «О консолидированной финансовой отчетности») и отчетность по МСФО в соответствии с требованиями ФСФР. А проект, который предложил Фонд НСФО, предполагает существование всего двух видов финансовой отчетности – согласно ПБУ и по стандартам, разработанным на основе МСФО.

Существующая отчетность инспекторам не нужна

Вторая сессия началась с выступления председателя Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Госдумы по бюджету и налогам Михаила Орлова. Он, а затем начальник управления налогообложения прибыли ФНС России Олег Хороший, отметили, что отчетность по действующим стандартам не отражает реального финансового положения предприятия. А налоговым работникам, по мнению выступающих, она вообще не нужна. Но, если в России будет принята система отчетности в соответствии с МСФО, инспекторы будут заинтересованы в изучении отчетов фирм. Разумеется, только в случае если они будут понятными и сопоставимыми друг с другом. Поэтому было предложено создать единую информационную базу, которая будет содержать различные сведения о компаниях. Начальник управления статистики цен и финансов Федеральной службы государственной статистики Ирина Горячева заметила, что службе статистики она бы очень пригодилась.

ПБУ должны остаться

В ходе третьей сессии докладчики высказывали мнения о национальных стандартах учета. Первым выступил директор PriceWaterhouseCoopers Марио Мацидовски. По его словам, в Германии на основе МСФО составляют лишь консолидированную отчетность. Внутреннюю же отчетность строят на системе национальных стандартов учета.

Вслед за ним взяла слово заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет» ГОУ «Институт повышения квалификации» Федерального агентства по атомной энергии РФ, член комитета по МСФО Института профессиональных бухгалтеров России Наталья Айрапетова. Она привела в пример несколько сравнительных таблиц по разным странам Европы. В них были отражены несовпадения национальных стандартов и МСФО. Правда, г-жа Айрапетова заметила, что эти отличия не мешают иностранным компаниям. Предприятия составляют отчетность двух видов – по МСФО и по внутреннему законодательству.

Докладчики не стали выяснять, какой из двух представленных проектов законов о бухучете наиболее удачен с точки зрения мировой практики.

Кто в ответе за финансовую отчетность?

Заместитель председателя правления Фонда НСФО Михаил Киселев заметил, что в настоящее время составители отчетности не несут за нее полную ответственность. Вторую подпись на финансовой отчетности ставит главный бухгалтер предприятия. Однако, по мнению фонда, ее нельзя считать контрольной. Ведь главный бухгалтер полностью подчинен генеральному директору компании. Предполагается, визировать отчеты будет либо единолично генеральный директор фирмы, либо подпись на документе будет ставить председатель совета директоров.

Участники конгресса заметили, что налоговые работники не обращают внимания на ошибки в отчетности, если они не отразились на суммах налогов. Это отрицательно сказывается на достоверности финансовой информации. Поэтому необходимо повысить роль судов и ФСФР в надзоре за показателями отчетности фирм.

Проект закона, предложенный фондом, предусматривает введение гражданской ответственности составителя финансовой отчетности и аудитора перед ее пользователями за искажение показателей. Они понесут наказание независимо от того, занизила ли фирма в результате налоги или нет.

Подводя итоги, участники конгресса выразили надежду, что в России в скором времени будут введены национальные счета, близкие к МСФО. По прогнозу заведующего кафедрой «Бухгалтерский учет» Финансовой академии при Правительстве РФ Виктора Гетьмана, это должно произойти к 2008 году.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.